или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
21 июня 2015
0
32 486

Осколки щита Родины: какое оружие производят бывшие республики СССР. Часть 1

Ракета-носитель «Зенит-3SLБ». Фото с сайта завода «Южмаш»

Большая часть советской плановой экономики прямо или косвенно работала на войну. Предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) были во всех без исключения союзных республиках, от гигантских заводов и полигонов для испытания ядерного оружия до неприметных «ящиков» — секретных конструкторских бюро без почтового адреса, только с указанием номера почтового ящика. Кому что досталось и как власти новых независимых государств распорядились наследством советского ВПК — в обзоре Кирилла Михайлова. В первой части рассказываем об оборонной промышленности Украины, Молдавии и Белоруссии.

Белоруссия

Особенность ВПК Белоруссии состоит в том, что из-за близости к границе в советское время в республике не размещали крупных оборонных производств. Минский автомобильный завод (МАЗ), конечно, крупное производство, но выпускал он тягачи для ракет, но не сами ракеты. 120 предприятий ВПК выпускали радиоэлектронику, комплектующие и подсистемы для самых разных видов оружия.

Александр Лукашенко в течение 20 лет строит в Белоруссии социализм в отдельно взятой стране, поэтому структура ВПК сохранила черты, характерные для советского прошлого: весь оборонный комплекс подчиняется Государственному военно-промышленному комитету. Сейчас в республике работает порядка 50 оборонных заводов, многие как смежники для российской оборонки, но вполне успешно освоена и ниша модернизации старого советского оружия для республик СНГ и стран третьего мира. Основные направления развития ВПК Белоруссии выглядят так: системы комплексного противодействия высокоточному оружию, боевые геоинформационные системы, колесные и гусеничные платформы для ракет, беспилотники; информационные технологии, связь и управление.

Тягач МЗКТ. Фото: interpolit.ru
Россия покупает у соседей прицелы для бронетехники (ОАО «Пеленг»), пилотажно-навигационные комплексы для самолетов «Сухого» (БПО «Экран») и много еще чего по мелочи. Но главное для нашей страны — это, конечно же, многоосные платформы Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Завод этот был выделен в самостоятельное производство в 1991 году из Минского автозавода. Тягачи МЗКТ можно видеть каждый год по телевизору или своими глазами в центре Москвы на параде Победы или предшествующих ему репетициях: стратегический ракетный комплекс «Тополь-М» на шасси МЗКТ-79221 с межконтинентальной ракетой и зенитно-ракетный комплекс С-400 на шасси МЗКТ-7930. Эта четырехосная машина с колесной формулой 8x8 грузоподъемностью до 24 тонн — лидер российского рынка военных шасси в этом классе. «Тридцатка» дает разработчикам 8,5 метров монтажной платформы за водительской кабиной, так что на нее устанавливают оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», береговые противокорабельные комплексы «Бал-Э», «Берег» и «Бастион».

Молдавия

Специализацией Молдавской ССР в оборонной промышленности была в основном вычислительная техника, электроника и радиоэлектроника. Произведенное оборудование и комплектующие отправлялись на заводы в других республиках, в основном в РСФСР, то есть в Молдавии конечный продукт в виде какой-нибудь радиолокационной станции не производился. Основные молдавские оборонные предприятия находились в Кишиневе: «Топаз», «Мезон», «Сигнал», «Счетмаш» и другие. К примеру, завод «Мезон» входил в пятерку крупнейших советских производителей микроэлектроники и выпускал до 130 млн интегральных микросхем в год.

Завод «Мезон». Фото: mezon.md
После распада СССР заводы потеряли своих заказчиков, а государство так и не смогло выработать последовательную политику по поддержке и развитию оборонных заводов. И все-таки некоторые заводы умудрились выжить. В 2002 году завод «Топаз» купило московское машиностроительное предприятие «Салют», которое выпускает авиадвигатели и энергоустановки. Если до 1991 года «Топаз» производил микроэлектронику, то теперь — станки и разные специальные установки для производства авиадвигателей. А тот же самый «Мезон» по-прежнему выпускает интегральные схемы. Но есть и примеры глубокой конверсии. Завод «Рэут» в Бельцах (бывшее Производственное объединение им. Ленина) производил навигационную и гидроакустическую аппаратуру для военно-морского флота. Это производство частично сохранено и по сей день, но большая часть продукции — кухонные электроплиты, духовки, телефоны, радиоприемники, счетчики электроэнергии, замки, защелки и даже зонты.

Украина

На Украине было сосредоточено около 30% от всего военно-промышленного комплекса СССР, более 700 предприятий, ведущие конструкторские бюро. В первую очередь это было авиастроение, танкостроение, судостроение и, наконец, ракетостроение — знаменитый «Южмаш», производитель тяжелых жидкостных межконтинентальных баллистических ракет. Появление независимых государств на руинах СССР было серьезнейшим ударом для глубоко интегрированного советского оборонного комплекса. 1990-е оказались очень тяжелыми для ВПК Украины, нарушилась интеграция с российскими предприятиями, существенно сократился оборонзаказ, количество предприятий, занятых в оборонке, сократилось в несколько раз.

Причина была не только в глубоком экономическом кризисе, но и в отсутствии общей стратегии развития ВПК. Поиск партнеров то на Западе, то на Востоке приводил к срывам таких крупных проектов, как участие ГП «Антонов» в создании Airbus A-400M, к отказу от продажи России недостроенного крейсера проекта 1164 «Украина» «Судостроительного завода имени 61 коммунара» в Николаеве (крейсер так и остался ржаветь на верфях), так и не был доведен до ума совместный с Россией проект создания среднемагистрального транспортного самолета Ан-70, и так далее.

Ан-70. Фото: bmpd.livejournal.com
Тем не менее, за 20 лет после распада СССР Украина вошла в десятку ведущих мировых экспортеров оружия. Дело в том, что в 1991 году Украине достались гигантские арсеналы, которые предназначались для снабжения войск в Восточной Европе. Так что значительной статьей доходов ВПК стал экспорт модернизированной советской техники и ее последующее обслуживание. Сохранившиеся конструкторские бюро и заводы разрабатывали и представляли новые образцы вооружений, но за редким исключением в серию они не шли. ВПК Украины с 2010 года объединяет концерн «Укроборонпром», но он в основном занимается экспортными контрактами, а не разработкой и проведением оборонно-промышленной политики.

Один из примеров глубокой модернизации старого оружия — танк «Булат» (на базе Т-64). Производится на Заводе транспортного машиностроения имени Малышева в Харькове (ЗТМ им. Малышева). Танк получил новую 125-миллиметровую пушку, двигатель и динамическую защиту, в 2004 году был принят на вооружение украинской армией. Стоимость модернизации одной машины составляет около $500 тыс. Контракт на поставку 50 «Булатов» был подписан с Конго.

Украинский ВПК смог сконструировать и запустить в 2009 году в серию новый танк «Оплот», в котором развиваются конструктивные идеи Т-80. По своей защите эта машина не уступает современным западным образцам, а к числу достоинств танка относятся хорошая проходимость при относительно небольших массе и размере. «Оплот» вооружен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой. В 2011 году эта машина обошла таких соперников как российский Т-90 и немецкий «Леопард 2» на конкурсе для поставки танков Таиланду. Сумма контракта составила $240 млн.

Но были и неудачи. В январе 2014 года Ирак вернул украинской стороне 42 БТР-4 из-за неустранимых дефектов в броне, а попросту — из-за трещин. Общая сумма контракта на поставку 420 бронетранспортеров, оплаченных США, составила $457,5 млн.

Двигатель производства «Мотор Сич». Фото: fotografersha.livejournal.com
До начала 2014 года 97% продукции ВПК Украины шло на экспорт, а основными партнерами были Россия ($ 1 млрд в 2013 году), Казахстан, Китай, Индия, Ирак и Таиланд.

«ВПК Украины на грани смерти», — так сейчас оценивает положение дел руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. После того как Украина в мае официально прекратила военно-техническое сотрудничество с Россией, она лишилась ежегодных заказов более чем на $1 млрд. «Речь идет, прежде всего, о вертолетных двигателях запорожского машиностроительного предприятия «Мотор Сич» и двигателях для корветов николаевского завода «Зоря–Машпроект», — поясняет Цыганок. «Мотор Сич» поставляет в Россию двигатель ТВЗ-117, основной для штурмового вертолета Ми-24 и транспортника Ми-8. Объем поставок — 80% от всего производства. Россия также закупала 95% газотурбиновых двигателей завода «Зоря–Машпроект» для Военно-морского флота. Теперь все это производство встанет.

Еще одна проблема в том, что до 70% смежников — то есть поставщиков оборудования и комплектующих для украинских оборонных заводов, — находятся в России, экономические связи с ними теперь тоже разорваны. Эксперт Анатолий Цыганок уверен, что Украина теперь сможет самостоятельно выпускать только танк «Оплот», а производство одной машины в новых условиях займет не 8-9 месяцев, как раньше, а до 20 месяцев.

Разрыв военно-технического сотрудничества с Россией означает прекращение обслуживания межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-36М2 «Воевода», принятых на вооружение в 1988 году. Ракета была сконструирована в КБ «Южное» в Днепропетровске и производилась на Южном машиностроительном заводе в том же Днепропетровске, где до сих пор выпускаются все необходимые запчасти к Р-36М2.

Эта самая мощная межконтинентальная ракета в мире по классификации НАТО называется SS-18 «Сатана», что неудивительно. 10 таких ракет могут убить большинство людей, живущих в США и уничтожить до 80% промышленности этой страны. Дальность полета «Воеводы» — 16 000 км, она оснащена либо одной боеголовкой мощностью 8 мегатонн, либо десятью разделяющимися головными частями по 0,75 мегатонн каждая. Для сравнения, мощность ядерного взрыва в Нагасаки была 21 килотонна. «Воевода», она же Satan, базируется в шахте, защищенной от прямого ядерного взрыва, сама ракета защищена от воздействия ядерного взрыва во время полета и способна преодолевать самую серьезную противоракетную оборону. Официальные российские лица обещают заменить «Воеводу» на МБР полностью российского производства к 2020 году.

Читайте также
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука