или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
16 февраля 2014
1
2 269

Бои за медицину. Век XIX

Жалуемся на медицину? Лекарства дорогие, очереди в поликлиниках нескончаемые, врачи недоученные… Напрасно жалуемся. Лет 150-200 назад наши предки сталкивались с действительно жуткой «медицинской реальностью»: обветшавшие больницы, нечищеные туалеты с выгребными ямами, грязь, клопы, отсутствие лекарств и непроходимое невежество фельдшеров на фоне всенародной любви к бабкам-повитухам и всевозможным целителям. Кто и как лечил жителей провинции в XIX веке?
У земской больницы.1886 г. Н. П. Загорский
Лекари и травки
Здравоохранение в России — детище земств, которые начали создаваться по всей стране после земской реформы Александра II в 1864 году. До провинциальной Вятки реформаторская волна докатилась лишь через три года, когда и состоялись выборы в Вятское земство. С тех пор земство отчаянно боролось за медицину и по крупицам отвоевывало вятскую землю у повитух и народных целителей.
Бои предстояли нешуточные. Еще в начале XIX века в обязанности уездных лекарей, например, входил сбор дикорастущих лекарственных трав, кореньев и цветов для пополнения подобными «медицинскими препаратами» аптек при войсковых командах. Вятка, разумеется, не сама придумала собирать травы. Внедрение сей меры шло по указке сверху, так что, скорее всего, все уездные лекари всех губерний Российской Империи «прочесывали» поля в поисках чудодейственных трав. И если бы нам довелось родиться в то время, нас бы, вероятно, лечили чертополохом, хвощем, папоротником, котятником и журавлиным носом, беленой и тысячилистником, подорожником и крапивой.
Практика сбора лекарственных трав продолжалась в губернии чуть ли не до середины XIX века.
Повернуть, помять, пропарить
Еще дольше в народе бытовал культ повитух. Несмотря на то, что с 1 февраля 1868 года в Вятской губернской земской больнице открылось первое в губернии родильное отделение, вятские крестьянки не спешили за профессиональной помощью акушерок. Еще долго они продолжали рожать дома, в бане.
«Во время своей беременности женщина исправляет все свои обыкновенные хозяйственные работы: доит коров, топит печь, стряпает, ткет полотна и т. п. Когда она чувствует близкое приближение родов, то всегда отправляется в баню, которую довольно сильно натапливают, — писал о процессе родовспоможения один из врачей Вятской губернии — При родах всегда присутствует повитуха, а иногда две или три… Роженица лежит на пологе, где всегда существует сильная жара. Повитуха остается безучастной, если родовые боли продолжаются не более одного или двух часов… При всех родах, продолжающихся более 2-3 часов, повитухи стараются «поправить» ребенка, то есть дать ему подходящее положение, так как, по их мнению, всякие замедленные роды происходят от неправильного положения ребенка. Повитухи всеми силами стараются, как можно более ускорить даже самые нормальные роды. Для этого они мнут руками живот рожениц, встряхивают ее, подвешивают под мышки к потолку и даже ставят на пол кверху ногами… Немудрено, что следствием этого бывают частые мертворождения, послеродовые кровотечения и всевозможные маточные болезни, которыми страдает почти каждая замужняя женщина»
Послеродовые манипуляции тоже были не для слабонервных: маму снова клали на полог и парили все тело и особенно живот вениками. Парили и новорожденного.
Повитухи всеми силами стараются, как можно более ускорить даже самые нормальные роды. Для этого они мнут руками живот рожениц, встряхивают ее, подвешивают под мышки к потолку и даже ставят на пол кверху ногами…
«Трудно сказать, можно ли выказать большее пренебрежение ко всем здравым медицинским правилам, чем это делают повитухи во время родов, — возмущается автор. — Земским акушеркам приходится присутствовать на таких крестьянских родах, где вследствие различных механических насилий, произведенных повитухами над роженицами, происходят увечья матери, вывихи членов новорожденных и даже их смерть. Дети родятся почти без всяких признаков жизни, а так как для оживления таких детей употребляется обыкновенно одно только средство — качание, то ребенок большею частью от временной смерти переходит к окончательной».
И при этом к помощи профессиональных акушерок роженицы прибегали только в самых крайних случаях. Не приживалась в провинции медицина.
Всемогущий уксус
Кстати, «медицинское наследие» земствам тоже досталось не самое завидное. Так, на момент введения земского самоуправления в Вятской губернии числилось всего 11 больниц, 1 госпиталь при Воткинском заводе, 1 больница удельного ведомства в слободе Кукарке, 2 военных лазарета и несколько десятков небольших приемных покоев. Все эти лечебные заведения насчитывали 310 штатных кроватей, из них 150 — в губернском городе. Холод, грязь, сырость, плохое питание, недостаток инструментов, медикаментов, обслуживающего персонала — с такими реалиями сталкивались больные. При этом за услуги лекарей приходилось еще и платить. А в деревнях врачей нужно было еще поискать, крестьяне видели их только при рекрутских наборах или при выезде на вскрытие мертвых тел. На 3-5 уездов приходился один врач.
Фельдшер Васильев из яранской больницы, имеющий стаж работы 14 лет, считал, что «тиф — страдание нервной системы, а для лечения тифа применял окуривание домов ароматным уксусом».
В волостях орудовали фельдшеры, правда, и их было не много. Так, в Глазовском уезде в 1867 году насчитали 7 фельдшеров, в среднем на каждого из них приходилось «по шесть волостей с населением около 30000 душ, а район его простирался на несколько сот верст». Надо полагать, в то время тоже имелись фельдшеры — «врачи от Бога», однако общей уровень образования фельдшеров оставлял желать лучшего.
Врач-демократ Вениамин Осипович Португалов, сосланный из столицы за вольнодумство, в 1874 году приводил следующие примеры фельдшерской некомпетентности. Фельдшер Васильев из яранской больницы, имеющий стаж работы 14 лет, считал, что «тиф — страдание нервной системы, а для лечения тифа применял окуривание домов ароматным уксусом». А младший фельдшер сарапульской больницы Смирных не смог объяснить Португалову, чем отличается корь от скарлатины.
Между тремя сортирами
Между тем, земства продолжали «медицинскую революцию»: увеличивали число врачей, фельдшеров, больниц, приемных покоев. «Реформу больничного дела» начали с Вятской губернской больницы. В 1867—1868 годах ее снабдили медикаментами, бельем, тюфяками, лампами и керосиновым освещением. Палаты покрасили, поправили в них печи, в одном из флигелей было оборудовано помещение для старшего врача, а служащим увеличили содержание.
Однако даже после «определенных улучшений», как сообщал Португалов на I съезде земских врачей Вятской губернии (1874 год), больница требовала «всемерной заботы». В частности, больница размещалась в старом двухэтажном здании, расположенном по Московскому тракту. Вентиляция в больничных палатах — крайне неудовлетворительная, а «некоторые больные имеют при себе собственные самовары, которые ставят тут же на каминах, отчего нередко по палатам распространяется угар…» (чай больным в то время не полагался). Вместе с тем, в палатах стоят старые шкафы, где «больничная прислуга прячет свое платье, объедки больных, куски хлеба, огурцы, посуду с остатками пищи». На первом этаже больницы, там, где размещено арестантское отделение, одна палата отдана под караульню, где «солдаты постоянно шныряют, плюют, харкают и… выделяют множество газов, крайне не пригодных для больницы». Туалеты, отмечает Португалов, «все первобытные, с выгребными ямами, которые чистятся не особенно часто». В больнице имеется только один колодец, находится он «между тремя сортирами». Кровати в больнице железные, «весьма неуклюжие», служат они «весьма удобным местопребыванием миазмов и клопов». Между баней и больницей «теплого хода нет». Двор больницы загроможден разным материалом, потому что больница «вечно перестраивается  — то полы портятся, то окна и рамы шатаются, то печку переделывать надо».
Кровати в больнице железные, «весьма неуклюжие», служат они «весьма удобным местопребыванием миазмов и клопов»
Содержание пациентов в земских больницах также требовало реформирования. Инспектируя в 1870году земские больницы Вятской губернии, Португалов обнаружил, что по утрам больные получают овсянку, но «в большинстве случаев она выливается самими больными за окно». Мясо отпускалось «в значительных количествах, но из него никогда не приготовляется ничего путного». Картофель, если он идет на приготовление пищи, то «приготовляется нерациональным образом — его сперва варят, а потом поджаривают». В питье употребляют квас. Португалов также отметил, что «в губернской больнице пациенты получают завтрак, затем обед, а остатки обеда идут на ужин».
Рекомендации, полученные от Португалова, наказывали «больным давать такую пищу, которая в возможно меньшем объеме содержала бы возможно большее количество питательных веществ». В частности, предлагалось «питать больных белым хлебом», «иметь каждый день за обедом хороший кусок мяса». Картофель для больных Португалов рекомендовал только варить, а кроме того, считал необходимым «дать полный простор назначать больным молоко, яйца, куриный суп и вино».
Вениамин Осипович Португалов
Бесплатная медицина
1 сентября 1872 года было основано Общество врачей города Вятки. Жило тогда в Вятке «12 врачей, 3 фармацевта и 2 ветеринара». В том же году, Вятское земство приняло решение (далеко не единогласно) о необходимости приглашения губернского санитарного врача. Им стал Вениамин Осипович Португалов.Португалов, кроме того, явился инициатором I съезда земских врачей Вятской губернии (1874 год). Осуществить намеченную программу санитарной деятельности Португалову не удалось. В октябре того же года он был арестован за революционную деятельность. А земское собрание вынесло постановление о ликвидации должности санитарного врача.
Зато земство добилось бесплатности медицинской помощи. Вятское земство тратило на мед помощь населению по сравнению с другими земствами довольно много. В 1868 году траты на медицину составили 12.6% бюджета земства (средний бюджет по губерниям был 8,3%). 
Неимоверными усилиями земцев в конце 70 годов XIX века в Вятской губернии появилось уникальное в истории мирового здравоохранения явление — земская медицина.
При написании статьи использовались ​научные работы Александра Анатольевича Соболева. 
Субботний Рамблер
Рекомендации
И что ж теперь, намекаете на тенденция возврата к "истокам" в отечественной медицине? В российской глубинке все к тому и идёт...! ((
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука