или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
10 марта 2014
2
1 131

Диалоги о рыбалке

Еврей по фамилии Селигман (Стеллан Скарсгард), любитель рыбалки и Баха, выходит в магазин за молоком и видит в подворотне избитую женщину, Джо (Шарлотта Гинсбур). Он приглашает Джо к себе домой, поит чаем и выслушивает длинную историю про то, как она в результате своих сексуальных похождений там оказалась.
Так уж вышло, что разговор о любом фильме Ларса фон Триера неизбежно переходит, к раздражению многих, в разговор о самом Ларсе фон Триере. Причём аргументы как противников, так и защитников датского кинематографиста практически не меняются: первые без устали повторяют утомительные банальности про нарциссизм и равнодушие (цинизм, провокацию, пиар, фейк), вторые – к которым отношусь и я – талдычат про то, что фига в кармане, она, скорее, не в кармане Триера, а в головах у людей; датчанин никого особо не стремится обмануть, просто что же делать, если зритель сам каждый раз рад обманываться.
В чём-то правы и те и другие. Конечно же, он нарцисс и снимает про себя, и каждый новый фильм Триера – в том числе и про Триера, но в том же смысле, в котором каждый фильм Тарковского – не в последнюю очередь про Тарковского. Но это значит, что и провокативность, и цинизм, и ирония – всё это тоже обращено к Триеру же, и если датчанин над кем и издевается, то не лично над вами, а над самим собой. Можно пойти дальше и сказать, что весьма безжалостный самоанализ является творческой стратегией датчанина на протяжении уже многих лет; сюда входит и спарринг с кинокумирами, и разбор собственных творческих методов, и много чего ещё.
Именно от этого стоит отталкиваться при любом обсуждении фильма Триера, а особенно – в случае «Нимфоманки», которая, с одной стороны, продолжает эту магистральную линию, одновременно ставя рекорд среди лент режиссёра по количеству цитат и отсылок к собственному творчеству, а с другой – является осознанной и хорошо продуманной попыткой преодоления нарциссизма.
С выходом нового фильма можно говорить о своеобразной психоаналитической трилогии: «Антихрист», «Меланхолия» и вот теперь «Нимфоманка», – кризисные, как о них часто пишут, работы, свидетельствующие о напряжённой внутренней борьбе их автора. Частый триеровский приём, идеологическое сражением двух героев (см., к примеру, «Догвилль»), здесь поставлен в центр композиции: Он и Она, Жюстин и Клэр, Джо и Селигман. Противостояние носит разный характер, но постепенно становится ясным, что борются не просто два персонажа, а интеллект с чувством, ум с природой, рацио с интуицией.
В «Нимфоманке» Триер находит парадоксальное разрешение этого конфликта, поэтому новый фильм выглядит этапной работой, подводящей некоторые творческие итоги. Отсюда – обильные цитаты, от очевидных до более тонких: вот, муж Джо предлагает ей спать с другими мужчинами (привет, «Рассекая волны»), вот, Джо возглавляет группу бандитов и выбивает долги (а это уже похоже на «Догвилль»), и так далее. Джо, как показывает Триер, ни святая, как Бесс, ни исчадие ада, как героиня Шарлотты Гинсбур в «Антихристе». Сочетая в себе черты других триеровских героинь, она не является в полной мере ни одной из них – и потому гордо требует к себе другого отношения.
Так же и датчанин проводит ревизию своих прошлых заслуг, пытается выработать новый язык. В этом смысле «глянцевые», идеализированные картинки, встречающиеся у автора с «Антихриста» выглядят как очередной этап эстетической эволюции. Придумавший для себя когда-то аскетическую «Догму-95», Триер теперь, наоборот, лечит кинематографическую гордыню, заставляя себя время от времени снимать «красиво».
Вернёмся, впрочем, к противостоянию разума и чувств. За чувства – секс, нимфоманию, нарциссизм, понятно, отвечает Джо, за интеллект, кругозор и культурный базис – еврей Селигман, начитанный девственник. Триер усаживает две стороны за долгий ночной разговор, более всего походящий на сеанс у психоаналитика: кушетка, чай, вежливый слушатель. Хотя фильм разделён на две части якобы по воле продюсеров, определённая логика тут есть. Первая часть – владения Селигмана; он обильно комментирует повествование, полемизирует с рассказчицей, даже оправдывает героиню перед самой собой. Это работа ума, но, правда, какая-то лихорадочная: не способный объяснить историю Джо целиком, ум выхватывает её частности и беспорядочно отсылает их к истории или культуре (чего стоят только числа 3 и 5, в результате весьма сомнительных рассуждений принятые героем за часть ряда Фибоначчи). Поэтому во второй части уже Джо берёт инициативу, а за ремарками Селигмана то и дело проглядывает мещанская мораль (по которой Триер, как известно, любит кататься на бульдозере).
Джо вообще проделывает над собой огромную работу: в процессе разговора (начавшегося с её фразы «я плохой человек») её голос становится крепче и увереннее, а собеседник, напротив, скорее запутывается и смущается. Финал и вовсе перевернёт всё с ног на голову – сработает триеровское парадоксальное мышление, одно из его главных достоинств; нимфоманка преодолеет нарциссизм, а разум окажется шлюхой. Зрительские ожидания будут обмануты: начавшийся как комическая зарисовка на тему нынешних нравов, фильм превратится в исследование человеческой натуры как таковой. Ну что ж, датчанин снова всех обманул – это можно сказать с уверенностью. За подробностями – к полной версии фильма.
Субботний Рамблер
Рекомендации
Кто же сравнивает Триэра и Тарковского. Сколько пошлости и свободомыслия в этой картине,Тарковский никогда не стал бы снимать столько пошлый фильм.
"Зрительские ожидания будут обмануты" - вы же не знаете, чего ожидают от фильма зрители. это очень субъективное суждение. И ещё - я не поняла, почему у статьи такое странное название. если кто-то захочет о рыбалке здесь почитать - он будет несколько удивлён
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука