или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
14 февраля 2014
0
1 446

Без шезлонгов и ресторанов «все включено»

Артем Русакович родился в Тюменской области, вырос в Уфе, а сейчас уже больше десяти лет живет в Москве. Выпускник факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова 2006 года, он сотрудничал с десятком разных СМИ и издательств. Дольше всего – год – был редактором путеводителей «Вокруг света».
Путешествовать начал больше десяти лет назад. Большую часть своего «километража» передвигался автостопом, и уже побывал в нескольких десятках стран.
- Артем, откуда у тебя такая тяга – забираться так далеко от дома, да еще и автостопом?Родители приучили?
— Честно говоря, никто из моих ближайших родственников так далеко, как я, не уезжал от родных мест. Только дед во время Великой Отечественной войны дошел до Праги. И, пожалуй, до меня это было единственное дальнее путешествие в нашей семье.
А я в детстве читал приключенческие книги, типа Жюля Верна. И мне казался очень романтичным такой образ жизни — ездить по земному шару и попадать в приключения. Это уже потом я узнал про то, как можно путешествовать без больших денег и глубоко познавать мир. Я имею в виду автостоп. Сначала прочитал статью в каком-то журнале, заинтересовался. Потом пообщался с уже опытными людьми. Потом отыскал в интернете книгу Антона Кротова (основатель и президент Академии вольных путешествий, писатель — прим. ред.). «Практика вольных путешествий», где даются полезные советы для начинающих автостопщиков. И вот однажды, будучи в городе Чебоксары на фестивале юных журналистов, я решил вернуться в Москву таким образом. Мне тогда было лет 16.
- Многие считают, что садиться в автомобиль к незнакомому человеку очень опасно – мол, изнасилуют, убьют и закопают. У тебя были подобные страхи?
— Нет, об этом я, как ни странно, даже не думал. Я вообще довольно позитивно настроен к окружающему миру. Единственная боязнь была, что машина не остановится или что меня не повезут бесплатно. Но и эти страхи исчезли через 20 минут, когда остановилась первая машина. И потом, в течение всего дня, все шло гладко. До Москвы я тогда доехал за один день. Расстояние там – 700 километров, стандартная однодневная дистанция.
Считаю, что садиться в машину к незнакомцу на трассе ничем не опаснее, чем садиться в машину к пойманному на улице «бомбиле». По трассам ездят те же самые люди, которых вы каждый день видите вокруг себя в городе.
Вот попасть в автомобильную аварию – это действительно реальная опасность.
- Ты попадал?
— Их было две, к счастью, довольно легкие. Один раз на трассе Красноярск-Иркутск водитель, который меня подобрал, быстро ехал и на крутом повороте на справился с управлением. Машина улетела в кювет, ее протащило по траве метров двадцать. Сильно трясло, и я боялся, что она сейчас перевернется. Обошлось. Ремнем безопасности пристегнут не был. С тех пор всегда пристегиваюсь, даже на заднем сиденье. 
Вторая авария была еще «веселее» – в Польше, во время гололеда. Нас занесло на обочину, выбросило в кювет, и машина перевернулась. Наученный опытом, я уже был пристегнут. И потому, даже вися вниз головой, благополучно выбрался из автомобиля. Водитель, жизнерадостный поляк, отнесся к произошедшему спокойно, спросил, все ли со мной в порядке. Я его сфотографировал, он потом нашел меня в «Фэйсбуке» и попросил прислать ему это фото — его на фоне перевернутой машины.
- А ограбить тебя когда-нибудь пытались?
— С активной агрессией я, к счастью, не сталкивался. Раньше, еще лет пять назад, опасностью считались так называемые гопники, неблагополучная молодежь в маленьких городах и деревнях. Но сейчас проблема ушла на второй план, люди стали менее агрессивные.
Иногда на глухих трассах, уже сев в машину, я понимал, что водитель слегка нетрезв. В таком случае я старался покинуть автомобиль как можно скорее. Просил остановиться, пытался слинять.
Несколько раз общался с полицейскими, пограничниками и эфэсбэшниками, которые подозревали во мне какого-то шпиона и долго допрашивали. Но это, по сути, мелочи. Издержки «профессии».
— Нет никакого среднестатистического водителя – именно этим автостоп и интересен. Ты можешь пообщаться с такими людьми, с которыми никогда больше не пообщался бы. Это дальнобойщики, рабочие, предприниматели, фермеры, священнослужители, преподаватели, инженеры. В общем, представители всех возможных профессий. Для человека любознательного это просто кладезь бесценной информации. Например, когда тебя подвозит летчик, можно выяснить много интересного о том, как устроена авиация. Когда шахтер — как работает шахта и чем отличаются друг от друг виды угля.
- Наверно, ты уже полмира объехал…
— В западном полушарии я был в США и Мексике. В Европе – Италии, Испании, Польше, Чехии, Словакии, Австрии, Румынии. Проехал практически по всему бывшему Советскому Союзу, кроме Туркмении, Латвии и Эстонии. Много где по России – от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до Дагестана. Из азиатских стран — в Иране, Турции, Монголии, Вьетнаме, Камбодже. А вот что касается Африки, то пока только в Марокко.
- Есть страны, где автостоп «не работает»?
— Везде свои особенности. Возьмем Монголию. Менталитет у населения там вполне автостопный, но на дорогах очень мало машин. Трафик такой, что в некоторых местах может проезжать всего лишь по 5-6 авто за целый день. При этом многие заполнены до отказа людьми, и для тебя элементарно нет места. Но все равно народ останавливается и, если хоть куда-то можно тебя посадить, пытается помочь. Тем не менее бывает тяжеловато.
В Камбодже не принято подвозить бесплатно. Но все же автостопить можно. При слове «бесплатно» пять водителей откажутся тебя везти, а шестой подвезет.
В бедных мусульманских странах типа Ирана тоже считается, что за проезд на чужой машине человек должен заплатить. Но опять же, если ты предупредишь заранее о том, что у тебя нет денег, проблем не возникнет. Рано или поздно тебя подвезут.
В некоторых странах люди просто плохо останавливаются, увидев голосующего человека. Как ни странно, это США, где автостоп когда-то развился, Испания. То ли люди боятся, то ли не горят желанием кому-то помогать. Там тяжелый и непредсказуемый автостоп. Ты можешь стоять несколько часов в хорошем, удобном месте, где проезжают сотни машин, и никто не остановится.
- И как долго тебе приходилось стоять в ожидании?
— В Монголии – по 7-8 часов. Если говорить о России, то максимум – часа четыре. Причем это были далеко не глухие дороги. Просто иногда сходятся звезды особым образом, и ты на самой оживленной трассе Москва-Питер можешь застрять на долгое время. Как раз такое со мной и произошло недавно.
При этом где-нибудь на Севере, где проезжает всего одна машина в час, именно она тебя и подбирает. Это автостоп. Именно такой непредсказуемостью он и хорош.
- А где хороший автостоп?
— Там, где существует некая автостопная культура – Чехия, Польша, Белоруссия. Многие жители этих стран в молодости путешествовали таким образом, многие ездят так и сейчас. Так что там путешествовать легко и приятно. Остановившиеся водители порой готовы даже немного изменить свой маршрут, лишь бы подвезти случайного человека туда, куда ему удобно.
Хороши азиатские относительно богатые страны — Таиланд, Турция. Во-первых, там срабатывает, как я это называю, «эффект белого человека». Местные сразу видят, что ты иностранец, им становится интересно, и они останавливаются. Во-вторых, эти страны достаточно зажиточные, люди там нормально зарабатывают, и у них нет желания с каждого случайного пассажира стрясти деньги. То же самое с мусульманской страной Марокко.
​- Что насчет России?
— По общемировым меркам, у нас нормальный автостоп. Лучше чем в США или Испании. Но хуже, чем в той же Польше.
- Знаю, что в 2007 году ты проехал автостопом по Ингушетии, Северной Осетии, Чечне, Дагестану и другим республикам Северного Кавказа. Это было не самое спокойное время. Про северокавказский регион и по сей день в народе гуляет много всякой негативной информации. И не всегда возможно разобрать, где правда, а где полуправда. Насколько, по твоему мнению, опасно там путешествовать?
— Страшилок действительно полно. Если обобщить – мол, в северокавказских национальных республиках не любят русских, там страшно, опасно и вообще не стоит туда соваться. Лично я никакого негатива к себе как к русскому там не ощущал. 
Местное население, особенно в Дагестане, очень гостеприимное, отзывчивое. Дагестан – это вообще единственный регион России, где каждый день несколько водителей зовут тебя к себе в гости. Каждый второй говорит: «Если не поймаешь следующую машину, приходи. Мой дом вон в той деревне крайний слева». Ни в одном другом регионе России я с таким массовым гостеприимством не сталкивался.
Что там действительно есть — повышенная активность военных и правоохранительных органов. В этих местах приходится чаще, чем где бы то ни было, сталкиваться с проверкой документов и долгими расспросами о том, кто ты такой и что тут делаешь. В этом плане на Северном Кавказе немного нервозно, и если человек не готов относиться к подобным ситуациям с юмором, ему будет тяжеловато.
- А тебе знакомы автостопщики с Северного Кавказа?
— Лично мне нет. Все-таки это не в менталитете кавказских народов, привязанных к своей земле, так вот путешествовать и активно познавать мир. Это какая-то чисто русская черта – искать приключения и какую-то часть жизни болтаться без дела. Но и на Кавказе есть люди, близкие по духу нашему брату. Например, в Махачкале живет мой хороший приятель Багдад, который принимает у себя в гостях других путешественников и сам порой ездит по интересным местам.
- Насколько безопасно девушке в одиночку там путешествовать?
— Нужно соблюдать максимально скромный стиль одежды, еще скромнее, чем когда вы едете автостопом по остальной России. Может быть, даже платок стоит на голову повязать.
Принципиальной разницы между Северным Кавказом и всей остальной Россией нет. Вот между Европой и бывшим Союзом, за исключением, пожалуй, Прибалтики, – есть. В Европе девушка может спокойно одна путешествовать, не подвергаясь никаким домогательствам. А у нас для многих дело чести – предложить едущей в одиночестве девушке вступить в интимную связь.
О целесообразности женского одиночного автостопа вообще ведутся долгие дискуссии на всяких специальных сайтах и форумах. Тем не менее, он существует. И я думаю, если девушка ездит по центральным регионам России и не попадает в проблемные ситуации, то скорее всего она и на Северном Кавказе в них не попадет. В любом случае нужно иметь голову на плечах, уметь наперед просчитывать ситуацию.
- Как тебе удается так много ездить по миру? Ведь для длительных и дальних путешествий нужны время и деньги…
— Пытаюсь совмещать работу и отдых. Последнее время пишу путеводители, за что получаю авторские гонорары, и таким образом исследую разные регионы и страны. Рассказываю, как по этим странам удобнее передвигаться, какие там есть достопримечательности, где можно недорого поесть и переночевать. У меня уже два путеводителя – «Средняя Азия» и «Русский Север». Сейчас пишу «Урал». Еще несколько я написал в соавторстве с другими людьми – «Транссиб», «Мексика», «Дальний Восток», «Центральная Россия».
- Ты подсчитываешь автостопный стаж – количество пройденных километров, число остановившихся машин?
— Раньше считал, но после первого «экватора» — это 40 тысяч километров, автостопщики в таких единицах измеряют свой «профессиональный опыт» — перестал. Думаю, сейчас у меня – от двух до трех «экваторов».
- Километры, города… Острота восприятия не притупилась?
— Не буду лукавить, есть такое. Когда только начинаешь путешествовать, каждая поездка, даже от Москвы до Ярославля, – это событие, и ты можешь потом часами рассказывать друзьям, какие водители тебе попались, где ты стоял и как голосовал. А первый выезд за границу – это вообще как попадание на другую планету. Конечно, со временем к путешествиям привыкаешь. Но удовольствия от них получаешь не меньше. Тем более, на земле есть еще куча мест, где жизнь резко отличается от всего, что я видел — это, например, Индия, Китай или Черная Африка. Там я еще не был.
- Где еще планируешь побывать?
— В России я хочу еще раз проехать по Камчатке, там отличные люди, природа, атмосфера. 
По-прежнему привлекают республики Северного Кавказа – хочется прокатиться по главной ингушской дороге, которая ведет на юг, по Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, по горной Чечне, Аргунскому ущелью. Алтай, северный Байкал, южная часть Сибири. Как и у многих автостопщиков, у меня есть идея «фикс» – проехать от Якутска до Магадана, по так называемому колымскому тракту, интересной дороге длиной в несколько тысяч километров.
- Ты как-то говорил, что делишь страны на две категории – в одних удобно жить, а по другим интересно путешествовать? Наша, по твоему мнению, к каким относится?
— Скорее, ко вторым. В плане пригодности для жизни Россия одна из не самых удобных стран. Вообще, это индивидуальное понятие. Многое зависит от твоего образа жизни. Что ты собираешься на новом месте – работать, как все, растить детей, ассимилироваться в местную культуру или существовать на доходы от удаленной работы или сдачи недвижимости на родине? Если первое, лучше выбрать Соединенные Штаты или страны Западной Европы. Если второе – подойдут страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь Тайланд. Или страны Восточной Европы – Чехия, Черногория, Болгария.
- Кстати, тебе знакомы автостопщики пожилого возраста?
— У нас на тусовках Антона Кротова регулярно бывает пара старичков, которые еще со времен Советского Союза ходили в походы и путешествовали. И теперь, наслушавшись молодых, активно осваивают российские просторы и выбираются посмотреть мир. Год назад один дедуля, которому уже за семьдесят, сделал визу Австралии и поехал туда автостопом через всю Евразию. Добрался, правда, только до Индонезии, там у него то ли документы украли, то ли еще что-то. Но он не отчаивался, ему и в Индонезии все было интересно.
Я вообще считаю, что для пенсионера, если здоровье позволяет, автостоп — один из лучших способов проведения досуга. Для длительных путешествий оптимально, если человек ничем не занят и имеет стабильный, пусть и низкий источник дохода. На пенсию в 10 тысяч рублей в России жить тяжеловато. Но можно сдать квартиру в аренду и уехать в Индию, Таиланд или Китай – там этих денег вполне достаточно для жизни и путешествий.
Я советую всем пенсионерам открывать для себя мир. Начать никогда не поздно. Поверьте, это лучше, чем сидеть на дома на диване или на скамейке у подъезда.
- Открой секрет, ты когда-нибудь в сознательном возрасте ездил отдыхать по путевке?
— В студенческие годы мы с родителями отправились в турецкую Анталию. Это был такой классический отдых, с бассейном, пляжем и рестораном. На третий день мне это надоело. Я сказал родителям, что наотдыхался, собрал вещи и отправился автостопом в Стамбул, а оттуда дальше по стране. Когда закончилась виза, вернулся в Россию через Грузию и Азербайджан. Это был мой первый и последний опыт классического курортного отдыха.
- То есть, жены, которая ездит раз в год на две недели в Египет, у тебя точно не появится?
— Надеюсь, что нет. Но если вдруг моя будущая жена будет иметь такую вредную привычку, я быстро покажу ей, что в мире, помимо шезлонгов и ресторанов «all inclusive», есть еще много всего интересного…
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука