или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
28 июня 2016
1
955

Ханты. Часть 3: Вера Кондратьева

Город Лянтор расположен на бывших угодьях одной из старейшин народа ханты Ольги Колывановой. Он небольшой. Здесь проживает чуть более 40 тысяч жителей, из них лишь 1% — ханты. Подавляющее большинство коренных жителей предпочитают жить в лесу, как их далекие предки. Лес дает все, что необходимо и человеку, и зверю, и птице, считают ханты. Поэтому вторгшаяся в эти края «цивилизация» их мало радует, хоть и учит приспосабливаться еще и к банковским картам, супермаркетам и нефтедобывающим компаниям. Раз уж все так сложилось…

Впрочем, не все ханты живут в лесу. Среди представителей северного народа есть писатели, поэты, общественные деятели, политики… Предлагаю читателям познакомиться с певицей и актрисой. В небольшом городе нефтяников очень насыщенная культурная жизнь. Здесь любят с размахом отмечать праздники. Профессиональные артисты работают в домах культуры, которых здесь несколько и Вера Кондратьева одна из самых ярких и творческих людей в городе. Ее любят. А как иначе? Хрупкая молодая девушка одинаково убедительно перевоплощается на сцене и в невесомую фею, и в едва ковыляющую старенькую торговку яблоками… Разнообразен и репертуар ее песен, которые принимают зрители с неизменным восторгом.

Кроме того, Вера Кондратьева активный общественный деятель. Она всегда приходит на помощь землякам, а культуру своего народа несет на мировой уровень, участвуя в международных фестивалях и конкурсах. Наблюдая за Верой на сцене и на праздниках, понимаешь: вот человек, который творит, поет, мечтает, любит людей, живет полной жизнью и умеет наслаждаться ею. Оттого и захотелось пообщаться с нею поближе. Начали разговор, конечно, с творчества.

- Где овладевали актерским мастерством?

- Училась в колледже на отделении Музыкальное искусство эстрады и в Тюменском государственном институте культуры и искусств по специальности режиссер праздников.

- То есть, актриса, что называется самобытная?

- Да, актерского вуза или колледжа на заканчивала, но были актерские курсы. А еще, наверное, есть я, моя душа, музыка, искусство вот и все. Это во мне, это я.

- Вы еще и певица с удивительной силы голосом. Он откуда?

- Мой голос он очень похож на мамин. У нас с мамой и сестрой похожий голосовой тембральный окрас. Мама моя собрала первый в Лянторе хантыйский ансамбль. До сих пор поет, сочиняет музыку. Она творческий человек, но сейчас больше занимается домом, семьей и мне очень помогает. Голоса у нас похожи. Недавно к нам приезжала эстонская группа собирать фольклор, и диск с этой записью я увидела на Фарерских островах, куда ездила наша делегация. Когда включили песню, которую исполняет мама, даже не сразу услышала свой голос на втором плане. Только потом вспомнила, что действительно, когда эстонские музыканты записывали нас на диктофон, мы с мамой пели вместе, мама солировала, а я ей подпевала. Но, услышав запись, не узнала себя. Подумала: надо же, какая удивительная аранжировка? Как они этого вообще добились, надо же до чего техника дошла! Только потом уже в Лянторе, когда в машине включили диск на всю громкость, услышала, что я там подпеваю.

- Как случилось, что Вы — человек искусства — взялись за создание национального общества?

- Началось все, когда я работала в лянторском ДК «Нефтяник». По инициативе Веры Пасечник, руководителя украинского общества «Водограй» город готовился к районному форуму национальных общественных организаций, куда были приглашены гости из Сургутского района и Ханты-Мансийского округа. Организаторы подошли ко мне и говорят: «Вера, у нас много общественных национальных организаций разных культур, а хантыйской нет». Я подумала: «Действительно, как же так? Живем на хантыйской земле, а в городе до сих пор нет общественной организации хантыйской культуры. Тогда и было принято решение организовать общественную организацию хантыйской культуры «Ма Мэхэм» — «Моя земля». Над названием долго думать не пришлось потому что и времени-то думать не было. Кроме того, в моем репертуаре была песня, которая называется «Ма Мэхэм».

- Я ее слышала! Шаманская песня, если не сказать колдовская…

- Ну, я просто обращаюсь к людям с таким посылом, чтобы берегли землю, любили, уважали и помнили предков. Может быть, поэтому кажется, что шаманская, может потому, что отправляю свой энергетический посыл. Еще и музыка, наверное, навеяла… Николай Рублёвский сделал для нее красивую аранжировку и придумал определенные ходы…

В общем, назвали свое общество «Ма Мэхэм» и с того времени, с ноября 2011 года, у нас начала существовать хантыйская организация. Еще я являюсь председателем городского лянторского отделения общественной организации «Спасение Югры». Эта организация возобновила свою работу год назад, и президент общественной организации «Спасение Югры» Александр Навьюхов предложил мне возглавить ее в нашем городе Лянторе, на что я, конечно, согласилась. Собрали собрание, проголосовали и работа пошла.

- Общество ваше многочисленное?

- Активистов человек пятнадцать, но многие помогают какими-то делами, своим участием…

- Чем занимаетесь?

- Помогаем нашим людям, коренным нашим жителям, кто обратится, решать различные вопросы.

- За какой помощью обращаются в основном?

- За разной. Чаще всего решаем вопросы, связанные с оформлением документов, которые касаются взаимодействия коренного населения и наших недропользователей — нефтяные компании. Обращаются с бытовыми, жилищными и социальными проблемами. Кому-то нужны, допустим, одежда, еда. Такие тоже есть. Приходят, помогаем, собираем. Пишем заявления, помогаем заполнить бланки, отправить в нужные инстанции…. Потому что не всегда у нас люди грамотные.

- То есть, не все умеют писать? Это тенденция последних лет? Насколько мне известно, в советское время детей забирали из семей оленеводов и обучали в интернатах…

- Такое и сейчас практикуется. Большинство детей, которые вырастают до школьного возраста, отправляют в интернат, и домой приезжают только на каникулы. Не все рады такому обучению: отрыв от семьи, вырывание из семейных традиций, семейного уклада сказывается негативно на детях. Все равно ведь свои родители и своя семья совершенно другое, чем нянечка, воспитательница, учитель, какими бы замечательными те ни были. Сейчас многие семьи, которые живут поближе к городу или имеют городское жилье, полученное по государственной окружной программе субсидирования, обучают детей в школах. Но все равно много таких, кто учится в интернатах – в Лямино, Рускинской, Казыме… Дети, конечно же, при таком режиме обучения теряют какие-то жизненно необходимые навыки самообслуживания: там все за них делают, и приготовят, и уберут. Но все равно у нас, в нашей местности, в Сургутском районе молодежь вырастает хорошая, и все равно они знают свои традиции и язык. Еще наш хантыйский и ненецкий поэт и писатель Юрий Вэлла говорил о стойбищных школах. Сейчас этот вопрос периодически поднимается, его обсуждают, но пока не особенно бурно.

- Что понимают под стойбищной школой?

- Стойбищные школы — это стойбище с такими же домами, как в лесу, с тем же бытовым укладом, утварью и хозяйством, где дети небольшими группами проживали бы, не отрываясь от своих корней. Но тут возникает вопрос со специалистами — учителями, которые бы там работали, проживали вместе с детьми и обучали бы их. В первую очередь это должны быть наши коренные жители, среди которых профессиональных педагогов пока мало. Кроме того, нужна особая, специально разработанная система образования, где педагог не только учитель, но еще и представитель старшего поколения, человек, от которого дети будут брать что-то, глядя на пример старших людей и учиться этому. Посмотрим. Кто знает, может когда-нибудь будут и такие школы. Пока помогаю, чем могу людям, которые приходят ко мне.

- Успешно работаете?

- Да, стараемся. О том, что мы ведем такую деятельность, начинает узнавать все больше людей.

- Как узнают о вашей организации?

- Специфика нашего народа такова, что мы проживаем локально, группами. Стойбища, могут находиться за несколько километров одно от другого. Бывает добраться до города не всегда просто. Там, в лесу совершенно другие заботы и дела, когда не думаешь в принципе о внешнем мире так как это допустим происходит здесь. Здесь хочешь не хочешь в уши, в глаза из телевизора, Интернета поступает вся информация нужная и ненужная. А в лесу люди получают информацию по существу. Если она им необходима – они ее ищут и добывают. Поэтому, когда кому-то что-то понадобится, люди находят пути-дороги ко мне. Кто-то из знакомых подскажет, а кто-то уже раньше обращался… Тем более нас ведь не так много, если брать в процентном отношении, всего 1% коренного населения коренного в соотношении со всем населением округа.

- Получается, вы тот счастливый народ, который имеет возможность жить натуральным хозяйством и не зависеть от цивилизации?

- Сейчас стало сложнее. Экология потеряла то изобилие, какое наблюдалось раньше.

- Нефтедобыча сказывается?

- Конечно сказывается. Она сказывается не только на коренных наших народах, но и на техногенном населении — на всех. Мама рассказывала, раньше, заходишь в лес, а там стоит гул птиц! Просто гул… А теперь идешь по лесу и радуешься каждой птичке, которую услышишь. И комаров, и гнуса было так много, что рот невозможно открыть! Было много рыбы и зверя. Всего было в изобилии. Но пришел человек, недропользователи стали осваивать новые территории, животные разбежались, охота и рыбалка стали менее прибыльны. Хант никогда не возьмет больше, чем нужно, а вот другие люди могут и перебрать, чем наносят большой вред природе…

- У Вашего народа существуют особые правила, как нужно жить и взаимодействовать с природой?

- Конечно. Это правила любого человека, который живет в природе и пользуется ее дарами. Если ты сейчас возьмешь больше чем нужно, то оно пропадет, и в следующий раз, когда тебе понадобится, ты уже не добудешь этого. Если то, что ты взял, не можешь обработать — значит, взял больше чем тебе нужно. У нас не берут так много. Естественно, природа успевает восстанавливается, но, когда идет перебор, в природе исчезает необходимый баланс: где-то перевешивает, где-то возникает недобор. Такой закон природы, Вселенной. Люди леса уже рождаются с чувством этого баланса. Их воспитание учит человека этому.

- Получается, больше всего вас тревожит экология?

- Да, экология тревожит. Ситуация складывается так, что все это напрямую отражается на жизни и укладе нашего народа. Сложнее становится добывать рыбу, зверя. Живущий лесом человек уже не может жить так, как прежде. Люди приезжают закупать продовольствие в городах. А чтобы купить какую-то еду, одежду необходимые бытовые предметы, необходимы деньги. Для того чтобы получить деньги, нужно работать. Чтобы заработать, нужно учиться. Чтобы учиться, нужно выехать их леса, сменить образ жизни… Хотя сейчас знаете некоторые обучаются дистанционно через Интернет, но таких единицы. Не все так смогут.

- В лесу есть Интернет?

- Если есть связь – есть и Интернет. Все зависит от того, у кого какие вышки стоят поблизости. С другой стороны, вышка – тоже плохо: излучение отпугивает зверя. Посмотрим, что будет дальше, но на данный момент все не так уж и плохо, хотя хуже, чем было. Если бы люди сами за собой убирали, приходя в лес, не мусорили, не оставляли стекол, правильно бы разводили костры, правильно бы их тушили… Однажды у нас на угодьях рыбаки и рыбачки подожгли на бору трухлявое старое бревно. Видимо решили не заморачиваться с разведением костра, взяли и просто подожгли. И вот оно горит. Бревно метра три в длину. Мужчины подошли попозже. У горящего бревна оставались две женщины, которые совершенно не смотрели за костром. Сидели у себя в палатке. Поменьше бы таких любителей природы в лесу — было бы лучше. Или вели бы себя культурно. Это вот тоже волнует.

- Они не живут в городе, не знают.

- Я и в лесу живу, и в городе, но я не могу себе позволить намусорить там, где живу. Мне не сложно подойти, если летает какой-то пакет и взять его и выбросить в мусор. Все зависит от человека и его воспитания.

- Вера, у вас есть собственные угодья?

- Да. Мы там живем, часто приезжаем. Я работаю в городе и езжу в лес, когда появляется возможность. Получается не каждый день. Мои родители бывают там чаще. Сейчас мы строим свое стойбище и, надеюсь, когда выстроим – будем чаще там жить, а может и вообще переедем туда. Ведь в больших городах до работы добираются часами, а нам здесь 40 минут по дороге, да еще 2-3 километра пешочком. Для нас это не расстояние, даже зимой.

- Гостей туда приглашаете?

- Приезжают друзья, бывают у нас гости. Когда свое жилье построится – вообще без вопросов и проблем. Постоянно там сейчас живет моя тетя и родители…

- Совсем недавно познакомилась с произведениями Еремея Айпина. Он пишет очень грустные истории о прошлом своего народа. А каким видите будущее ханты Вы?

- Печально, говорите, пишет? Наверное, что-то чувствует, не знаю… Я думаю, все идет к тому, что наш народ так и будет оставаться малочисленным народом. Сколько будет длиться нефтяная разработка, столько будет разрушаться и наша культура. Я бы, конечно, не хотела прогнозировать нечто печальное в истории будущего, стараюсь всегда быть на позитиве. Но люди будут жить, не смотря не на что. А может быть, большинство людей уйдет в лес..

- Общество, мне кажется, становится более гуманным в последнее время. Знаю много русских молодых людей, которые заботятся о бездомных животных, об экологии, уезжают из города и поселяются среди лесов в деревне, создаются целые экопоселения…

- Это становится новым мировоззрением. Есть такая тенденция среди людей. Думаю, наша молодежь тоже со временем не будет так сильно стремиться в большие города. Я сейчас не говорю за весь округ. В Сургутском районе у нас здесь один уклад жизни, коренной изначально, каким он был. Если брать Обь, то там люди жили и живут совсем по-другому. Выше Ханты-Мансийска – в Казыме, Октябрьском, Белоярском районах другой уклад жизни. Живут деревушками. Туда раньше пришла цивилизация, а к нам она пришла чуть позднее. Может быть, поэтому нашему народу удалось дольше сохранить коренной уклад жизни, язык. Думаю, это будет продолжаться, потому что не все люди горят желанием уйти в большие города. Многие учатся взаимодействовать с техногенным миром, учатся жить вместе, а потом все же возвращаются сюда. Приведу в пример Клима Кантерова.

Это молодой, активист, представитель союза оленеводов округа. Он так же является активным деятелем общественных организаций «Спасение Югры» и «Ма Мэхэм». Заместитель председателя, моя, так сказать, правая рука. Очень активный молодой человек. Не пожелал доучиться в интернате. После 4 классов вернулся в лес домой и с тех пор жил в лесу, учился совершенно другому, чему учат в школе. Сейчас он — индивидуальный предприниматель, выигрывает окружные и районные гранды. Он активный общественный деятель, многодетный отец. Со своей супругой Надеждой Сысуевой растят деток, помогают родителям, родственникам, друзьям. Это один из примеров того, как человек сумел обойтись без образования, которое считается основой всего и без которого – никуда. Сумел, смог. Возможно все. Пути решения есть. Было бы желание. Он не один такой. У нас становится все больше людей с активной жизненной позицией. И это хорошо. На таких и будет держаться наша культура.

- Встречая ваших людей в городе, в магазинах и на улице, всегда обращаю внимание на то, что они закрыты. К ним «чужаку» сложно подойти поздороваться, спросить дорогу. Вы не любите общаться?

- Люди очень скромные сами по себе и на самом деле …

- Это не вражда?

- Нет. Это такая скромность, которая украшает человека. Если вы встретите этого человека в лесу, то конечно же, вам помогут и накормят, напоят, обогреют…

- Спасут?

- Конечно. В лесу иначе невозможно. Уходя из дома, у нас, по обычаям, по традициям, всегда нужно оставить дома сухие дрова и еду на первое время. Потому что мало ли какой человек оказался в лесу, заблудился, в беду попал. Если такой человек набредет на твой дом, он сможет обогреться и поесть. Есть еще одно обязательное правило, уходя ты должен восполнить запас, оставить дров и еды, чтобы еще кто-то мог вот так же прийти. Да, в городе наши люди очень скромные. Даже можно подумать, что скрытные, не любящие общения. Нет, друг с другом мы общаемся очень хорошо. А если они вам доверятся и откроются, то вы поймете какие это доброжелательные люди. Среди коренных ханты мало плохих людей.

- Еремею Айпину удалось передать разное мировоззрение двух культур в момент их противостояния в 1920-х годах. В его произведениях люди, живущие среди снегов, люди, которые всю свою жизнь «на ты» со смертью, не понимают, как можно убивать себе подобных…

- У всех своя правда. На тот момент у людей, которые в те времена пришли сюда и творили бесчинства была своя правда, у наших – своя. Я тоже этого не понимаю, зачем причинять кому-то вред. На самом деле здесь много чего происходило, людей убивали, истребляли.

- Поэтому и народ малочисленный?

- В этом году у нас прирост населения. Очень много народилось новых людей. Это очень радостно.

- Поражают крохотные колыбельки из дерева, которые до сих пор вы делаете вручную и ставите в коляски и на саночки. Настолько крохотными рождаются дети ханты?

- У нас несколько видов люлечек. Есть для новорожденных, есть люлька для детей постарше. Потом делают люлечку, где можно находиться полусидя и полулежа. Есть сидячая люлечка и есть еще и ночная. Днем подросший ребенок спит в сидячей люлечке, а ночью его кладут в длинную люлечку. Да, такую люльку вместе с новорожденным ставят в санки или коляски…

Как ханты заботятся о новорожденных и как «транспортируют» малышей, отправляясь на праздники или по делам – было первым, что поразило меня при знакомстве с этим северным коренным народом. А с Верой в тот день мы говорили еще о рукотворных нарядах ханты, и об обустройстве их лесных жилищ… Но это уже темы для отдельных постов.

Татьяна КОРНЕВА

Фото автора и взятые из свободного доступа в соцсетях.

Субботний Рамблер
Рекомендации
Познакомлюсь с парнем/мужчиной от 18 и до 55 лет для взаимной мастурбации по web-камере и реального секса без обязательств и строго анонимно! Мой Ник SofySunnyRay на сайте http://HBA3L.TK
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука