или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
26 февраля 2014
2
1 282

Как Надежда Крупская атеистов воспитывала

http://pics2.pokazuha.ru/p442/n/m/7788222smn.jpg
«Рака» твоя
Атеисткой Крупская была не всегда, хотя и родилась в нерелигиозной семье. Сама Надежда Константиновна так вспоминала о своей детской вере.
«Ходила я в школу на Крещатике. Школа была скучная, учили французские стихи, что-то списывали с книги. Но был один интересный урок, урок закона божия. Когда приходил батюшка, два класса соединялись вместе и батюшка начинал рассказывать истории из ветхого завета, причем показывал картины. Это было похоже на сказки. Врезался в память один рассказ. Бог будит ночью пророка Самуила. Самуил сначала не понял, кто говорит, потом догадался, что это бог, и сказал: «Говори, господи, слушает раб твой». На меня, восьмилетнюю девчонку, это произвело колоссальное впечатление. С богом можно, оказывается, поговорить по душам. Он все поймет, выслушает и не будет смеяться. Этот вопрос очень меня занимал. Я хотела с кем-нибудь посоветоваться, как лучше начать разговоры с богом. С отцом я об этом не хотела говорить. Он не раз говорил, что бога нет вовсе, посмеялся раз надо мной, когда я молилась богу. С мамой тоже нельзя было поговорить. Я знала, она скажет: не говори глупостей. Тогда я решила посоветоваться с женой зубного врача, матерью моих подружек, подвитой и затянутой в корсет немкой. Я слышала, что взрослые говорили, что ее муж ее обижает, и я подумала, что она говорит с богом о своем горе, – она знает, как с богом разговаривать. Я думала, она умрет со смеху, когда ее спрошу, станет ли со мной говорить бог, если я ему скажу: «Говори, господи, слушает «рака» твоя». Дело в том, что я не знала, что значит слово «раб», никогда этого слова не слыхала. В классе я сидела на задней скамейке и плохо расслышала: мне показалось, батюшка сказал «рак». Это было немножко странно, но, очевидно, думала я, богу нравится, когда человек называет себя «рак»! Про девочку надо было сказать, очевидно, не «рак», а «рака». Хотя я ничего от немки не узнала, но когда по вечерам тихонько от взрослых молилась, я всегда начинала молиться словами: «Говори, господи, слышит «рака» твоя».
 Знать ботанику и политэкономию
После победы большевиков, Крупская занимала крупные посты в органах образования – была членом Государственной комиссии по просвещению и заместителем наркома просвещения РСФСР. В этот период Крупская написала большое количество статей, обращенных к советским учителям, в которых учила их проводить антирелигиозную пропаганду среди детей.
Начинать атеистическое воспитание Крупская предлагала уже в детском саду. Притом, принуждения в этом вопросе быть не должно было. Например, она выступала против насильственного снятия с детей крестов. Она настаивала на введении в учебные планы политической экономии, экономической географии и истории. Все эти предметы должны были дать детям понимание общественных явлений. «Дать ученику понимание общественных явлений, — писала Надежда Константиновна, — значит вытеснить из его миропонимания бога».
Большое значение Надежда Константиновна придавала естествознанию. Например, она советовала, изучая ботанику, рассматривать, как питается растение, как дышит, как развивается, приспосабливается к климатическим условиям. «Можно знать, сколько тычинок, но если не знать основ ботаники, то, сколько, ни приставляй к каждому абзацу антирелигиозных фраз, учащийся в засуху пойдет к попу на молебен, будет верить попу, что “без бога ни до порога”», — писала Надежда Константиновна.
Еще Крупская настаивала на активной и содержательной жизни для ребят. Дети должны были жить дружным коллективом, ходить вместе в театр, ездить на дальние экскурсии. 
«Тогда не будет детского одиночества, не будет у подростка и потребности в религии».
 http://s09.radikal.ru/i182/1211/8f/85b1ffd0c9e5.jpg
«Вся Европа на религии стоит» 
Но в реальности сделать из патриархальной православной России новое атеистическое государство было непросто. Крестьянство сопротивлялось нововведениям. Несмотря на некоторый спад религиозности в деревне, все же большинство крестьян среднего и старшего поколения активно выступали за преподавание в школе закона божия: «Надо учить ребят Закону Божию, потому что вся Европа на религии стоит».
Многие родители не отпускали детей в школу, одной из причин было отсутствие изучения Закона Божия: «В школу не пускаю, так как ничему не учат, Закон Божий не учат».
Тяжелая материальная ситуация, в которой находилась советская школа, не прибавляла ей авторитета. Духовенство имело большое влияние на население: «Попытки духовенства воспользоваться нашими затруднениями для введения Закона Божия не встречают должного отпора мест: работники просвещения часто поддаются убаюкивающим напевам религии».
Проводить антирелигиозную работу среди крестьян учителям было очень сложно, такой деятельностью педагог настраивал против себя местное население. Но, чаще всего, учитель и не пытался противостоять традициям. Так в православных школах республики Татарстан «некоторые из учителей в угоду фанатически настроенному населению до сих пор держат в школе иконы и принимают участие в исполнении религиозных процессий не как частные лица, а организованно, вместе со школьниками, чем в корне подрывают мероприятия Советской власти в области строительства трудовой школы», — констатировалось на III съезде союза работников просвещения и искусств.
Среди учителей было много религиозных, посещающих церковь. В Вятской губернии комиссия, обследовавшая в 1925 г. настроения крестьянства, выделила такой тип учителя «религиозный ханжа», который, по ее мнению, был наиболее вредным для школы. Но именно на стороне таких учителей и выступало население.
Учителям запрещалось находиться в каких-либо отношениях со священниками, о подобных случаях сообщалось в партийные органы. Но ведь для педагогов, живших в деревне, священник мог быть просто другом детства или соседом. Директор школы Пижанского района Матвеев обвинялся в том, что «был повязан с поповской шайкой, жена не выходит из дома попадьи», техслужащая той же школы «поповская ставленница вредит школе, наливая в бани грязную воду, чтобы отравить детей». Директор Заевской школы Нагорского района выступал на собраниях с антирелигиозными темами, но при этом обвинялся в совместном пьянстве с попом.
Значительно реже, но были случаи полного отказа учителей от религии, это были молодые педагоги, получившие образование при советской власти. Так вятский учитель, названный по святцам Серапионом, после окончания педтехникума и получения работы в школе взял имя Николай.
 http://www.ateismy.net/images/stories/history/ukrainskaja.jpg
Субботний Рамблер
Рекомендации
Сейчас за подобные заявления и плакаты сразу под суд пойдешь за оскорбление чувств верующих. Эх, о времена, о нравы..
Интересно, познавательно,актуально
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука