или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
29 января 2014
1
893

«РусГидра-2», или классика отечественного мздоимства.

ТОЧКА ОТСЧЕТА: см. (вы)пуск №4
ИМЕНА: Николай I, Эраст Перцов, Карл фон Мекк, Витте.
XIX-ое столетие — «золотой век» русского взяточничества и казнокрадства. Его общепризнанная и, к сожалению, по-прежнему остроактуальная классика — как, собственно, всякой классике и подобает.
«Классическая» взятка
Об истории взяточничества в допетровской Руси и даже при первых императорах мы можем судить по относительно немногочисленным документальным источникам. А вот начиная с века XIX – «золотого века» российского мздоимства – таких источников масса. Все они хороши, все они авторитетны, потому как принадлежат перу классиков русской литературы. Да вот, пожалуйста: «Посетитель засовывал руку в карман, с тем чтобы вытащить оттуда известные рекомендательные письма за подписью князя Хованского…» Это – Гоголь, «Мертвые души». Сейчас мало кто помнит, кто таков сей князь, но в первой половине XIXвека его знал решительно каждый. А уж те, кто водил знакомство с его личной подписью, — и вовсе были счастливцы. Дело в том, что князь Александр Хованский в течение трех с половиной десятков лет (1816-1850) управлял Государственным ассигнационным банком России, и его подпись стояла на всех крупных купюрах (сначала, пока денежная масса в ассигнациях была не так велика, расписывался собственноручно, а потом личная подпись была заменена на факсимиле).
Первые правители России в XIXвеке – императоры Павел I и его сын Александр I – особых успехов в борьбы с все усиливающейся коррупцией и казнокрадством не достигли. Первый – по причине малого срока нахождения у власти (есть мнение, что он и получил пресловутый «удар табакеркой» в висок по той причине, что крепко затронул мздоимские интересы элит); второй, будучи «правителем слабым и лукавым» (по выражению Пушкина) издал пару антикоррупционных указов, носящих чисто выставочный характер, да на этом и завязал. У государя был слишком вольный и легкий нрав, чтобы всерьез бороться с гидрой…
А вот следующий император, Николай I «Палкин», был человеком дисциплинированным. Во вверенном ему государстве все должно было подчиняться определенным правилам: «Мне нужны не умники, а верноподданные», — не раз заявлял государь. Разумеется, казнокрадство и взяточничество в эту систему не вписывались никак. Им была объявлена война, им было выстроено, казалось бы, разумное и системное противодействие. В 1826 году было создано знаменитое Третье отделение императорской канцелярии, в чьи обязанности входило и искоренение главного государственного зла. Благотворная среда для коррупции – это отсутствие внятных законов, запутанная нормативная база, и потому в 1832 году был обнародован Свод законов Российской империи. Были введены ревизии (раньше их не было), проводившиеся во всех губерниях, во всех властных институтах, включая армию. Эти ревизии привели чиновничество в неописуемый ужас, и именно к тем временам относится первая редакция бессмертного «Ревизора» (1835- нач.1836).
Конец коррупции и взяткам? Ничуть-то было!.. Люди, получившие свои чиновничьи должности, свои государственные посты не за опыт и знания, не за квалификацию или, прошу прощения, высокий ум, а за готовность исполнять приказ, — кинулись воровать как с потравы. Воровали, брали взятки, обирали население фактически ВСЕ ведущие госслужащие: губернаторы и председатели палат, а также те, кто надзирал за потенциальными взяточниками – Сенат фактически в полном составе. Достаточно известный исторический факт – курьезный и печальный: в 1851-ом Николай распорядился узнать, кто из 56 российских губернаторов не ворует. По результатам тщательной проверки, проведенной Третьим отделением, было уставлено, что таковых – аж двое (!): гражданский губернатор Киевской губернии Иван Фундуклей и глава Ковенской губернии (ныне – территория Литвы) Афанасий Радищев. Сын того самого, что написал «Путешествие из Петербурга в Москву». Император горько констатировал: «Ну, что не берет взяток Фундуклей – это понятно, он очень богат, ну а раз их не берет Радищев, значит, он чересчур честен».
Именно к правлению Николая Iотносится издание единственной в своем роде книги – в 1830-ом в Петербурге увидел свет труд с превеселым названием «Искусство брать взятки».
Это превосходное руководство к действию для мздоимцев, обладающих чувством юмора. Впрочем, каждый может понимать идеи этого произведения в меру своей испорченности.
Автор книжки, литератор Эраст Перцов, не только с неподражаемой серьезностью классифицирует взятки, но и подкрепляет ее душеспасительными цитатами из Библии: «Всякое даяние есть благо», «Дающему да воздастся». Что касается классификации мзды, даров, «писем от князя Хованского», то г-н Перцов делит их на три вида: низший — «аркадские», или сельские, взятки вещами и продуктами, средний – монетизированные взятки деньгами и ценными бумагами, и высший – так называемыми «взаимными одолжениями». Последний род взяток доступен только властным, финансовым, торговым и иным элитам: это «…знакомство, родство, кумовство, связи, сходство образа мыслей и характеров, приличие и тысячи, тьмы тысяч светских отношений», — занимательно пишет Перцов. В его писаниях, по словам одного из его читателей, «много перцу, соли и веселости».
Так высказывался об «Искусстве брать взятки» Пушкин…
«Возьмите от того, кто дает больше, а прочих с шумом и гневом проводите за дверь».
Эраст Перцов. "Искусство брать взятки"
Коррупционные войны: «дай, друг, на лапу счастье мне…»
Знаменитая Крымская война (об особенностях которой «Хронометр» уже писал в ряде выпусков) кончилась чуть позже, чем правление и жизнь императора Николая. Новому самодержцу Александру II, будущему «Освободителю», досталась отлично развитая, диверсифицированная, отточенная на чиновничьего визга система лихоимства. Система казнокрадства, откупа и взяточничества. По мнению современников, интендантский корпус нанес российской армии и флоту больший ущерб, чем действия вражеской коалиции. «Грабительство казны и в особенности солдат и всего военного снаряда приняло к концу царствования римские размеры», — отмечал знаменитый публицист той поры Павел Анненков.
Очень наглядный пример, иллюстрирующий эти «римские размеры» казнокрадства. Несмотря на то, что столица давно была перенесена в Петербург, коронации новых монархов по традиции проходили в Московском Кремле. 26 апреля 1856 года было объявлено о начале подготовки к этой пышной и красочной процедуре. По традиции помосты, которые устанавливали на протяжении всего пути венчаемого на царство, обвивали красным сукном, красный цвет доминировал на огромном пространстве, и, разумеется, требовалось соответствующее количество материи. При подготовке к коронации Александра IIвсплыл занимательный факт: склады, где ждало своего часа красное сукно для торжества, фактически пусты, а ценный материал разворован. Это – Москва, это императорские фонды! Что ж говорить о задворках империи?
Другой ключевой причиной поражения в Крымской войне, помимо безудержного казнокрадства, именовалось плачевное состояние транспортной инфраструктуры – а если называть вещи своими именами, фактическое отсутствие путей сообщения. Дороги были традиционно чудовищны, а железнодорожных магистралей практически не было.
В январе 1857 года Александр IIиздал указ о создании сети крупных железных дорог, а позже и дал разрешение стоить их частным компаниям. Тогдашнее бизнес-сообщество, находившееся пока что в зародыше, не сразу оценило перспективы наживы и расхищения бюджетных средств, которые открывались по этому указу: дескать, чего там, дело сложное, техническое, да и не слыхивали мы, чтобы кто-то на железных дорогах нажил крупное состояние, и т. д. и т.п.
Начало железнодорожного строительства увязало в тягомотной чиновничьей рутине, но все изменилось с появлением в деле «железнодорожного короля» Карла фон Мекка. Этот предприниматель, дорожный инженер по образованию, сумел перевернуть общественное мнение в этом вопросе. За полтора года он построил 79-верстный участок Московско-Казанской железной дороги от Коломны до Рязани, на чем заработал полтора (!) миллиона рублей.
Только после этого выгоды железнодорожного строительства были наглядно проиллюстрированы и оценены по достоинству. Ключевой фигурой в железнодорожном строительстве стал «русский граф Монте-Кристо» Павел фон Дервиз, сумевший поставить себе на службу инженерные и организаторские таланты фон Мекка. Вращавшийся в кругу воротил-казнокрадов еще со времен Крымской кампании фон Дервиз осуществил первые в России махинации с железнодорожными акциями. Так, со строительства в тех же 60-ых годах Рязанско-Козловской железной дороги (Козлов – крупный ж/д узел, ныне Мичуринск Тамбовской области) ведут свою родословную т. н. «фиктивные» акционерные компании. Фон Дервиз наладил отменный механизм казнокрадства, вдвое завышая стоимость строительства и присваивая «сэкономленные» деньги в качестве «барыша». Более того, при строительстве ряда дорог удалось на самом деле экономить, ибо подрядчик, фон Мекк, был действительно талантливым строителем и инженером. Эффективнейшее партнерство и концессия «фонов» Дервиз – Мекк породили в купеческо-финансистской среде жгучую зависть, а равно и шуточки типа «Магомет нашел в Мекке погибель, а Дервиз – спасение и богатство».
Как только выяснилось, что железная дорога – жирнейший и перспективнейший кусок, особенно при российских-то расстояниях, – началась «железнодорожно-концессионная» горячка. За концессии на строительство перспективных веток разворачивались настоящие коррупционные войны, размеры взяток исчислялись миллионами. Так, за получение концессии на строительство знаковой Севастопольской ветки с фон Мекка потребовали «откат» в полтора миллиона. Ситуация осложнялась тем, что на концессию претендовал инженер Николай Ефимович, чью кандидатуру отстаивала княгиня Екатерина Михайловна Юрьевская. Она была одной из ключевых персон в российском коррупционном поле: распределяла строительные подряды в пользу тех, кто принес ей большие «почести», раздавала многомиллионные концессии т. д. Особую пикантность ситуации придавало то, что княгиня Юрьевская была супругой… императора Александра. И как тут быть фон Мекку? Честного пути склонить чашу весов в свою пользу попросту не было. Не было и «русского Монте-Кристо» фон Дервиза: он крайне предусмотрительно переехал за границей вместе со своими миллионами (знакомый сценарий, не правда ли?). В поисках коррупционной «справедливости» фон Мекк пришел к человеку, сопоставимому по влиянию с женой императора – всесильному шефу жандармов и главе Третьего отделения Петру Шувалову, которого за глаза именовали «Петром Четвертым». Только после вмешательства Шувалова фон Мекк получил концессию. Однако разъяренная княгиня нажаловалась мужу, и в конечном итоге Александр II«Освободитель» освободил Петра Андреевича от должности и отправил послом в Британию.
Это – классика отечественного мздоимства! Вот на таком уровне делили бюджетные «сливки» от железнодорожных концессий в «золотой век» российского взяточничества и казнокрадства: царица, главный силовик страны!.. Время «концессионной горячки» 60-70-ых годов XIXвека стало в буквальном смысле золотой эпохой для талантливых нуворишей, выскочек и авантюристов, делающих состояние за год-полтора.
А на закуску – интересный фотофакт: акции Рязанско-Козловской ж/д – «взлетной полосы» для коррупционных схем в российском транспортном строительстве – были с изначально определены в иностранной валюте, а именно немецких марках и фунтах стерлингов…
Взятка как «конституционное» благо?..
Дорожное строительство и, в частности, министерство путей сообщения продолжали оставаться главными коррупционными площадками страны в заключительную четверть классического XIXвека казнокрадства. «Главным взяточником» империи и просто главным политиком считался человек умнейший и влиятельнейший, — Сергей Витте, за глаза фамильярно именуемый современниками «Витей», а в историю вошедший под прозвищем «дедушки русской индустриализации». Этот блестящий политик в числе реально значимых для государства свершений сохранил за собой следующий курьезный эпизод. В 1891 году купечество Саранска решило воспротивиться тому, чтобы через этот город прошла железная дорога: боялись притока в город криминальных элементов. Они направили Витте, занимавшему тогда относительно скромный пост главы Департамента железнодорожных дел при Минфине империи, взятку в 500 тысяч рублей. Топ-управленец деньги взял и дал указание прокладывать ветку в обход Саранска, через село Рузаевка. Последнее быстро превратилось в крупный железнодорожный узел, в нем стали оседать инвестиции, и тут отцы города Саранска поняли, какого маху дали, за собственные же деньги отказавшись от прогресса.
Витте была направлена еще одна жирная сумма, после чего тот, уже будучи на посту министра финансов, дал указание пустить ж/д ветку и через Саранск тоже. В 1898 году Витте «за заслуги в строительстве железной дороги» получил от отцов города звание «Почетный гражданин Саранска»…
Все это наталкивало современников на следующие предосудительные мысли. Люди приходили к выводу, что взятка зачастую служит гидом по чрезвычайно мутному (да, и тогда – тоже!) российскому законодательству. Точное, осторожное, с оглядкой соблюдение буквы закона на тот момент тормозило прогресс и не способствовало оживлению хозяйственной жизни в стране. А вот взятка, данная умному и предприимчивому человеку, становилась тем катализатором, той смазкой, после применения которых работа шла как по маслу. И ведь действительно! Самые амбициозные проекты делались с нуля и под ключ за рекордные сроки… Иной раз получалось, что большие и малые взяточники, широко и смело толковавшие законодательство, в конечном итоге играли позитивную роль. Вот чудесная цитата человека, изучавшего реалии эпохи непосредственно:
«В стране с отсталым политическим строем, с отсталым законодательством взятка сплошь и рядом выступает в «конституционной» роли».
Павел Берлин, публицист.
Это сказано в 1910 году. Но как остроактуально, правда? 
Субботний Рамблер
Рекомендации
Будто про наше время написано. Сплошные параллели.
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука