или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
20 января 2014
1
1 268

13-19 января: Кавказ за неделю

Ключевые события недели: в Дагестане Рамазан Абдулатипов поручил местному УФСБ проверить СМИ на предмет экстремизма, в Москве был представлен экспертный доклад «Северный Кавказ: Quo Vadis?» Константина Казенина и Ирина Стародубровской, а в Ингушетии годовщину депортации отметят новыми спектаклями.
Политическая жизнь
15 января Глава Дагестана ​обратился с ежегодным Посланием к парламенту республики. Послание содержало — помимо традиционных для такого формата тем — критику в адрес республиканских СМИ. Рамазан Гаджимурадович заявил, что «в печатных изданиях зачастую критикуют правоохранительные органы, но не очень убедительно показывают пагубность и социальную опасность идеологии экстремизма и терроризма. Всякое заигрывание с экстремизмом и терроризмом недопустимо, противоречит российскому законодательству». Более того, он поручил Правительству республики и местному Управлению ФСБ провести анализ республиканских СМИ «на предмет пропаганды экстремизма, радикализма, героизации бандитов». Многие опасаются, что последующие проверки могут негативно сказаться на положении независимых СМИ республики.
17 января Прокуратура Чечни ​обратилась в суд Заводского района Грозного с требованием признать экстремистским сайт chechenews.com (он и правда производит неоднозначное впечатление). По данным прокуратуры, на этом сайте размещены материалы, признанные экстремистскими и внесенные Министерством юстиции РФ в Федеральный список экстремистских материалов.
Культура
14 января: Годовщину депортации народа Ингушетии театры республики ​отметят новыми спектаклями. В публикации речь идёт о двух из них: во-первых, это «Паспорт» — новый спектакль Русского Государственного музыкально-драматического театра Республики Ингушетия, а во-вторых, «Выжить, чтобы вернуться» — постановка Государственного драматического театра имени Идриса Базоркина.
Автор сценария спектакля «Паспорт» Микаил Базоркин поделился с ИА Regnum, что материалы для своей работы он брал из воспоминаний своей мамы, многих других людей, переживших депортацию: «Спектакль называется «Паспорт», и все действие вертится вокруг него, ведь паспорт переселенца — это документ, не дающий право на жизнь».
15 января: Российский гуманитарный научный фонд ​поддержал грант на проведение археологических раскопок известного аланского городища в селе Алхан-Кала Грозненского района. Последнее исследование проводилось там лишь в 60-х годах прошлого века. Археологи планируют провести раскопки в июле-августе 2014 года.
В Алхан-Кале когда-то было открыто древнее аланское городище, которое могло быть одним из крупнейших населённых пунктов во всей Алании. В результате раскопок, проводившихся в советский период, было собрано огромное количество предметов быта, утвари, украшений и оружия.
Аналитические и исторические публикации за неделю
14 января​​«Северный Кавказ: Quo Vadis?» («Комитет гражданских инициатив»)
Долгожданный обобщающий доклад ведущих специалистов по Северному Кавказу из Москвы, сотрудников Института Гайдара Ирины Стародубровской и Константина Казенина (его текст доступен по ​ссылке). Цель доклада двоякая: с одной стороны, авторы хотят приблизить соотечественников-неспециалистов к пониманию непростой политической ситуации, сложившейся на Кавказе (и эту задачу они, безусловно, решают), а с другой — предоставить людям, принимающим решения в регионах СКФО альтернативный разбор проблем, перед которыми они стоят (об этом судить пока ещё рано).
16 января​«Являются ли аварцы ваххабитами?» («Московский Комсомолец»).
Подробная статья журналиста Марко Шахбанова о непростых взаимоотношениях между нетюркским (т. е. преимущественно дагестанским) населением Закатальского округа Азербайджана и официальными религиозными представителями Азербайджана. Автор утверждает, что в округе проводится дискриминационная политика в отношении суннитского населения и предпринимается попытка склонить его к принятию шиитской обрядовой практики или хотя бы ограничить влияние наиболее распространённых в Дагестане мазхабов.
Статьи из махачкалинского «Черновика», посвящённые ежегодному Посланию главы республики к парламенту. Первая, написанная Вячеславом Хуцныевым, объединяет два главных текстуальных события этой недели: доклад КГИ и Послание. Автор пишет, что хотя эти тексты хорошо формулируют запрос на изменения у двух важных групп российского общества (в первом случае — главы и правительства республики, во втором — экспертного и интеллектуального сообщества), они не дают решения главной проблемы, мешающей претворению планов в жизнь, а именно растущим политико-экономическим амбициям местных силовиков. Вторая же статья — краткий критический пересказ речи главы республики для тех, кому оказался не под силу исходный текст послания.
Выпуск рубрики «Был такой город», в которой дагестанские журналистки Светлана Анохина и Полина Санаева публикуют воспоминания махачкалинцев о жизни города в прежние, советские времена. В этот раз доступен не только опубликованный в «Черновике» вариант воспоминаний журналистки Елены Зелениной, но его более полный и снабжённый иллюстрациями оригинал.
Александр Черкасов прокомментировал на «Эхе Кавказа» очередные слухи о том, что Доку Умаров — символ чеченского исламского подполья — мёртв и этому существуют доказательства. Несмотря на то, что известный правозащитник с этой версией соглашается, он призывает не терять бдительность, так как гибель лидера вряд ли заставит террористов отказаться от выполнения своих планов и, более того, она может сподвигнуть их на важный, символический террористический акт.
18 января​«Как слово на Кавказе отзовется…» («Кавказская политика»)
В Москве на рабочем семинаре известные кавказоведы Денис Соколов, Ирина Стародубровская, Екатерина Сокирянская и Екатерина Капустина обсудили применимость оппозиции «традиционный»/«нетрадиционный» ислам к сегодняшнему положению дел на Северном Кавказе.
Денис Соколов усомнился в применимости разделения на «традиционный» и «нетрадиционный» ислам: «Во-первых, это неправда. По крайней мере, я не нашел подтверждения тому, что такое разделение существует в природе. И я здесь не одинок. А во-вторых, это опасно. В Дагестане, например, принят закон о ваххабизме. Мы не можем определить, что такое «традиционный» и «нетрадиционный» ислам, а юридические последствия уже существуют».
Другие участники дискуссии согласились, что подобное разделение некорректно, но всё же отметили, что ничего лучше пока не было изобретено. Например, Ирина Стародубровская отметила, что«для людей, которые втянуты в конфликт, это разделение реально. Если мы рассмотрим ситуацию в любом кавказском селе, где имело место вооруженное противостояние, мы увидим, что начиналось все именно с этого разделения».
Корреспондент «Smart News» побывал в горном дагестанском селе Ахты и пограничной крепости русских офицеров, выстоявшей перед армией имама Шамиля, и рассказал о планах по реконструкции исторических памятников, которую в прошлом году поручил произвести глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.
Субботний Рамблер
Рекомендации
Очень заинтересовали раскопки Аланского Городища, Кавказ всегда прельщал своеобразием своей древней культуры и истории.
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука