или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
25 октября 2013
0
237

Интернет-сеть активистов — только дополнение к офлайну

Социолог Полина Колозариди, научный руководитель Мастерской теории малых дел выступила в медиацентре им. Достоевского с презентацией «Интернет и местные сообщества». Для интерпретации понятия «сообщества» в применении к современности можно обратиться к работам «Сообщество и общество» Фердинанда Тенниса, «Виртуальное сообщество» Говарда Рейнгольда и статьям о сетевом индивидуализме (networked individualism) Барри Уэллмэна. Местным сообществом оказывается объединение живущих неподалеку (в одном районе или городе) людей для определенной цели. Использование интернета обеспечивает местным сообществам ряд преимуществ. В частности, интернет позволяет участникам сообщества: знакомиться, поддерживать связь, организовывать события, соблюдать идентичность как участника местного сообщества, зарабатывать деньги и т. д. Примеры Лектор привел пример сообщества в социальных сетях — объединение жителей района Хамовники в Facebook. Однако интернет-комьюнити как таковое не формирует местное сообщество: 600 участников – чересчур много для поддерживания постоянных связей между друг другом, благодаря которым и возникает местное сообщество. Больше 150 человек не способны поддерживать регулярные контакты. При этом фейсбук-группа синхронизирует события для большого количества людей, собирает их вместе, знакомит, укрепляет связи и выполняет мобилизационную функцию. Другой пример – специализированный ресурс sosedi.ru, внутренняя социальная сеть для жителей одного дома или улицы. У сервиса нет определенной цели, поэтому в большей степени пользователи просто обмениваются тревожащей их информацией о происходящем в их муниципалитете. Сообщество при других ресурсах – районные блоги «Большого города». Содержат много положительной информации о районах, которой с удовольствием делятся пользователи. В силу того, что это именно блоги, тон задают определенные люди. Синхронизирующий и мобилизационный эффекты отсутствуют. Полина Колозариди. Фото: личная страница в Facebook Полина Колозариди. Фото: личная страница в Facebook Форумы при товариществах собственников – например, форум ТСЖ дома 123 на Ленинском проспекте. Допотопная платформа, бывшая популярной до эпохи Web 2.0 и социальных сетей. Пик создания форумов под гражданские нужды пришелся на середину нулевых, и теперь они могут составлять интерес разве что археологам медиа. Волонтерские проекты, изначально создающиеся с целью мобилизации – например, Йополис. Интерфейс ресурса предполагает непосредственное участие в городской жизни, а не просто, когда вы сидите в интернете и голосуете за те или иные проекты. При этом во сколько бы проектов совместными усилиями ни вложились участники, полноценное сообщество на базе такого ресурса может и не сформироваться. Скорее возможно появление постоянной группы активистов, призывающих более пассивных пользователей к действию. Активистские проекты — комьюнити по защите деревянной архитектуры Томска. Изначально это был дневник одного активиста, постепенно переросший в коллективный блог. Хороший пример специализированного и наделенного идентичностью местного сообщества – Этнический Петербург. Некоммерческая инициатива, работающая над городской картой множества проектов в стиле new age: магазины эко-товаров, центры йоги, сыроедческие кафе и пр. Тематические события, организованные в том числе с помощью Интернета: прошедший этим летом в Москве Большой обед «некоммерческая общественная акция, направленная на укрепление местных сообществ». Люди накрывали обед во дворе своего дома, приглашая соседей и возрождая тем самым дворовую традицию. Выводы Функции сообществ всегда строго ограничены. Там, где работает мобилизация (Йополис), в меньшей степени может происходить информирование (районные блоги), и наоборот; равно как и повседневное общение (Соседи.ру или комьюнити в соцсетях) не приобретает просто так черты гражданской активности. Активисты не всегда, но часто могут быть ядром сообщества (при этом существуют сообщества и без явных лидеров). Местное сообщество никогда не возникает онлайн. Возникновению интернет-комьюнити с крепкими связями и регулярными контактами всегда должна предшествовать офлайновая социальная база: общая территория, общие знакомства, общие тревоги и пр. Онлайн-инструменты позволяют переходить между разными стадиями и формами жизни офлайн-сообщества. Например, не останавливаться только на стадии приветствия ежедневно сталкивающихся на лестничной клетке соседей, но, увидев пост соседа на соответствующем сайте или в соцсети, познакомиться ближе, объединиться с ним по интересам или помочь чем-то. Онлайн-инструменты, таким образом, создают новое пространство отношений участников уже действующего или потенциального сообщества.
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука