или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
24 декабря 2013
0
573

Если тундровику трудно приехать к знаниям, знания сами едут к тундровику

Кочевое образовательное учреждение – это уникальная практика. В дискуссиях о том, надо или не надо, сломано много копий. Часть людей двумя руками за, некоторые категорически против. И это естественно, ведь последние семьдесят лет образование в тундре строилось на совершенно иных принципах, чем того требует кочевая школа. Эти принципы работают и сейчас – все привыкли. Маленьких тундровиков в рамках всеобуча забирают у родителей осенью, а возвращают только поздней весной. Они живут комфортно, но непривычно. С водопроводом и влажными салфетками, но без особой атмосферы. Со стиральными машинками, но без труда. А жить без труда – это самое серьезное нарушение, которое может допустить в жизни настоящий кочевник.
Первой в организации такой школы на Ямале стала известная ненецкая писательница Анна Неркаги. Именно она остро поставила вопрос о национальной идентификации коренных народов Ямала. «Существующая образовательная система «калечит психику» тундровика, начисто обрывая их связь с космосом», — рассказывает Анна Неркаги. Сохранение космоса тундровика – вопрос не праздный. Огни цивилизации все время манят юных кочевников к себе, оголяя тундру и забирая детей у родителей навсегда. По мнению многих, урбанизация началась именно из-за образовательной системы, сложившейся в Советском Союзе.
Анна Неркаги – тоже воспитанница этой система. Она была, как и все остальные, долго оторвана от своих национальных корней. Закончила школу с отличием. Поступила в вуз. Потом обнаружила у себя писательский талант и со временем стала одной из самых известных писательниц Севера. Публиковались книги, возрастала популярность и читательский интерес. Но тут жизнь нанесла Анне Павловне несколько сокрушительных ударов. Умерли сразу несколько близких ей людей, а сама она сильно заболела. После этого Анна Неркаги поняла, что наступила расплата за дар. Она решила: наплевать на все писательские образы и выдуманные истории. Надо идти и помогать людям. Анна вернулась к своим.
Она усыновила нескольких оставшихся без родителей детей. Это сегодня «семья» Неркаги насчитывает около ста человек. Сначала было меньше. Кого-то стали привозить кочующие родители – чтобы учились. Кто-то прибился сам, как главная помощница и тезка Неркаги – молодая девушка Анна. Она пришла и прижилась тут, потому что родителям оказалось не до нее – «бухали».
В «Школе жизни» Неркаги помимо общеобразовательных предметов детей обучают традиционному укладу жизни коренных народов Крайнего Севера — как поставить чум или капкан, сшить одежду. В расписании уроков – премудрости северной охоты и рыбалки. Так постепенно сложилась новая модель образования в условиях кочевья. Модель, которая позволяет не вытаскивать детей из их исконной среды обитания, как муксуна из бурлящей реки.
И вот теперь этот опыт с некоторыми доработками планируется распространить по всему округу. На деньги окружного бюджета закупят два модульных детских сада для деревень Усть-Войкары и Ямгорт Шурышкарского района, а также две модульные кочевые школы для деревни Лаборовая и станции Паюта Приуральского района. Средства выделены по окружной долгосрочной целевой программе «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы». «Это будут мини-школы и детские сады прямо в тундре. Их оборудуют всем необходимым. Это хорошая помощь кочующему населению. Теперь тундровики смогут получать на факториях образовательные услуги. Планируется, что с января они начнут работать», — говорит директор департамента образования Ямала Ирина Сидорова.
Это означает, что ходить в школу дети смогут где-то рядом со своими чумами. Им не нужно уезжать за сотни километров от своих родителей и со скрипом и психологическими проблемами постигать новую жизнь. Самим кочевникам не придется тревожиться за детей, их можно повидать в любое свободное время.
В этом учебном году в Приуральском, Тазовском, Пуровском и Шурышкарском районах на местах кочевий работают восемь детских садов, в которых занимаются пятьдесят три воспитанника. В Надымском районе восемь детей занимаются в системе кочевого дополнительного образования. В Приуральском районе тридцать один человек получает образование в начальной кочевой школе. После окончания девятого класса выпускники таких школ обычно продолжают обучение в Ямальском многопрофильном колледже или Ямальском полярном агроэкономическом техникуме. Там они изучают основы оленеводства и рыболовства, получают специальности разъездного фельдшера, учителя кочевой школы, менеджера этнотуризма — именно те, которых сегодня не хватает тундре.
Фото — Сергей черкашин
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука