или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
13 апреля 2016
1
774

Ханты. Часть 2: Писатель со стойбища оленеводов

Для следующего своего поста о ханты (первая часть здесь) искала я представителя культурной интеллигенции, вышедшего из среды этого северного малочисленного народа. «Хорошо бы поговорить с хантыйской актрисой или художником, — думала я, — Как же отыскать их в незнакомом городе?» Словно в ответ на мои мысли, в библиотеку, где располагается редакция нашей газеты, на встречу с читателями приехал писатель Еремей Айпин. Уж не знаю, случайность это или какая-то особая хантыйская магия…

Писатель сразу расположил к себе отсутствием той писательской желчи и снобизма, характерной для «акул пера», из-за чего вот уже много лет стараюсь избегать подобных творческих встреч. Доброта, мягкий юмор и предельная тактичность – вот с чем пришел к читателям невысокий пожилой человек в строгом костюме. Пришел с тем, что несет в мир своим творчеством… Несмотря на известность, высокие звания и чины (Еремей Айпин — лауреат множества российских и международных литературных премий, председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, депутат Государственной думы), его цели как писателя просты и понятны.

- Не могу пожаловаться на свою литературную судьбу. В этом году во Франции после встречи с читателями один знакомый порекомендовал больше говорить о себе, о собственной биографии. «Что ты все о книгах, да о книгах?». Может он и прав, только меня-то и так все знают. Рассказываю о книгах, потому что хочу, чтобы их прочитали.

Пришлось читать…

«Божья матерь в кровавых снегах» — повесть о подавлении Казымского восстания большевиками в 1931-1934 годах. В бескрайних просторах приобской тундры остяцкая (для сведения: старое название Ханты-Мансийска — Остяко-Вогульск) женщина пытается спасти своих детей от кровавой расправы и голода. В одиночку она противостоит силам природы и вооруженным людям, то и дело встречая на трудном пути смерть. Женщина знает, как вести себя с нею: жизнь и смерть в тундре связаны неразрывно. Только… теперь умирают люди не от голода и мороза, а от человеческой жестокости. Главная героиня не в силах этого принять.

Написана книга предельно простым языком, от чего еще печальней. Если очарованы повестью Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза», то «Божья матерь…» вам понравится. А от философии героев, от их рассуждений об исторических потрясениях, которые выпали на их долю, побегут мурашки…

И Отец Детей, проведя правой ладонью по лбу и волосам, стал вслух размышлять о русских:

— Русские друг друга не жалеют…

— Да, если уже царя не пожалели.

— Поэтому им плохо.

— Наверное, так.

— А не жалеют друг друга потому, что их много. Сказывают, в ваших городах людей больше, чем деревьев-трав. Правда ли это?

— Верно, в городах людей хватает.

— Поэтому жизнь русского там ничего не стоит. Так ли это?

Белый удивленно поднял брови, остановил свои голубые глаза на невозмутимо-серьезном лице хозяина, немного подумал, а потом согласился:

— Да, получается так.

Так-так… — неопределенно протянул хозяин. — Выходит, жизнь русского ничего не стоит… А ведь это нехорошо.

— Жизнь любого человека должна быть бесценна.

— Да, мы это понимаем.

— Независимо от того, русский он или остяк.

— Да, правильно.

— Значит, для вас нет разницы, чья жизнь более ценна?

— Для нас-то, остяков, разницы нету, — уверил хозяин.

— А для кого разница?

— Для русских, конечно.

— Понимаю.

— Поэтому, если можем, мы поддерживаем дыхание всякого человека, кто к нам приходит, не спрашивая, кто он и чем занимается. На нашей холодной земле, если человек попадает в беду, не может выжить без помощи другого человека.

— А как вы поняли, что русские менее все-го ценят жизнь своих же русских?

— Из лесной жизни, — охотно пояснил Отец Детей. — К примеру, чем меньше оленей в стаде, тем жальче их. Тем они ценнее и для хозяина, и для всех других людей. Это, по-моему, всегда так: чего мало — то более всего и ценится.

Помолчали собеседники, призадумались.

Потом хозяин пояснил, что у остяков каждое время имеет свою окраску. Отсчет времени начинается с какого-либо значительного, эпохального события. Вспоминая прошлое, старики обычно говорили, что наступил или закончился такой-то век. Или Век Удачи и Благополучия. Или Век Горя и Страданий. В жизни народа всякое случалось. Были и светлые полосы, были и темные полосы. И необязательно эти периоды составляли ровно сто лет и зим. Они могли тянуться чуть больше или чуть меньше. Их долгота зависела от воли Верховного Отца. Он мог сократить Век Страданий и удлинить Век Благополучия. Или сделать наоборот. Все было в его власти.

И теперь, как бы ответно притупляя боль Белого, Отец Детей сказал уверенно:

— Век красных тоже имеет предел.

— Дожить бы до этого предела!.. — вздохнул Белый.

— Не мы, так другие доживут.

— И где этот предел находится?

— Если верить нашим старикам, так это не меньше одной человеческой жизни.

— Жизнь одного поколения?

— Да.

— Но потом могут прийти зеленые, коричневые или еще какие-нибудь неведомые нам чудища — опять на целое поколение?

— Да, может такое случиться.

— А за это время что от России останется?

— Большая страна не пропадет.

— А что с народом русским станет?

— Большой народ не погибнет.

Удивительные северные люди знают простые ответы на многие сложные вопросы. Для них тундра, утонувшая в снегах, не бездорожье, а беспрепятственный путь в любую из сторон света. Для оленеводов одинаково рукой подать и до Северного-ледовитого океана, и до финской границы. Можно отправиться дальше на Восток до самой Аляски… Как доказательство упоминается исторический факт дерзкого побега на оленях Льва Троцкого в 1906-м году из Березова в Финляндию. Откуда потом молодой революционер уехал в Швецию, а затем в Лондон. Поэтому обеспокоенные судьбой русского императора обитатели чума всерьез обсуждают и подобный вариант спасения Николая второго.

Матерь Детей, внимательно слушавшая беседу мужчин, воспользовалась паузой в разговоре и сказала:

— А ведь мы могли бы спасти русского царя.

— Да, спасти могли бы, — подтвердил и хозяин дома.

— Каким образом? — спросил гость.

— Он был на окраине наших земель, — сказал хозяин дома.

— Да, недалеко, в Тобольске.

— Так вот, его надо было привезти в наши места, — начал размышлять вслух хозяин. — В глубь наших земель ему нужно было идти. Тут бы он и переждал это время… Как вы его называете?

— Смуту.

Во-во, переждал бы смутное время. В наших лесах-болотах его бы ни один красный не достал.

— Это, пожалуй, правда.

— Пожил бы до зимы, дождался бы первого снега, а там, если бы захотел, уехал бы на оленях то ли в сторону восхода, то ли в сторону заката. Воля царская…

— А вот не успел…

Так же бесхитростно готовы они противостоять современной военной технике красных, и подросток с охотничьим ружьем вступает в единоборство с аэропланом.

Они оба знали, что для гибели крылатых машин требуется не очень много. В снег и пургу они не летают. В пасмурную погоду могут потерять ориентир и, израсходовав топливо, шмякаются о землю. В этом случае даже рулевые-огнеметчики не остаются в живых. Если они не погибают при падении, то замерзают в снегах и льдах за сотни верст от человеческого жилья. Похоже, у красного войска каждая крылатая машина на особом учете. Стало быть, сегодня Матерь с сыном нанесли карателям ощутимый урон. Правда, красные наверняка спишут эту потерю на счет неуловимого Малого Сеньки-старика, одного из последних остяцких воинов, которого никак не могут взять ни живым, ни мертвым. Впрочем, это не имеет значения. Главное — вот на этом озере они одолели красных, побили их.

— Мы их побили, слышишь, Роман?! — повторила Матерь Детей, останавливаясь возле сына.

Тот не ответил…

Не удивительно, что «Божью матерь…» экранизировала кинокомпания «Югра-фильм». Фильм «Красный лед. Сага о хатах» демонстрировался 26 февраля 2016 года на 14-м международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня». Роль главной героини сыграла Марина Александров

- Фильм, конечно, получился красивым. Режиссер добавил мистики, маски и танцующих духов… А я больше внимания уделил бы психологии главных героев, силе их характеров, - признается Еремей Айпин.

В конце встречи писателю все таки пришлось рассказывать о себе. Школьников интересовало, как пришел он в литературу, как учился в литературном институте, где берет сюжеты для книг…

- В наше время не было книг и интернета, вместо этого были сказки бабушки, истории охотников, загадки, пословицы и поговорки. Поэтому все сюжеты взяты из реальной жизни, после общения с родственниками, друзьями, многое написано по воспоминаниям из детства, которое прошло на стойбище охотников и оленеводов. Мои первые рассказы о насте, о том как мы детьми приманивали и ловили бурундуков, о горе матери-медведицы, потерявшей медвежат, о браконьерах, подстреливших лося… Ханты маленький, честный и очень трудолюбивый народ, который испокон веков живет на лоне природы и здесь умеют рассказывать о ней.

- Кто ваши литературные кумиры? – спросили писателя.

- Очень многие. Все жанры хороши, кроме скучного, этого правила я придерживаюсь всегда. Что касается кумиров – это Антон Павлович Чехов, Лев Толстой, Иван Бунин. Близок мне Эрнест Хемингуэй, Джек Лондон. Недавно с удовольствием прочел книгу современной зарубежной писательницы Франсуазы Саган «Здравствуй грусть». Часто пищу для творчества дают путешествия. За свою жизнь я побывал в Канаде, посетил Скандинавские страны, Исландию, Гренландию, Финляндию… Меня всегда интересовали темы адаптации человека к экстремальным условиям и сохранения хрупкой северной природы.

Впрочем, хантыйский писатель способен оценить и комфорт пляжей Рио-де-Жанейро, как выяснилось. Об этом его рассказ «Река в январе». Будет время – прочтите.

Субботний Рамблер
Рекомендации
Познакомлюсь с парнем/мужчиной от 18 и до 55 лет для взаимной мастурбации по web-камере и реального секса без обязательств и строго анонимно! Мой Ник SofySunnyRay на сайте http://HBA3L.TK
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука