или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
2 августа 2016
0
915

Ханты. Часть 4: «Заячье ушко»

С этими маленькими вышивальщицами познакомилась я на мастер-классе по вышиванию бисером. Трех молодых мамочек ханты (некоторые из них многодетные, в возрасте чуть более 20 лет) пригласили провести мастер-класс для школьников, оставшихся на лето в городе. Ну, мероприятие очередное, с целью занять детей, чтобы без дела не сидели… Вышивальщицы пришли на встречу, взяли бисер и показали, что и как делается. Шитье, вышивание и работа с бисером знакомы девочкам ханты с раннего детства. Свое первое полотно, украшенное рисунком, девочка обычно мастерит примерно годам к восьми. Потом мама сошьет ей платье, украсит узорчатой каймой пояс с подолом, и маленькая модница будет красоваться среди ровесников. Каждое новое платье получается все нарядней. Неизменным остается одно — платья в каждой семье женщины делают своими руками. Главная женщина, мать детей, затейливым узором и мастерством и сегодня должна уметь расшить для родных людей их будущее счастье. Такое умение в полной мере передают только самым близким на протяжении всей совместной жизни. А мастер-класс — это так, для любопытствующих, но быстрые руки все равно стремительно низали разноцветный узор на лоскуток ткани. Ребятня зачарованно наблюдала за работой, в полном убеждении, что у них так в жизни не получится!

Чуть позже шитье бисером принялись осваивать все. Хантыйские мастерицы показали школьникам пару приемов, после чего даже мальчишки, увлекшись работой, не заметили, что мастер-класс закончился, а девушки в ярких платьицах ушли домой к своим детям. Ушли тихо, по-английски, оставив после себя ярко-зеленое впечатление и россыпь цветного бисера… Только одну из девочек-женщин остановила на пороге организатор мастер-класса и спросила, не забрали ли у той снова паспорт? Позже выяснилось, паспорт у маленькой женщины уже не в первый раз забирает таксист – выходец с Кавказа — когда той нечем расплатиться за поездку к родственникам в угодья. Ведь если заканчиваются деньги на пластиковой карте, нужно отправляться в лес, где еда бесплатна, и никто не просит предъявить документы…

В небольшом городке Сургутского района, где я сейчас работаю, ханты в рукотворных нарядах можно встретить прямо на улице. Они приходят посмотреть на «русские» праздники и закупиться в местных супермаркетах печеньем, консервами и прочим продовольствием.

Если мужчины ханты одеты в обычную одежду, то женщины заметны издалека. Ярко-зеленые, сиреневые, желтые женские платья украшены контрастным орнаментом. Много столетий подряд эти люди продолжают шить себе одежду вручную. Стежок за стежком, бусинка к бусинке… Так получается удобный и красивый наряд, который можно носить в угодьях, надеть на рынок и даже прийти так всей семьей на прием главы города.

Тут можно наблюдать и модные тенденции – одежда же! Так, например, бисер не сразу занял главную позицию в украшательстве аксессуаров. В прежние времена «гардероб» ханты состоял из вещей еще более экзотичных. Одежду в северных краях умели делать и из крапивы, и из рыбьей кожи. Мехами тут никого не удивишь, а вот для теплого времени года мастерили удивительной красоты наряды, украшенные вышивкой и затейливой аппликацией в технике «ткань по ткани». В национальном узоре ханты закодирован весь окружающий мир. Похоже, именно они-то и придумали первые в мире пиксели. «Тень стоящего оленя», «Лишний сучок березовой ветки», «Мелкие накаты волн», «Ушки молодого соболя на ветке дерева», «Летящий комар» — вот только некоторые из наименований хантыйских узоров.

Излюбленный узор хантыйских мастериц (на снимке — хантыйская вышивальщица Лариса Тайбина) называется «Заячье ушко».

Говорят, это детский орнамент. Уверена, орнаменты ханты подразделяются на мужские и женские. Так, например, узор «Дерущиеся медведи» я совершенно случайно «узнала» на одежде оленевода-охотника, разбирая старые снимки.

Сразу предупрежу: мое открытие носит предположительный характер. Есть люди, которые красиво говорят, есть те, кто грамотно пишут, а есть — владеющие мастерством хантыйского рукоделия. Ханты сами по себе не слишком многословный народ. Выспросить у них, что означает тот или иной узор и какие чувства ими овладевают при создании орнамента – задача невыполнимая…

Скажу больше, техника вышивания шерстяной нитью по крапивному холсту для тепла и изысканности, начала утрачиваться с появлением фабричных тканей. Еще в 1911 году «Ежегодник Тобольского губернского музея» писал: «В настоящее время искусство вышивания приходит в упадок и местами начинает исчезать совершенно. Отчасти это явление зависит от возрастающего все более и более распространения фабричных тканей между остяками, отчасти же происходит в силу общего понижения степени вкуса и трудолюбия». Впрочем, возродить мастерство северян многие пытаются до сих пор. Занимаются этим, например, в Центре прикладного творчества и ремесел в городе Ханты-Мансийске. Ежегодно сотрудники центра отправляются в экспедиции в далекие стойбища и привозят оттуда новые старые знания и навыки. Этот старинный узор южных ханты показала мне другая известная вышивальщица Валентина Турута, мастерица из Лянторского хантыйского этнографического музея.

Чтобы овладеть утраченными навыками Валентина Турута ездила из Лянтора в Урай и, похоже, «заразилась» там страстью мастерить одежду своими руками. Платья, расшитые хантыйским орнаментом, она носит на работу и надевает в праздники.

Обратите внимание, вышивают ханты не только крестиком. Они шьют в технике гладь и вот такими квадратиками «ханч», что означает стежок.

Различают несколько видов стежка “руть-ханч”, “ханда-ханч”, “ренти-ханч”…

Все это существовало у ханты задолго до появления бисера, который хорошо знаком сегодняшним туристам. «Так, каким образом ханты заполучили бисер европейского происхождения?» — наверное, недоумевает читатель. Дело в том, что в XVII-XVIII веках вплоть до начала двадцатого века здесь неподалеку «работал» Самаровский ям, где англичане и русские обменивали бисер на пушнину и кедровый орех. В те давние времена англичане активно осваивали северные морские пути и забирались далеко на территорию современного российского Севера. Тогда-то коренные жители Югры и начали использовать бисер для изготовления налобных и нагрудных украшений, поясов, сумок, игольниц, кошельков. Теперь только ленивый не прошелся своим сарказмом по поводу того, что за ценный мех с северными народами рассчитывались стеклянными бусами. Но в их умелых руках дешевый бисер стал особой ценностью, оживив одежду из шкур и меха. Яркий узор ханты до сих пор хранит древние традиции и еще расскажет будущим поколениям об устройстве мира. Одежда для ханты и мода, и магия. Эти люди верят, что древний узор сбережет от всех непогод, а их бескрайнюю землю от экологической катастрофы. Поэтому научившись расплачиваться в супермаркетах банковскими картами, они продолжают носить свою простую, прямоугольного кроя одежду с затейливым орнаментом.

И, знаете, боюсь, мир станет намного скучнее, если ханты, как все люди, станут одеваться в Инсити…

Татьяна КОРНЕВА

Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука