или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
25 ноября 2013
0
162 755

ИМЕННОЙ ХРОНОМЕТР, (вы)пуск 1: Карикатурная война.

ТОЧКА ОТСЧЕТА: 30 ноября 1853 года (160 лет назад).
ИМЕНА: Нахимов, Пальмерстон, Боклевский, Домье.
Крымская война, 160-летие со дня начала которой прошло совсем недавно – событие, как ни крути, уникальное. Спроси о ней среднестатистического обывателя, последует ответ: «Ну… это… осада Севастополя… техническая отсталость… проиграли позорно». Самые образованные, быть может, приведут мнение товарища Ленина, чья лукавая цитата была вбита во все советские учебники: «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России». Спроси о ней историка – ответ будет, по сути, тем же: чрезвычайно спорное историческое событие с неоднозначными итогами. А между тем нам следовало бы присмотреться к ней внимательнее: уж слишком разительно реалии тех далеких дней напоминают нашу пеструю действительность.
Синопский бой – единственный эпизод Крымской войны, который попал в число Дней воинской славы России, закрепленных федеральным законодательством. Прежде чем перейти к основной проблематике этого материала, вкратце напомню суть происшедшего.
Фото с портала propagandahistory.ru
Павел vs паша: «кулинарный» поединок
Утром 18 (30) ноября эскадра вице-адмирала Павла Нахимова из шести линейных кораблей и двух фрегатов вошла в Синопскую бухту (северное, т. е. черноморское, побережье Турции) и атаковала стоявшие тут турецкие корабли под командованием Осман-паши. Этот скоротечный бой уложился бы в среднестатистический рабочий день какого-нибудь современного российского или турецкого менеджера: в 9.30 российские корабли вошли на рейд Синопской бухты, в 12.30 до турок, наконец, дошло, что они атакованы двумя кильватерными колоннами этих наглых русских. К 16.00 пятнадцать из шестнадцати турецких кораблей были уничтожены. Особенно досталось флагманскому кораблю турецкой эскадры, «Ауни-Аллах», разделанному под орех флагманом Нахимова линкором «Императрица Мария». Характерно, что огонь с наших кораблей велся на полном ходу, в то время как турки били с неподвижных огневых баз – с заякоренных кораблей и с береговых батарей.
Особую пикантность происходящему придавало то, что на кораблях турецкой эскадры находились английские инструкторы («инсТУРКторы»), которые давали османам наглядные советы по тактике и стратегии морского боя. Известно, что единственным кораблем, которому удалось скрыться из Синопской бухты, командовал некто Мушавер-паша, более известный как сэр Адольф Слейд: он мастерски использовал свой опыт для спасения бегством. (Собственно, на тот момент он еще не мог знать, что с именем Адольф с русскими лучше не контактировать.)
И вот теперь – о главном: именно с битвой в Синопской бухте связано первое серьезное применение пропаганды и черного пиара. Газетных домыслов в промышленных масштабах. Если химическое оружие ведет свою историю со сражения на реке Ипр в 1915-ом, то военно-пропагандистское – именно с Синопа. Раскрутка пропагандистского маховика обусловлена двумя факторами: 1) развитием технологий – изобретением и массовым применением телеграфа, который позволял передавать сведения моментально; 2) колоссально возросшим влиянием т. н. общественного мнения: «Английские министры вынуждены ублажать газеты», — констатировали современники. Синопская битва стала именно тем событием, на котором пресса начала оттачивать приемы манипулирования фактами. Совершенствовать иные вкусные рецепты информационной войны. Новые технологии передачи информации способствовали тому, что общественность держала руку на пульсе событий и чувствовала запах живой крови, а не довольствовалась протухшими новостями многонедельной давности, как это было совсем недавно. (Простой пример: о ходе наполеоновского нашествия на Россию в 1812-ом в Париже узнавали минимум с двухнедельным опозданием. Когда судачить и требовать крови было уже поздно.) А тут – практически интерактивный режим! Иллюзия соучастия в противостоянии с ненавистным «жандармом Европы», как мило титуловали императора Николая Первого, да и саму Российскую империю в то время.
Да вот и он:
Именно после Синопа западная пресса заполыхала призывами к немедленному вмешательству Англии и Франции в войну России с Османской империей, начавшуюся еще в октябре 1853-го. Именно после Синопа раздались призывы уничтожить Черноморский флот и разрушить Севастополь. Иные ораторы – не только в прессе, но и непосредственно в английском парламенте – не ограничивались малым и призывали уничтожить Балтийский флот и стереть с лица земли Кронштадт и захватить Петербург. В отношении собственно Синопа английские СМИ, уже тогда виртуозные в своих изобразительных средствах, изощрялись особо: соотношение сил в битве перевиралось, действия русской эскадры (вообще-то атаковавшей вооруженного противника в ходе объявленной войны) именовались не иначе как «разбоем». Отдельно живописались «зверства» русских моряков: дескать, они расстреливали плавающих в море турок, а один русский офицер ворвался в разбитый турецкий корабль, вырезал у плененного капитана кусок мяса и тут же съел сырым. Сенсация!
По другой версии, одним куском мяса он не ограничился и вторую порцию предложил лично адмиралу Нахимову, который также не стал отказываться от угощения. Плотно перекусив, Нахимов наградил подчиненного орденом св. Георгия IV степени. Наверно, за кулинарное чутье…
Вся эта карикатурная чушь публиковалась в продвинутых английских и французских газетах и охотно проглатывалась просвещенной европейской публикой. Но информационная война, как и собственно война Крымская, только начиналась.
Тяжелая пиар-артиллерия: Домье vs Боклевский
По мере того, как Россия и противостоявшая ей англо-франко-османская коалиция втягивались в противостояние, к войне пропаганд привлекались все более серьезные люди искусства. Инженеры человеческих душ и мастера по выносу мозга. С русской стороны наибольший резонанс имели работы художника Петра Боклевского, автора классических иллюстраций к произведениям Гоголя. Он мастерски «милитаризировал» свою кисть, создав блестящий пропагандистский альбом «На нынешнюю войну» (1855). Иллюстрации к ней были снабжены стихотворными комментариями Василия Алферьева, умершего совсем молодым, но успевшего получить общероссийскую славу вот за это:
Вот в воинственном азарте
Воевода Пальмерстон
Поражает Русь на карте
Указательным перстом.
Вдохновлен его отвагой,
И француз за ним туда ж
Машет дядюшкиной шпагой
И кричит: «Allons, courage!»
Это отрывок из агитстихотворения, прогремевшего на всю страну. Немного пояснений. «Воевода Пальмерстон» – это британский политик Генри Пальмерстон, автор одноименного плана по «разделу» Российской империи. Суть плана примерно такова: от России отторгается Крым и Кавказ (получатель – Турция), Финляндия (в копилку Швеции), Прибалтика (в актив Пруссии), а также создается ряд «буферных» государств-марионеток. Последние должны послужить подушкой безопасности между «дикой» Россией и просвещенным миром. В числе «буферов» — некая «Черкессия» на Кавказе, во главе которой встанет небезызвестный имам Шамиль. Ну, а второй фигурант из пропагандистского стихотворения Алферьева – тот, что «машет дядюшкиной шпагой» — это, конечно, французский император Наполеон Третий, преисполненный реваншистских настроений, но не обладающий ни гением, ни государственным масштабом своего родственника. Этот тоже не стеснялся в выражениях и в лучшей геббельсовской традиции говорил так: «Россия — не европейская страна. Стоит ослабить ваши связи с Европой, и вы вновь превратитесь в азиатскую страну. Лишить вас Финляндии, балтийских земель, Польши и Крыма не составит никакого труда». Как живо, как современно, правда?
На стороне коалиции пропагандистской кистью воевал лучший художник-карикатурист Европы XIX века Оноре Домье. Этот славный француз стал автором ряда карикатур, которые хоть сейчас осовременивай и отдавай в Голливуд на плакат какого-нибудь блокбастера «Русский медведь против Чужого и Хищника». Шаржи Домье и его коллеги по карикатурному цеху Альбера Адама были снабжены хлесткими подписями типа «Северный русский медведь, наиболее невезучий из всех медведей» или «Донской казак в Парижском зоологическом саду» (понятно, в роли не посетителя, а экспоната).
А вот еще одна карикатура Домье — типичная такая русская армия:
Обязан отдать должное западной пропаганде – ребята блестяще знали свое дело и проявляли великолепную фантазию, дабы размазать Россию и на карте, и на реальном театре боевых действий.
Кстати, о картах: именно Крымская война положила начало славной традиции выпуска так называемых «символических карт». Внешне они напоминали современные географические атласы для детей, где на территории стран рисуются животные, обитающие в границах этого ареала, или люди в национальных костюмах. «Символические карты» делались по тому же принципу, но с небольшим отличием: так, на территории, занимаемой на карте Российской империей, рисовался не только медведь, как резонно предположить, а, скажем, осьминог. Этакая препротивная тварь, которая лезет своими щупальцами в соседние государства. Уже после Крымской войны, по ходу XIX века, Россия изображалась в виде оскаленного волка, омерзительного красноносого мужика с косматой бородой и т. д.
К тому же периоду относится и массовое использование фотографии именно для освещения военных действий. Знаменитый английский фотограф Роджер Фентон оставил после себя 363 снимка, которые дают, уж конечно, куда менее пристрастную и анекдотичную картину происходящего на театре военных действий, чем кисть великого Домье и славного Боклевского. Более документальную, чем карты с наглыми осьминогами и злобными медведями. Но о фото-Фентоне – позже.
XIX век vs XXI столетие: ничего нового?
Не сочтите автора этих строк оголтелым ура-патриотом, во что бы то ни стало защищающим ту Российскую империю и действительно милитаристский режим Николая. В следующем выпуске «Именного хронометра», закрывающем тему Крымской войны и современности, будет показано, что западное общественное мнение, к сожалению, имело реальную пищу и для сарказма, и для острословия, и для злорадства. Крымская война продемонстрировала во всей красе характерные российские реалии, все наиболее критикуемые и ныне. Во-первых, безудержное воровство и коррупцию — тогдашнему интендантскому корпусу по размаху «заимствований» из военной казны позавидовали бы иные экс-министры обороны РФ. Во-вторых, симпатии либерально настроенной интеллигенции к врагам царской России (сравните с тем, как сейчас иные сообщества оправдывают расширение НАТО в восточном направлении имперскими амбициями России). В-третьих, откровенное разыгрывание Западом национальной, в первую голову — кавказской карты. В-четвертых, отвратительное снабжение армии и откровенно пренебрежительное отношение к солдатам и командирам низшего звена. Есть и в-пятых, и в шестых…
Главное – другое. Из Крымской войны в свое время были извлечены хорошие уроки, и они определенно пошли на пользу России 160-летней давности. И вот это уже не газетная «утка». 
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука