или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
26 февраля 2014
1
1 710

Больше,чем натюрморт, или каким видит мир мастер макросъемки

Дина Беленко — хабаровский фотохудожник-иллюстратор — готова сплести гнездо на кончике вилки, умеет передать истинную красоту печенья и при необходимости может смастерить небольшую буровую установку из бумаги. Дина любит и умеет рассказывать живые удивительные истории про совершенно обычные на первый взгляд предметы. Волшебные портреты маленьких замечательных вещей, которые она создаёт, — это самое наглядное из всех возможных подтверждений того, что красота прячется в мелочах.
Дина, кто помог вам впервые разглядеть значительное и важное — в малом?
Мне кажется, ни один человек в мире не способен ответить на вопрос, кто сформировал его восприятие. Все сразу, и никто. Оно складывается из миллиардов мелочей, и нужно быть нечеловечески внимательным к себе, чтобы узнать источник каждого из них. Или надо достичь таких высот самоанализа, о которых я не имею ни малейшего представления. Люди, которые меня чему-то научили? Это длинный список, и он начинается с преподавателя младших классов. Люди, оказавшие значительное влияние на мое мировоззрение? Придется долго перечислять писателей и художников. Если говорить о вдохновении и поиске сюжетов для снимков, я рекомендую обратиться к книге Натали Ратковски «Профессия — иллюстратор», где очень много дельных советов и замечательных рекомендаций.
Ваша первая профессиональная удача?
Трудно выбрать что-то одно, хочется считать таковой любую вещь, которая хорошо получилась впервые. Первая коммерческая иллюстрация, первый изданный календарь, первая выставка, первая книга. Один из моих любимых российских иллюстраторов Алексей Курбатов говорит: «Успех – это предел твоей радости. Сегодня впервые опубликовали, завтра впервые пригласили выступить или еще что-то впервые. Как только касаешься этого предела, пространство расширяется и до следующего успеха становится дальше». Трудно сказать еще точнее.
А первое разочарование? Чему оно вас научило?
Первое разочарование было в некотором роде иллюзорным — мне казалось, что в пределах досягаемости нет людей, которым интересны натюрморты. Это неправда. Конечно, в России этот жанр крайне непопулярен, и многие имеют о нем превратное представление, будто натюрморт — это исключительно копии, скажем, полотен гарлемской школы. Но если в поиске stilllife заменить на fineart, выяснится, что поле натюрморта намного шире. Тут вам и Чема Мадоз с его перевертышами, и Кэтрин МакБрид с бумажными конструкциями, и Питер Липпманн с его невероятным уровнем рекламной съемки. И у всех этих людей есть аудитория, заинтересованная их работой. Достаточно перестать называть натюрморт натюрмортом и разочарования как не бывало.
Герои ваших фотографий – неодушевленные предметы, с вашей помощью рассказывающие людям свои истории. А встречались ли вам такие вещи, которые не удалось «разговорить», но очень хотелось это сделать?
У меня есть несколько отличных вещей, до которых пока руки не дошли — деревянная кофемолка, миниатюрные медные весы, набор маленьких китайских масок и дивной красоты кованый фонарь. Я хоть и говорю, что есть два пути придумать натюрморт к истории («от вещи к идее» и «от идеи к вещи»), сама я чаще ищу (или делаю) реквизит под конкретный эскиз, а не наоборот.
Что самое сложное и самое увлекательное в процессе создания реквизита — с технической точки зрения?
Самым увлекательным был реквизит для календаря геодезической компании: маленькие бумажные модели теодолитов, буровой установки, комплекса для аэрофотосъемки. Я никогда раньше даже не слышала о таких вещах, и погружаться в новую область было невероятно интересно! Я теперь знаю, как проводится статическое зондирование почв, и мне даже дали подержать зонд — он чертовски тяжелый. Для гуманитария это крайне необычный опыт. А самым сложным получился кресс-салат для одного из снимков в проекте «17 слов для Веса Андерсона». Кресс-салат все время рос не так, не туда и не с той скоростью, да еще и все время норовил погибнуть, хотя, казалось бы, это самая некапризная трава! Когда привыкаешь контролировать все в кадре, становится очень трудно смириться с тем, что некоторые вещи происходят сами по себе, и с этим ничего нельзя сделать.
Что вы любите снимать больше всего?
Хм, судя по количеству снимков с печеньками — то именно их.
Получается ли у вас сочетать творчество с коммерцией? Было ли такое, что вы делали что-то не в удовольствие, а по необходимости – потому что клиент так захотел?
Такое случалось, только пока я была редактором, а не фотографом. Сейчас, когда я занимаюсь исключительно фотографией, не могу вспомнить ни одного заказа, который не был мне в радость. Да, иногда приходится ехать на другой конец города, таскать тяжелое оборудование, делать много сложных картинок в короткие сроки, но работа всегда интересная, а заказчики и коллеги — очень милые. В моей работе, конечно, есть сложные аспекты, как и в любой другой, но все равно я люблю ее безмерно.
В прошлом году у вас был проект, связанный с 18-й Санкт-Петербургской фотоярмаркой. Расскажите немного об этом.
Надо сказать, что на саму экспозицию я не попала, а вот предшествующий ей конкурс был весьма увлекателен. Куратор моей группы Игорь Сахаров потрудился придумать несколько довольно нетривиальных заданий, с которыми необходимо было справиться всего за несколько дней. Мне нравятся проекты со строгим дедлайном (я сейчас участвую в еще одном таком — проект «Бесконечная книга», который организуют Натали Ратковски и журнал Beamused, http://endless-book.floaty.de), они дисциплинируют, заставляют точнее рассчитывать время и эффективней его использовать. Ты не можешь потратить день, думая какой эскиз лучше. Тебе нужно решить это прямо сейчас, а завтра уже закончить делать реквизит. Долго в таком режиме продержаться трудно, но это очень мобилизует.
Есть города, которые вдохновляют творческих людей на создание поэтических текстов, картин, музыки. Для вас Хабаровск – такой город? Дает ли он вам энергию и идеи для новых фоторабот?
Мне крайне несимпатична идея привязывания какого бы то ни было творчества к географии. Я не говорю про тему путешествий или про образы знаковых городов в искусстве, это все имеет определенную ценность. Но когда житель небольшого провинциального городка с неважной инфраструктурой вдруг говорит, что его вдохновляет *любой пункт из списка «Люби и знай свой край»*, мне кажется, он немного лукавит.
Какое событие, случившееся с вами, вы считаете самым лучшим в жизни? На сегодняшний момент, разумеется.
Я полагаю, решение оставить офис и посвятить все свое время фотографии. Теперь я делаю только то, что люблю, и смею надеяться, что у меня неплохо получается.
Субботний Рамблер
Рекомендации
Очень интересно и познавательно! Спасибо!
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука