или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
17 марта 2014
0
1 624

Безработные есть, а работать некому! Часть II

Как и обещали, рассказываем об одном уникальном для Хакасии школьном проекте.
Начало можете прочитать здесь.
Руководство Хакасии поставило перед Министерством образования задачу обеспечить развивающуюся экономику республики молодыми квалифицированными кадрами. Одно из общеобразовательных учреждений республики – общественно активная школа №4 Черногорска работает на опережение, и, не дожидаясь разнарядки сверху, ищет возможные пути решения проблемы. В прошлом году педколлектив во главе с директором Ириной Бурояковой стал победителем конкурса инновационных проектов и получил полумиллионный грант Министерства образования РХ. На эти средства решили создать Музей науки, который будет составной частью проекта «Школа – центр профессионального самоопределения СУЭК». Благодаря этому проекту школа получила статус экспериментальной площадки Министерства образования Хакасии. Кстати, выступать в роли смелых экспериментаторов школе не привыкать – с приходом Ирины Васильевны был сломан стереотип о школе поселка как об окраинной. Тогда педагогический коллектив во главе с молодым креативным директором одним из первых в республике стал внедрять самые передовые идеи образования и мог похвастаться компьютерными классами и системой видеонаблюдения, в то время, когда центральные школы только собирались приобщиться к информационным технологиям.
Сегодня у коллектива педагогов-единомышленников новая задача — связать образовательный процесс с профессиональным самоопределением школьников так эффективно, чтобы выпускать в жизнь молодых людей, не метущихся в поисках куда бы поступить, а твердо решивших, кто кем хочет быть. Это даст выпускникам не только уверенность в выборе жизненного пути, но и серьезную мотивацию к обучению.
Подробности о проекте корреспондент Рустории узнала из первых уст.
И. Буроякова, директор школы №4
- Итак, Ирина Васильевна, откуда идея?
— Как часто бывает? Родители, не реализовав себя (по их же мнению), решают, что ребенок достоин самого лучшего, и начинают его «кошмарить» — отдают в гимназический класс с углубленным изучением предметов, и, следовательно, с огромной нагрузкой. В своем чаде они видят не личность с конкретными потребностями, а только собственную мечту. И не берут в расчет, что в силу физиологических причин ребенок просто «не тянет» программу, а значит, переходит в разряд неуспевающих, у него понижается самооценка, развиваются комплексы.
Но родители уверенно идут к цели – получить на выходе из школы будущего студента юридического или экономического факультета престижного вуза, пока у сына или дочки не начинается нервный тик или заикание. Вместо того, чтобы позволить ребенку прислушаться к себе и помочь ему выбрать собственный путь самоопределения в соответствии с особенностями характера и показателями здоровья. Это совсем не означает — махнуть рукой и позволить чаду бездельничать. Конечно же, нет! Нужен и контроль, но главное – помощь, и здесь без сотрудничества со школой не обойтись.
А идею проекта подсказала сама жизнь. Ушла в прошлое система профориентации в том виде, в котором она была востребована в советские времена, но эта работа необходима. Что же получается сегодня? Проводя в течение нескольких лет мониторинг поступления выпускников нашей школы в училища, техникумы и высшие учебные заведения, мы пришли к выводу, что ребята после девятого и одиннадцатого классов профессионально не сориентированы и выбирают будущую профессию по принципу «самая престижная», те, что на слуху: менеджер – экономист – юрист. При этом адекватно не оценивают ни свои способности, ни потребности рынка труда. В будущем это приводит к серьезным последствиям. Поэтому мы решили изменить подход к профориентационной работе. Ведь проблема неосознанного выбора своего пути школьниками «тянет» за собой и проблему отсутствия мотивации обучения. Дети не умеют ставить цели, не понимают, чего хотят, а это напрямую связано с качеством образования.
Так появился проект «Школа – центр профессионального самоопределения СУЭК», партнерами в котором выступает ООО «СУЭК-Хакасия».
- И в чем суть вашей разработки?
— Проект финансово затратный и, несмотря на грант министерства и помощь социальных партнеров школы – СУЭК – есть некоторые сложности с финансированием. Поэтому мы начали с задач, которые не требуют серьезных затрат.
В рамках проекта в школе будут действовать четыре центра: мониторинга, диагностики и консультирования; информационный, профессиональных проб и центр проектной и исследовательской деятельности.
Три из них уже работают.
Первый центр возглавляют психологи. Используя различные современные методики, определяют, какое направление ближе ребенку: естественно-научное, гуманитарное или техническое.
Информационный центр работает со школьниками разных возрастов. На уровне начальной школы ребятам дается общее представление о мире профессий через встречи с родителями («Субботний университет»), мероприятия, различные конкурсы. Например, на ура прошел творческий конкурс по созданию семейного древа профессий.
На уровне среднего звена – начинается работа с менторскими компаниями (у нас — с ООО «СУЭК-Хакасия»). Это уже, образно говоря, «выход в поле» и ближе к профессиональным пробам. Если раньше дети знали о профессиях со слов родителей и учителей, то на этом этапе они выезжают на экскурсии, общаются со специалистами, готовят рефераты. Вы не представляете, сколько эмоций вызывает посещение разреза! Ребята осваиваются в кабине шагающего экскаватора, БелАЗа, бульдозера. Самые смелые садятся за рычаги, в кресло водителя. Они ощущают мощь техники и могут реально оценить, что же это такое – угольный разрез. Огромное спасибо руководителям ООО «СУЭК-Хакасия», которые, оставив дела, выезжают на встречу со школьниками. Это очень показательно и важно.
Информационный центр на уровне 9 -11 классов – это уже более серьезная работа.
Согласно сегодняшним требованиям предпрофильные классы можно создавать с 8-9-го, а профильные – это 10 — 11-й. Но мы считаем, что это поздно. Работу по самоопределению нужно начинать с первого класса. Тогда к пятому наставникам будет понятно, какое направление ребенку близко. Поэтому по итогам нашего проекта мы предполагаем открыть предпрофильные классы уже для пятиклассников по трем направлениям: физико-математическому (к этим предметам привязаны технические и экономические специальности), естественно-научному (биология, химия) и гуманитарному (история, литература, обществоведение и т. д. ). Тем более что это будет не догма, а подвижная модель. Ребята смогут пробовать себя в разном, чтобы окончательно решить, что им ближе всего. К девятому классу они должны окончательно определиться и уже в десятом выбрать обучение в инженерном, экологическом либо в классе менеджмента. Эти классы появятся в школе тоже благодаря проекту, и для них будет разработан фирменный стиль «СУЭК-класса».
Центр проектной и исследовательской деятельности предполагает научные исследования, связанные с работой угольной отрасли. Это направление будет проходить сквозь все возрастные параллели. Планируем, что в старших классах дети смогут проходить пассивную практику на предприятиях СУЭК, по итогам которой будут писать и защищать курсовую работу.
А вот Центр тренингов и профессиональных проб, надеемся, начнет работать к концу этого или в начале следующего года. Заниматься в Центре будут ребята, начиная с пятого класса. Это очень интересно и ново для школы, ведь центр — это лаборатории с тренажерами, где бы дети могли попробовать себя в разных направлениях. В рамках этого же центра и будет создан Музей наук, с которого мы начали разговор. Через него хотим прививать детям интерес и любовь к школьным предметам.
- Где вы его планируете разместить центр? Насколько известно в здании вашей школы конца 50-х годов постройки кабинетов не хватает. И о каких ренажерах идет речь?
— Вот здесь нам не обойтись без помощи нашего социального партнера — ООО «СУЭК-Хакасия». Именно Сибирская угольная энергетическая компания берет на себя материальное обеспечение этой части проекта. На базе МТС будут подготовлены помещения для лаборатории и Музея наук, приобретены и установлены тренажеры, имитирующие рабочее место машиниста экскаватора, водителя БелАЗа и других. Мы же в свою очередь, благодаря средствам, выделенным по гранту Министерством образования на создание Музея наук, приобретем и изготовим необходимые экспонаты. Сегодня в здании, которое выделила для проекта СУЭК ведутся ремонтные работы. На первом этаже готовим помещение под Музей науки, на втором – под все остальное.
- Почему именно Сибирская угольная энергетическая компания стала вашим партнером в проекте?
Во-первых, СУЭК как социально ответственный бизнес на протяжении многих лет уделяет большое внимание развитию территорий, в которых действуют ее разрезы и шахты. Во-вторых, ООО «СУЭК-Хакасия» — градообразующее предприятие и наши шефы. И в-третьих, работа по привлечению молодых специалистов в компании поставлена очень серьезно. Мы же начнем готовить угольщиков, можно сказать, со школьной скамьи, ведь проект предполагает разработку индивидуальных планов сопровождения карьеры для каждого ученика, успешную подготовку к сдаче ЕГЭ, что поможет поступлению на бюджетные места в горные вузы по выбранной специальности. Поэтому у нас в этом проекте взаимовыгодный интерес.
Причем не замыкаем проект только на себя. В нашей школе в инженерном, экологическом и в классе менеджмента смогут дистанционно получать дополнительное образование ученики 10-11 классов из Усть-Абаканского, Бейского, Алтайского районов — территорий присутствия СУЭК. Все технические возможности в школе для этого есть.
- Что ж, ваши идеи интересны, и в этом направлении вы торите дорогу первыми в республике.
— Работы много, но мы рассчитываем на то, что в результате для предприятий СУЭК будут подготовлены крепкие молодые кадры – креативные и амбициозные – те, кто будет работать уже на завтрашний день. Надеемся, что наш проект поможет будущим выпускникам и их родителям правильно сориентироваться в выборе профессии и карьеры, что в будущем положительно скажется на развитии экономики города, которая сегодня испытывает острый дефицит высококвалифицированных кадров. 
Экскурсии на разрез «Черногорски» вызывают у школьников яркие эмоции 
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука