или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
15 декабря 2013
0
1 650

Фильм Марины Мигуновой «Зеркала» показали на фестивале «Сталкер» в Москве

- Вот у Эфрона — катастрофа. Его жена — поэтесса.
- Вы опять шантажируете меня своей любовью и своими стихами.
- А это одно и то же.
- Не люблю стихов — не понимаю, чем восхищаться.
- Как же Вы живете?
- Жизнь лучше любых стихов.
- Не любая — и не любых.
Мы постоянно слышим про то, что у Марины Цветаевой была ужасно тяжелая судьба, знаем что-то об ее эмиграции, кто-то зачитывается ее стихами, кто-то влюблен в дневники и прозу. Но, возможно, впервые в игровом кино показана история ее жизни с юного возраста — и до самого конца, печального и горького.
Марина Мигунова, представляя фильм перед началом показа, рассказала о выборе актрисы на роль Цветаевой. Она отсмотрела пять актрис, и пятая, Виктория Исакова, показалась наиболее подходящей: «Она сказала, что она сосуд, который надо наполнить. И я знала, чем наполнить». И там же привела мистическую, как жизнь Марины, историю о том, что ей приснился сон, в котором голос сказал ей, что актриса будет «пятая, она же последняя». И несмотря на еще одну, шестую и более подходящую артистку, выбор остановили на Исаковой. И не прогадали — Юрий Арабов, соавтор сценария, после просмотра отснятого материала, сказал: «Мне становится скучно, когда она выходит из кадра». В самом деле, на главную героиню некомфортно смотреть только в первых сценах, где она играет совсем молодую Марину. В этих эпизодах она как будто старше, чем должна быть, и безумие молодости выглядит немного наигранным. Но потом это ощущение сменяется практически восхищением — глазами, руками, жестами, жесткостью, угловатостью, решительностью настоящей Цветаевой.
Сам фильм выглядит несколько рваным. Есть сцены, идеальные по композиции, актерской игре и концентрации абсурда. Например, сцена, в которой в военное время членов Союза писателей учат надевать противогазы. Все в ней превращается в фарс: эти смеющиеся в противогазах авторы, вступившие в СП, окончательно лишились человеческого образа, и среди них одна только Марина — со своим настоящим лицом, не узнающая никого в ужасных масках. Есть сцены, производящие впечатление работы первокурсника киноучилища — например, самом начале история знакомства Марины с Сергеем Эфроном, где все как будто пересвечено, где все актеры будто не понимают, что от них требуется, будто не читали сценария и не знают, что их героям предстоит провести вместе всю жизнь. В общем-то, это может быть связано с тем, что фильм снимали почти пять лет: за это время актеры могли и сами измениться, внутренне повзрослеть, постареть, преобразиться в своих героев. Сцены взаимоотношений – читай: психологизм – в фильме настолько сильны, что к концу срастаешься с героями, почти даже прощая неуспехи в сценах бытовых.
Отношения Цветаевой с главными персонажами ее личной повести — Сергеем Эфроном, Константином Родзевичем, Борисом Пастернаком, Алей, Муром — предстают под совершенно новым углом. Радиоспектакль «Грамматика бессонницы», например, построен на письмах и стихах и предлагает совершенно иное, трогательное видение их отношений с Пастернаком, в то время как в фильме писатель предстает пустым, сдавшимся с потрохами советской власти (и в жизни до сих пор как критики и литературоведы, так и обыватели не могут определиться с отношением к Пастернаку). Аля, дочь Цветаевой, в «Повести о Сонечке» предстает ангелом, который Марине скорее друг, которому она может все рассказать и от которого даже ждет совета. В фильме же Марина любит дочь, но как будто постоянно соревнуется с ней, борется за внимание мужчин, знакомых и расположение самой судьбы.
Удивляешься тому, как рок преследует не только саму Марину, но и каждого члена ее семьи. Почти все герои этой истории хотя бы раз хотели покончить с собой – и наверное, это не выдуманный режиссером факт, потому что в самом начале истории заявлено устами сестры Сергея: «Она людей ест». На самом деле, конечно, «ела» их не Цветаева, а близость к ней – как близость к великому всегда гнетет (и иногда насмерть). Творчество почему-то издавна связано у нас с идеей о самопожертвовании, самоубийствах, страданиях, зависимости, заболеваниях – и мы только сейчас, осмысляя все европейские и восточные практики философии, потихоньку начинаем уходить от этого стереотипа.
Сцены советские — уже в последних эпизодах фильма — самые гнетущие, начиная с прекрасного эпизода поездки в поезде из Парижа в Москву, где Марина показывает Муру соседний вагон, где люди спят вместе со свиньями и гусями, поют и дерутся, и говорит ему на ухо: «Смотри, вот она — твоя электрификация». И далее — всё: жизнь в доме, который находится под наблюдением; арест Али и Сергея; коммуналки с комнатушками в шесть-восемь квадратных метров; и, наконец, Мур, так и не понявший ее жизни, который приносит сестре Эфрона чемодан с Тетрадями (которые и не хочется писать с маленькой буквы и которые та чуть не сжигает в буржуйке).
Стоит отдельно отметить работу художников картины: такое ощущение, что приметы времени подбирались с теплой, человеческой любовью, изучались детально: простое шелковое платье, дореволюционный чемодан, путешествующий с Мариной всю жизнь, тетради и трогательное чернильное пятнышко, не сходящее со среднего пальца правой руки Цветаевой весь фильм. И возглас поэтессы (или все же поэта) — «Ты хочешь сказать, что я страдаю вещизмом?!» – вызывает почти отчаяние: «Марина, а как Вы сами, окруженная этими вещами, можете их — не любить?»
Несмотря на техническое несовершенство ленты в некоторых эпизодах или не совсем ясные режиссерские приемы, саму суть, боль, характер Марины Ивановны чувствуешь насквозь — даже если не читал ее произведений, никогда не интересовался судьбой писательской эмиграции, биографией Цветаевой и ее современников. Горечь того времени вливается в тебя через «Зеркала» лучше, чем через учебники по истории литературы.
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука