или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
8 марта 2014
2
1 600

Боевые бабы у руля

Советские кухарки, судьи и водопроводчицы 
Октябрьская революция принесла женщинам 8-часовой рабочий день, равную с мужчинами заработную плату, выделение особого пайка беременным и кормящим матерям, устройство яслей, домов матери и ребенка, консультаций, молочных кухонь
Советскому государству не нужна была безкультурная домохозяйка, новое индустриальное общество было заинтересовано в активных общественницах. 
В первую очередь пропаганда новой власти была обращена к «женскому молодняку», считалось, что девушки намного свободнее взрослых женщин.
Практически во всех советских учреждениях были созданы женские отделы. На них была возложена обязанность привлекать работниц к советскому строительству. Женотделы организовывали так называемые делегатские собрания. В первые годы делегатки выдвигались по одной от 50 человек из работниц предприятий, потом по одной от 25, а потом от 10. Женщины изучали Маркса и Ленина, участвовали в политкампаниях, предотвращали забастовки, следили за выполнением декретов советского правительства. Женщины ликвидировали неграмотность и помогали беспризорникам. В 1920 году женщины провели «неделю фронта», — шили и стирали белье для красноармейцев, в 1921 году осматривали детские сады и приюты «Красная газета» тогда сообщала о том, как 200 делегаток контролировали детские учреждения: «Все мы теперь знаем, что обход работницами коммунальных столовых, больниц и лазаретов, детских домов и т. д. приносит большую пользу. Своим хозяйским глазом они сразу видели, где какие беспорядки, нечистота, запущенность, указывали на это администрации и совместными усилиями старались исправить недочеты и злоупотребления».
После революции женщины начали занимать «мужские» должности. Бывшая учительница товарищ Варзегова была выдвинута на работу в губернский суд. Феня Пасынкова, «боевая баба», бывшая кухарка, стала членом Советского правительства, в Ленинграде женщины работали пожарными, а в Москве появились женщины контролеры в водопроводном хозяйстве. 
Пролетарский брак с любовью
Новая власть регулировала и личные отношения. Молодым людям и девушкам предписывалось видеть друг в друге «не самца и самку», а «товарищей по работе и борьбе». Изменения пришли и в понятие о семье. Большевики стремились противопоставить «мещански-интеллигентски-крестьянский пошлый грязный брак без любви — пролетарскому гражданскому браку с любовью».
В 1926 году советское государство приступило к реформе семейного законодательства. К обсуждению нового закона о браке приглашались и вятские женщины. Следует ли признавать законным фактическое сожительство мужчины и женщины? Противники закона приводили доводы, что введение закона приведет к брачному сожительству 15-16 –летних, а это может отрицательно отразиться на потомстве. Также закон может привести к многоженству. Сторонники же нового закона считали, этот проект стоит на защите прав «экономически отсталой и слабой женщины».
Работница спиртсклада товарищ Горталова привела яркий и жизненный пример из своей жизни, указывающий на необходимость проведения нового проекта: «В первом браке я жила с мужем незарегистрированной восемь лет. Потом меня сокращают с фабрики, а мой муж бросает меня и женится на другой. Что было нажито в течение пяти лет, перешло в собственность мужа. Оказалась я без куска хлеба и приюта. В результате – острая неврастения, малокровие, упадок сил и четыре месяца на больничной койке».
В итоге, Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года признал юридическую силу фактического брака. При этом Кодекс ставил под защиту закона не всякое сожительство, а лишь такие фактические браки, существование которых могло быть доказано перед судом. В 1944 году регистрация вновь стала обязательной.
Советская республика стала первой в мире страной разрешившей искусственное прерывание беременности. Разрешить – разрешили, но не одобряли, в документах такие операции назывались «социальным злом» и  социальной аномалией. В 1925 г. в крупных городах страны на тысячу человек приходилось только 6 абортов. В 1926 г. были полностью запрещены аборты впервые забеременевших женщин, а также делавших эту операцию менее полугода назад. Тогда женщины стали обращаться к знахаркам и бабкам. В одной из деревень Курской губернии семья Уколовых делал аборты крестьянкам всей округи. Три таких вмешательства привели к смертельным случаям пациенток от заражения крови. Умерших девушек Уколовы вывозили за околицу и хоронили в укромных уголках.
«Собственную бабу не смей тронуть»
Женщину старались уберечь от насилия в семье. За избиение супруги клеймили в прессе. На страницы «Вятской правды» попал комсомолец Бушмелев, рабочий спичфабрики «Красная звезда». Перед коллегами Бушмелев «закатывая глаза и задирая волоса, до слюны у губ агитирует за новый быт». И, в то же время, его жене приходилось испытывать на себе рукоприкладство и «физкультуру» Бушмелева: «Он частенько дома, проделав над женой номер “волостного правления”, направляет ее в “окружной суд” – то есть пинками и побоями выталкивает на крыльцо. Приучает этим свою жену к покорности и смирению».
За рукоприкладство в семье мужьям давали тюремные сроки. «Как дали бабам волю, – рассказывал один из мужей, – так жена на курсы и записалась. Развития, говорит, хочу. Ну, я ей развитие на шее и произвел… Думаю, средство, мол, для бабы старое, испытанное, сразу образумит ее, а она, глядишь, и совсем ушла, а прежде чем уйти, к мировому на суд потащила. Собственную бабу не смей тронуть. На полтора месяца в каталажку запрятали»
 В деревне все по-старинке
В деревнях, по-старинке, мужей для девушек выбирали отцы, а жены находились в «рабском подчинении» у мужей. Например, в вятской деревне в это время еще сохранился обычай показ невест. В праздник крещения девушек со всей волости свозили в наиболее крупный город. Невесты выстраивались в два ряда, а женихи ходили выбирали. «Сзади, точно маклеры черной биржи, снуют свахи». “Товар” тут же продают… Картина достойная художника».
Но были и среди крестьянок общественницы. Так, неграмотная А. Ф. Ивахнова из Воронежской губернии «и расписаться за себя не умеет, а в общественной жизни своего села принимает активное участие, за что и избрана делегаткой и членом
сельсовета». Е. Ф. Окорокова, крестьянка Орловской губернии «как передовая делегатка пытается расшевелить крестьянок, приучить их посещать собрания и самим решать свои деревенские вопросы».
Вообще же, 1920-е годы крестьянки заинтересовались городским бытом, начали следовать городской моде. И даже ткани стали покупать не ярко-пестрые, а темно-коричневые, в полоску или матовые. «Горе, — говорят отцы, — ничего не было, то и всем ладно, а теперь давай галоши, юбку подавай шерстяную, али суконное пальто справляй. Цены дорогие, да и где взять денег».
 
 
Субботний Рамблер
Рекомендации
Поздравляю тебя с 8 Марта
Спасибо!)
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука