или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
9 февраля 2014
0
1 613

Два гения в судьбе Горного Алтая

Два гения в судьбе Горного Алтая
Придя однажды работать в музей, она полагала, что сфера ее интересов будет простираться в рамках чисто музейных дисциплин но, столкнувшись с таким уникальным «материалом», как наследие, поняла, что поле для научно-исследовательской работы здесь просто не имеет границ…
Заместитель директора Национального музея имени А. В. Анохина, кандидат искусствоведения Римма Еркинова уже 25 лет занимается музейной деятельностью. Когда-то она открыла для себя два имени, две фундаментальных личности, которые определили ее путь в науку. Речь идет об исследователе-этнографе, композиторе Андрее Викторовиче Анохине, и художнике, общественном деятеле Григории Ивановиче Чорос-Гуркине. Их имена навсегда вплетены в историю Горного Алтая, где они работали, занимались творчеством, наукой, просветительской и краеведческой деятельностью. Архивы Гуркина и Анохина, хранившиеся в Национальном музее, стали в свое время настоящим открытием для молодого историка. С тех пор интерес к судьбам и творчеству этих людей, сделавших так много для алтайской культуры, науки и истории, у исследователя не угасает. Посвятив много лет изучению их наследия, она признается, что знает «лишь верхушку айсберга». 
Шаманство алтайцев глазами русского ученого
Русский исследователь Андрей Анохин – один из немногих, кто так близко «подобрался» к тайнам алтайского шаманизма. Сегодня его работы представляют собой уникальные исторические документы об этой древнейшей религии.
— Когда я познакомилась с архивом Андрея Викторовича Анохина, меня поразила эта личность своей многогранностью и талантом ученого. Анохин записывал камлания шаманов на алтайском языке, потом делал подстрочные переводы… Представьте себе, русский человек из Тамбовской губернии, он прекрасно владел алтайским языком! — рассказывает Римма Михайловна. — Чем больше я углублялась в наследие Анохина, тем дальше в этой работе мне хотелось зайти. Во время командировок в Санкт-Петербург, я часто работала в Кунсткамере, там хранится большой фонд Анохина. Сохранилось огромное количество его полевых материалов, исследований по шаманизму. Этот культурный пласт сегодня до конца не изучен.
100 лет назад в 1914 году Анохин отдал свои труды по шаманизму в Российскую академию наук для публикации, но началась Первая мировая война, эти материалы отложили в долгий ящик еще на десять лет. Книга «Материалы по шаманству алтайцев» вышла только в 1924 году, сегодня она остается непревзойденным, фундаментальным трудом по алтайскому шаманизму.
По словам Р. М. Еркиновой до настоящего времени издана лишь небольшая часть работ ученого, многое из неопубликованного хранится в архивах Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Томского областного краеведческого музея. В Национальном музее им. А. В. Анохина есть материалы, связанные с его жизнью и деятельностью: черновики, наброски различных музыкальных произведений, личные записи и т. д.
- Все тексты, особенно ритуальные требуют серьезной доработки и редакции, поскольку они выполнены с многочисленными грамматическими, пунктуационными и орфографическими неточностями. Серьезной проблемой является отсутствие перевода некоторых оригинальных текстов с обширным пластом позабытой сегодня сакральной ритуальной лексики, — считает Римма Еркинова. 
Он берег свои работы, как единственный глаз
В Национальном музее Республики Алтай хранится 600 живописных работ художника Григория Чорос-Гуркина и около 1000 его графических листов. Напрашивается вопрос, откуда в музее столь богатая коллекция гуркинских произведений? По словам Риммы Михайловны, у каждой работы, написанной гениальным мастером своя уникальная история и судьба. Картины «приходят» в национальный музей до сих пор. Не раз бывали ситуации, когда владельцы предметов гуркинского наследия сами приносили сюда его работы, справедливо считая, что лучше им находиться в музейных фондах.
- Андрей Анохин и Григорий Чорос-Гуркин жили в одно время, дружили, сотрудничали, они вместе стояли у истоков создания краеведческого музея в Ойротской автономной области (сегодня Республика Алтай), который работает с 1918 года. По их инициативе первые музейные коллекции были приобретены у известных краеведов Сибири Гуляевых. Григорий Чорос-Гуркин писал некоторые работы специально по заказу музея, — отметила Римма Еркинова. — Гуркин хорошо понимал ту ценность, которую имеют его работы, и всегда говорил о том, что они являются достоянием алтайского народа.
Художник жил в непростые времена, когда порицалось само желание мыслить, творить и создавать. Он не раз оказывался в тюрьме города Бийска, часть работ мастера была уничтожена, разграблена при арестах. Григорий Иванович насколько это возможно пытался сберечь свое творчество от рук варваров.
— В 1919 году Гуркин был вынужден уехать в эмиграцию, поскольку на Алтае зверствовали бандиты, белая и красная армия. Он уехал в Монголию,а затем в Танну-Туву в первую очередь потому, что хотел сохранить свои работы. Анохин говорил о Гуркине: «Он дорожил своими работами, как хранил свой одинокий глаз». Общеизвестно, что художник в детстве переболел глазной болезнью, и видел лишь одним глазом, — продолжает Р. М. Еркинова. 
Позже моя собеседница добавит:
- Вообще, Гуркин-художник – это лишь одна из граней его уникальной личности. Он был незаурядным мыслителем, имел бесспорный литературный талант, занимался общественной деятельностью, стоял у истоков национальной автономии Горного Алтая, его знала вся дореволюционная Сибирь, творческая интеллигенция. Мне всегда был интересен Гуркин с человеческой стороны… В начале 90-х годов когда я впервые знакомилась с закрытыми материалами НКВД в Барнауле в архиве КГБ, видела фото Григория Ивановича, сделанное после ареста, и была потрясена его взглядом, в котором было столько боли и страдания…
Григорий Чорос-Гуркин был репрессирован и расстрелян в 1937 году по сфабрикованному обвинению в организации подпольной националистической группы и шпионаже в пользу Японии, считался «врагом народа» до 1956 года, потом реабилитирован. 
О чем поведал «Хан Алтай»
Свою кандидатскую диссертацию Римма Еркинова назвала «Шаманские образы в творчестве Г. И. Чорос-Гуркина». В этой работе она попыталась осмыслить и открыть внутреннее, этнокультурное содержание произведений художника, «прочесть» те тайны, которые мастер оставил в своих творениях для потомков.
— Ведь он не просто писал природу, многие его полотна имеют глубокие символические подтексты. Возьмем хотя бы одну из наиболее известных работ Гуркина монументально-эпический пейзаж «Хан Алтай». Мы видим на ней горы, кедр над обрывом, орла… Что художник хотел этим сказать?-рассказывает Римма Еркинова. Об особенностях этого произведения и своеобразном понимании природы алтайцами Г. Н. Потанин писал: «Алтай-кижи одухотворяет Алтай:в его глазах это не мертвый камень,а живой дух. Он не может назвать гору иначе, как «Хан Алтай»т. е. «Царь Алтай» или Царственный Алтай». Кедр у алтайцев — это воплощение чистой души человека, в то же время дерево, как и гора, связывает воедино по вертикали три мира шаманской Вселенной: нижний, средний и верхний. Орел же у многих народов является стражем, хранителем места. Основная идея картины фактически – диалог кедра с Хан Алтаем, а иносказательно – человеческой души с верховным духом Алтая – Алтай-ээзи
По мнению Риммы Еркиновой, Гуркин – непостижим. Его работы насыщенны знаками, символами, то есть обладают глубоким этнокультурным содержанием, которое передается различными художественными приемами и это еще предстоит осмыслить не одному поколению исследователей.
- Созданное художником – это такой же научный источник, как записи камланий или генеалогий шаманов, сделанные этнографами, — говорит Р. М. Еркинова.
Римма Михайловна уверена, что по творениям Чорос-Гуркина можно изучать культуру алтайского народа, как духовную, так и материальную. Например, в фондах Национального музея им. А. В. Анохина хранятся зарисовки различных предметов обихода, традиционной одежды,культовых обрядов, выполненные художником. Под каждым рисунком сделана подпись или пояснительный текст – что это за предмет, кому он принадлежал, где жил владелец предмета, из какого он рода.
- Эта информация очень ценна для современного и будущего поколений, утверждения их культурной самобытностии и самосознания,а значит формирования национальной индентичности.
Как сообщила Римма Еркинова, в конце февраля планируется выход в свет альбома этнографических рисунков Г. И. Чорос-Гуркина. Издание представляет огромный интерес для искусствоведов, художников, этнологов, религиоведов, широкого круга читателей которое, наверняка, приведет к открытию новых и всякий раз интересных данных из жизни и творчества легендарного мастера и удивительного человека. 
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука