или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
31 марта 2016
1
1 012

Ханты. Часть 1: Первое знакомство

«Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним и отчаянно ворвемся прямо в снежную зарююю… Ты увидишь Север Крайний, ты поймешь, что он – бескрайний. Я тебе его дарююю» — звучала много лет назад по утрам на радио зажигательная песенка… В те давние времена не было Интернета, а по телевизору веселый человек в расшитой бисером концертной шубе олицетворял все сразу народы Крайнего Севера, процветающие в Советском Союзе…

Примерно такими – веселыми и неунывающими – представляли их большинство жителей средней полосы России. Что-то подобное рассчитывала увидеть и я, отправляясь на традиционный праздник пимских ханты, оказавшись вдруг, неожиданно для себя, в Сургутском районе. Тем грустнее стало первое знакомство с этим народом.

Северные олени… Они должны были быть, по моему убеждению, серебристо-кофейными, с гордо поднятыми головами, увенчанными ветвистыми рогами. У нарт понуро стояли…

… и лежали животные.

В основном — безрогие.

Некоторые имели всего один лишь рог. Как мне потом объяснили, это не от жестокого обращения. Северные олени теряют свои рога к весне, часто обламывают их, цепляясь за кусты и деревья. Незабываемо выражение их «лиц» — покорность людям и усталость от долгой зимы, такая объяснимая в конце марта, среди бескрайних снегов. Один из оленей дремал, прислонившись к шкуре своего соплеменника, ставшей подстилкой для нарт…

Так вот ты какой, северный олень… Давным-давно прирученный человеком и составивший вместе с ним уникальный симбиоз Крайнего Севера…

Теперь о людях. То, в чем щеголяют танцоры народных ансамблей отличается от настоящей национальной одежды ханты, как небо от земли.

Да, настоящий хантыйский костюм тоже из меха. Он крыт яркой тканью с контрастным орнаментом и пришитыми цепочками звенящих колечек на спине. Не для красоты. Яркие цвета преследуют вполне практические цели: человека в такой одежде видно далеко. Если он заблудится в буран, когда не видно ни зги, если упадет без сил неподалеку от дома – есть шанс вовремя его заметить и спасти.

Мужчины носят высокие меховые сапоги, в которых тепло и не страшно провалиться в снег по пояс.

Замужние женщины повязывают яркие платки особым способом, напустив их на лицо. Прикрываясь таким образом он ветра, злых духов и нескромных взглядов.

Кулечки на санках и в колясочках – их дети. Самых маленьких, прежде чем погрузить на санки, укладывают в крохотную деревянную колыбельку и закутывают сверху теплым одеялом.

Ребятишки, только начавшие ходить – в шубках с капюшоном до пола. Пока не украшенных бисером, из обычных шкур. Такому маленькому яркий наряд еще не нужен – далеко не уйдет.

Что самое удивительное в этих людях – они очень молоды. Совсем дети. Подростки. Например, вот эти мужчины на нартах.

Женщины, с колясками тоже совсем юные.

Из-под опущенных на лоб платков иногда показывается обветренное пожилое лицо, возраст которого навряд ли старше мною прожитых лет. Знакомые уверяют, большинство ханты просто не доживают до старости, а замуж выходят в 12-13 лет, согласно обычаям своего народа.

Такое вот получилось знакомство с одним из коренных народов Крайнего Севера – пимскими ханты. Простите, что не особенно веселым вышел мой первый рассказ о них. В заключение можно было бы порассуждать, о том, нужна ли была индустриализация Крайнего Севера коренным народам, а может быть ее здесь как раз и не хватает? Но… не буду.

Потому что действительность, как и история, не имеет сослагательного наклонения. Все так, как оно есть. Конечно, это не более чем первый взгляд на самобытную культуру и непривычный современному городскому жителю уклад жизни. Думаю, стоит мне присмотреться повнимательнее к этим удивительным людям, много столетий назад научившихся жить среди снегов. Уверена, будет еще о чем написать. Хотя бы о том трогательном мастерстве изготовления колыбелек для младенцев, которых долгое время очень быстро разлучали с любящими семьями, чтобы воспитать достойных строителей социализма в интернатах для потомственных оленеводов. Тоже очень неоднозначный подход к проблеме: с одной стороны – образование, приобщение к цивилизации, да и серьезное снижение детской смертности в суровых природных условиях. С другой – пусть кратковременное, но отлучение от исконных корней и родных семей. Не случайно «понаехавшие» сюда заработать люди из разных уголков страны, столкнувшись нос к носу с архаичным укладом жизни местного населения, внезапно становились этнографами, начинали бережно собирать уникальные предметы быта оленеводов и даже открывали музеи. Об одном из таких увлеченных людей тоже разговор впереди…

Субботний Рамблер
Рекомендации
Познакомлюсь с парнем/мужчиной от 18 и до 55 лет для взаимной мастурбации по web-камере и реального секса без обязательств и строго анонимно! Мой Ник SofySunnyRay на сайте http://HBA3L.TK
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука