или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
26 ноября 2013
0
1 470

Экскурсия по линии московского паровичка

1. Камер-Коллежский вал, следующее после Садового кольцо Москвы, существовал с 1742 года как таможенная граница Москвы, а к началу XIX века стал и юридической границей города. К концу века за городской чертой уже лежало множество важнейших для Москвы объектов: ипподром, бойни, фабрики, больницы, богадельни, монастыри, парки. При этом административная граница сильно отстала от таможенной и полицейской. Например, некоторые земли, формально относящиеся к уездам, управлялись московской полицией.Во второй половине XIX века вал срыли, кордегардии и шлагбаумы убрали. С тех пор вал существует только в именах улиц, проведённых на его месте: Сущёвский, Бутырский, Грузинский, Пресненский, Трёхгорный, Хамовнический, Серпуховский, Даниловский, Симоновский, Крутицкий, Покровский, Рогожский, Лефортовский, Госпитальный, Измайловский, Преображенский, Черкизовский, Богородский, Олений и другие валы. На пересечениях с важнейшими радиальными трассами находились заставы, после исчезновения вала обратившиеся в площади.
2. Наша экскурсия начинается на одной из таких площадей — Бутырской заставе. В 1902 году главным зданием площади стал Савёловский (тогда Бутырский) вокзал. Это самый новый из московских вокзалов, но железная дорога пролегала здесь и раньше: через площадь проходила Царская ветка, по которой поезда подавались с Николаевской железной дороги на Брестский вокзал, где находился специальный павильон для приёма августейших особ. Сейчас такой одноэтажный вокзал скорее характерен для небольших городков, но в начале XX века он был доминантой площади, так как находился в окружении мелких деревянных построек.
3. В 1987-1992 годах под руководством Я. В. Шамрая здание было расширено и надстроено. Как ни удивительно, совсем недавно не у всех московских вокзалов были станции метро: серую ветку сюда протянули только в 1988 году!
4. В 1909 году через Царскую ветку перебросили путепровод по проекту инженера И. И. Струкова. Он же спроектировал аналогичный мост на площади Тверской заставы, сохранившийся до наших дней, а также здание Белорусского вокзала.
5. В 1960-х годах старый мост разобрали, когда строили на площади Савёловского вокзала (так она тогда называлась) самую крупную в Москве трёхъярусную транспортную развязку.
6. Сегодняшней доминантой площади можно считать жилое здание с огромными колоннами.
7. Дом построили в конце 1930-х годов по проекту И. Г. Безрукова, который явно находился под влиянием архитектуры знаменитого на Моховой. Раньше портик украшали четыре огромные статуи физкультурников.
8. Но если постройка Жолтовского стала этапом в советской архитектуре, то этот дом подвергся жестокой критике. Внутри оказались невообразимо узкие (при трёхметровых потолках) комнатки, а окна некоторых квартир оказались полностью затенены пышными капителями. В результате вторая очередь дома возводилась уже по совершенно другому проекту и напоминает обычную «сталинку». Парадный фасад дома стал несимметричным, что роднит его с гостиницей «Москва».
9. В конце XIX века за Камер-Коллежским валом лежал огромный выступ городской территории вдоль Большой Бутырской улицы и дальше, до Сельскохозяйственной академии. В 1886 году именно здесь начал ходить первый механический транспорт Москвы — паровой трамвай, сразу же наречённый горожанами «паровичком». До этого на этой линии работала конка.
10. Состав паровичка состоял из нескольких вагонов, первый из которых был оборудован паровой машиной. Позже по его путям стали ходить электрические трамваи. На раскрашенном фото — Петербургский паровичок.
11. Итак, оглядевшись, как и мы, вокруг на площади Бутырской заставы, пассажиры садились в вагоны.
10. Дальше паровичок шёл по главной улице Бутырской слободы, где в далёком 1667 году разместился первый в России регулярный Бутырский полк.
11. Сейчас это Бутырская улица — одна из самых пыльных и серых магистралей города. Здания на ней почти не связаны друг с другом стилистически, за исключением этих двух домов, построенных в конце 1950-х годов в рамках несостоявшейся масштабной реконструкции улицы, составленной И. И. Ловейко.
12. Главную же достопримечательность Бутырской улицы с неё увидеть нельзя. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в конце XVII века, до революции считался одним из самых красивых и больших в Москве. В советские годы храм превратили в заводской цех, а колокольню обезглавили и оторвали от основного комплекса. Сейчас шатёр над ней восстановлен, но между ней и храмом всё ещё стоит безликий бизнес-центр.
13. О самом храме, его судьбе и современном состоянии я уже подробно ​писал ранее.
14. В 1930-х годах, при расширении Бутырской улицы, трамвайные пути с неё перенесли на параллельную Вятскую улицу, где долгое время ходил преемник паровичка — трамвай № 27. Небольшой особнячок слева построен в 1901 году по проекту Оскара-Жана Дидио.
15. Стена особняка украшена небольшим барельефом, изображающим девушку с тюльпаном. Это изображение было символом фабрики Товарищества высшей парфюмерии «А. Ралле и Ко».
16. С приходом советской власти фабрика продолжала изготавливать парфюмерную продукцию, но изменила название на «Свобода».
17. Производившиеся здесь детский крем с котёнком и щенком на тюбике, детское мыло «Алиса» и «Тик-так» с Хрюшей и Степашкой многим знакомы с детства.
18. Неподалёку расположен Дворец культуры им. Горького — один из пяти рабочих клубов, построенных по проекту К. С. Мельникова, как раз для фабрики «Свобода». Самый известный из них, несомненно, ДК им. Русакова, который мы рассматривали в экскурсии ​«Сокольническое поле». Постройки Мельникова выделяются своей острой необычностью. В данном случае он спроектировал зал в форме эллипса, напоминающий гигантскую цистерну. Прямо внутрь зала вели две наружные лестницы. Зал можно было разделить пополам перегородкой, для размещения которой на фасаде быль сделан массивный выступ. К сожалению, многие задумки архитектора оказались нежизнеспособными и от них пришлось отказаться. В результате позднейших переделок для устройства кинотеатра здание почти утратило оригинальность. Несколько лет назад фасад восстановили в прежнем виде, но окончательно уничтожили внутренности, превратив ДК в зал для употребления алкоголя и закуски.
19. Вятская улица в падает во Вторую Хуторскую. Отсюда начинаются места, тесно связанные с развитием отечественной сельскохозяйственной науки. Хуторские улицы напоминают о возникшем на этом месте в 1823 году Бутырском хуторе Общества сельского хозяйства — одном из первых опытных хозяйств в России. Сюда после революции приезжал Ленин на испытания электрического плуга.
20. Дальнейший путь пересекает Рижское направление железной дороги. Её путепровод перекинут через улицу, названную в честь учёного-мелиоратора А. Н Костякова. В 1999 году трамвайные пути здесь ликвидировали, и трамвай № 27 разворачивается, не доходя до путепровода.
21. А так проходил под железной дорогой паровичок. Но снимок сделан на нынешней Бутырской улице, где тогда лежали рельсы.
22. Дальше наш путь пересекает Дмитровский проезд, посередине которого расположен обширный бульвар. Здесь проходит 110 кВ ЛЭП к подстанции «Бутырки», расположенной неподалёку.
23. На бульвар выходит высоким портиком здание ВНИИНефть, фронтон которого украшен композицией со знамёнами и нефтяными вышками.
24. Чуть дальше на пути паровичка лежали Астрадамская улица и проезды, сохранившие память об устроенной здесь по приказу Петра I «Амстердамской» ферме, то есть по голландскому образцу.
25. Позже, в конце XIX века, здесь находилась нормальная (то есть образцовая) ферма, принадлежавшая Быковскому. Так выглядел двор и загон для цесарок. Здания фермы спроектировал Иван Барютин, ученик архитектора А. С. Каминского, построившего в Москве немало замечательных зданий, много работавшего на Третьяковых. Сам же Барютин спроектировал трибуны Московского ипподрома, особняки, доходные дома, храмы, училища и фабрики в Егорьевске.
26. Барютин дружил с Фёдором Шехтелем, у которого была дача совсем рядом, на Старом шоссе. На этой же даче Шехтель умер в 1926 году.
27. Раньше от Рижской железной дороги к Тимирязевской академии вели два шоссе — Старое, на котором была дача Шехлеля, и Новое, которое в 1964 году переименовали в улицу Тимирязева. сейчас это одна из важнейших улиц района.
28. Возле префектуры САО Тимирязевская улица пересекает обширную незастроенную полосу.
29. Вплоть до 1980-х годов эта территория резервировалась для прокладки Паркового кольца, предусмотренного ещё Генпланом 1935 года. Это должна была быть автодорога, соединяющая друг с другом крупнейшие городские парки. Неподалёку сохранились довольно протяжённые участки этого кольца: улицы Фонвизина, Академика Королёва, Космонавтов. Возле метро «Аэропорт» было архитектурно оформлено пересечение кольца с Ленинградским проспектом, что потом позволило построить в этом месте (у памятника Тельману) торговый центр. К сожалению, кольцо уже никогда и не будет закончено.
30. Трамвай пересекает трассу Паркового кольца в красивом зелёном туннеле.
31. Здесь в годы Первой мировой войны была расквартирована пешая Тульская дружина. Для неё в 1916 году по проекту Ф. О. Шехтеля возвели небольшую шатровую церковь Покрова Пресвятой Богородицы в память о погибших в войне. Деревянная постройка сгорела в 1930-х годах.
32. Церковь именовалась «в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки». Вот она, Соломенная сторожка — глинобитный с соломенной крышей домик сторожа, охранявшего угодья Петровской лесной и земледельческой академии, которая ныне носит имя Тимирязева (о ней рассказ пойдёт во второй части). Домик был построен в 1865 году по проекту знаменитого архитектора Н. Л. Бенуа, а сломан в 1950-е годы.
33. По счастью, в 1997 году церковь была восстановлена в прежних формах, но на новом месте, на краю парка «Дубки». Впрочем, различий со старым храмом у неё и без того хватает.
34. Неподалёку от здания префектуры уткнулась в зелень огромная ленинская голова. Это макет бюста, который собирались установить в 1961 году в начале Волго-Донского канала на постаменте, освободившегося от статуи Сталина. В итоге решили вместо головы поставить Ильича в полный рост, что и было осуществлено к 1969 году. Эта скульптура стала самым большим ​памятником вождю, её высота 27 метров.
35. Из-за забора виднеются и другие бетонные изваяния. Здесь находилась мастерская знаменитого советского скульптора Е. В. Вучетича. Самая знаменитая его работа — мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. Эта голова делалась для монумента «Стояли насмерть», который стоит в начале лестницы, ведущей к монументу «Родина-мать зовёт!». Стоит отметить, что лицо воина лепилось с одного из командующих Сталинградской операцией ​Василия Чуйкова.
36. Ближе к дому стоит уменьшенная модель главного творения Вучетича — Родины-матери.
37. А в глубине высится голова знаменитой скульптуры, уже в масштабе 1:1.
38. К сожалению, после смерти Вучетича потомки решили не обращать внимание на наследие скульптора. Голова разрушается, но её и не ремонтируют, и не разбирают.
Во второй части мы продолжим экскурсию по направлению к Тимирязевской академии.
​http://deletant.livejournal.com для сообщества moscow-walks.
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука