или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
26 января 2014
0
1 929

«Блуду и МУДО» превратили в «Fake»

В Свердловском театре драмы завершилась режиссерская лаборатория «Эпос-Драма-Театр», в ходе которой за неделю шесть разных режиссеров поставили отрывки пьесы «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции» — драматургического переложения романа Алексея Иванова «Блуда и МУДО». Сегодня их представили на суд публики и критиков. Получилось неоднозначно, но интересно, хотя ни один из режиссеров не смог найти того Бориса Моржова, который был на страницах романа. В ближайшее время с одним из постановщиков заключат контракт на работу над полноценным спектаклем «Fake…».
Задачей лаборатории было показать, что художественная литература, драматургия и театральная постановка – три варианта жизни произведения. И даже если за основу взят один первоисточник – в данном случае роман Алексея Иванова «Блуда и МУДО» — то на выходе получатся три самостоятельных произведения: роман, пьеса и спектакль. И каждое из них не похоже на предыдущее, хотя речь и идет об одних персонажах.
Начнем с того, что пьеса Олега Богаева «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции», которую в рамках показа эпизодов сегодня впервые презентовали широкой публике, получилась непохожей на роман «Блуда и МУДО», по которой она писалась. Образ главного героя здесь упрощен и изменен. Борис Моржов в пьесе – столичный известный художник, который по глупости и по пьяни попадает в провинциальный город Дымск, а не как в романе – талантливый провинциальный живописец из Ковязина, работы которого вдруг начинают раскупаться за большие деньги на мировых аукционах. Богаевский Моржов не строит философию мира через аббревиатуры и спит с женщинами из азарта – просто, чтобы переспать или насолить конкурентам, а не чтобы «подключиться» к очередной части мира.
И уж совсем неоднозначными получились работы режиссеров, которые при переносе пьесы на сцену воспользовались всевозможными театральными приемами, не всегда уместными. Но нужно отдать должное: на подготовку сценических эпизодов отводилось всего 6 дней, и за это время постановщики и актеры сделали почти невозможное – заготовки, которые вполне могли бы перерасти в полноценный спектакль.
Непростой была задача у режиссера Павла Зобнина, эпизод которого открывал сегодняшний показ. Ему для постановки достался пролог пьесы, в котором нет никакого действия, что позволительно для литературного произведения, но губительно для театра. Тем не менее, на мой взгляд, Зобнин смог найти неплохие сценические решения: герои общаются через рамы для картин, а предметы интерьера «падают» с потолка. Плюс ему повезло с подбором актеров. Кстати, несмотря на то, что критики оценили работу первого режиссера без особой похвалы, автор романа «Блуда и МУДО» Алексей Иванов нашел в ней много интересного.
«Мне кажется, задумка с рамками для картин очень хорошая и ее можно было бы задействовать при последующей постановке спектакля. Например, в виде рам сделать окна в поезде, на котором Моржов попадает в Дымск, в других сценах, — предложил писатель. – Также мне очень понравился образ Тюленина (исполнял Павел Крутяков – прим.). Этого героя нет в моем романе, но тут он шикарно вписывается в действие и очень выразительно оттеняет Моржова».
Порой режиссеры, которым на лаборатории дали полную свободу, откровенно скатывались к фарсу и пошлости. Например, во втором отрывке (режиссер Радион Букаев) Моржов в пьяном угаре танцует с полуголой моделью-проводницей, почему-то на сцене появляется огромный синий заяц, поддерживающий всю эту вакханалию. Смотрится, как минимум, странно, как максимум – будто это дешевое кабаре, а не театр. И хотя к концу показа все становится серьезнее и появляются хорошие актерские работы, впечатление остается смазанным. В третьем эскизе (режиссер Алексей Логачев) вообще проступают «элементы НЭПа и Шерочки с Машерочкой», как точно заметила критик Екатерина Дмитриевская. Дело в том, что на сцену высыпают десятки «оголодавших» женщин, которые извиваются и кривляются вокруг мужчин. По всей видимости, это должно было объяснять, почему все жительницы Дымска кидаются на Моржова, но, увы, задумка не удалась, все это вновь скатилось к непотребству. 
Лучше всего публика и участники лаборатории отреагировали на два финальных отрывка – работы режиссеров Вячеслава Тыщука и Вячеслава Ямбора. Они действительно больше всех остальных походили на чуть сыроватые отрывки из будущего спектакля, а не на студенческие работы.
По сюжету, в МУДО узнают, что к ним должен приехать президент России, который увидел в интернете «фэйковый» сайт учебного заведения с прудом для дельфинов, райскими садами и арками, и решил лично осмотреть владения. Зрители в зале буквально рыдали от смеха, когда в эскизе Тыщука сотрудники МУДО репетировали встречу президента, попросив побыть главой государства пьяного в стельку сторожа.
«Если бы я был тележурналистом, на все афиши к спектаклю по телевизору я бы ставил именно этот момент из спектакля, где пьяный президент-сторож пытается уволить мэра и главу района. Это очень похоже на наши реалии, а потому смешно вдвойне», — признался после показов Алексей Иванов.
Да и в целом отрывок у режиссера Тыщука получился гармоничным, театральным, саркастическим и проработанным. «Тыщук выигрывает тем, что он свое чувство комичного родил из точного наблюдения за нашей жизнью. Чем человек острее чувствует социальность этой пьесы, тем лучше, потому что зрители узнают окружающую среду, когда перед приездом чиновников все улицы метутся, пригоняются актеры или работники, которым раздают флаги, всех заставляют изображать подобострастие», — отметили критики.
И, наконец, завершился показ отрывком Вячеслава Ямбора, который лучше всего восприняли зрители. Ямбор применил множество намеренно-гротескных приемов, которые, тем не менее, смотрелись смешно. Пионерский отряд из педагогов, звуки из «Ералаша», кривляние Тюленина и Милены – не вызвали отторжения у зала. Возможно, тут на руку сыграл и подбор актеров. Роль Тюленина в этом эскизе досталась Вячеславу Хорхоте, знаменитому своими комедийно-ироническими ролями, а роль Моржова – Валерию Прусакову.
После показа состоялось обсуждение режиссерских эскизов с критиками и зрителями. Обычные любители театра, в целом, остались довольны проведенным в Драме экспериментом, отмечая удачные работы актеров, интересные повороты сюжета. Критики же выделили одну важную проблему: сюжет во всех эскизах получился оторванным от главного героя – Бориса Моржова. Понять его не смог никто. Возможно, потому, что в пьесе «Fake…» образ Моржова прорисован не так детально, как в романе «Блуда и МУДО».
«Выбор собственного пути у всех режиссеров оказался очень интересен. Но у каждого все свелось к одной проблеме: никто не смог ответить на вопрос – а что же с Моржовым, почему он ведет себя так, как ведет? – пояснил критик и куратор проекта Олег Лоевский. – Что с Моржовым происходит? Он открывает для себя провинцию, приехав из Москвы? Он открывает для себя женщин, а зачем? Он просто движется во времени? Я вот тоже не понимаю этого человека, и режиссеры не понимают, поэтому в эскизах попытались уйти от этого, выкрутиться. Но когда спектакль не «садится» на основу, когда не цепляется за героя, я вижу лишь клиповое сознание, а не целостное произведение».
Уже в кулуарах, после просмотра, критики обсуждали, почему же в ходе лаборатории потеряли главного героя – Бориса Моржова. Многие пришли к выводу, что при постановки будущего полноценного спектакля в Драме стоит за основу брать сюжет из пьесы Богаева, но опираться все-таки на образ Моржова из романа Иванова «Блуда и МУДО», иначе можно потерпеть неудачу. Добавим, что в ближайшее время дирекция Драмы выберет из шести участников лаборатории одного режиссера, которому и доверят постановку «Блуды», премьера состоится осенью 2014 года.
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука