или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
6 мая 2015
0
3 482

Когда на Украине появится независимая церковь

Одна из церквей Киево-Печерской лавры. Фото: lights2008 / Flickr

Самостоятельности и независимости Украинская православная церковь добивается с момента распада СССР, ровно тогда же на Украине начался масштабный конфессиональный кризис. Возможна ли сейчас в этих условиях автокефалия УПЦ Московского патриархата и преодолим ли раскол церкви на Украине — в материале Кирилла Михайлова.

Вопрос об автокефалии Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), то есть о создании новой поместной полностью независимой и самостоятельной церкви, был поставлен на архиерейском соборе УПЦ в ноябре 1991 года, через два месяца после принятия Акта о государственной независимости Украины. К тому времени Киевская митрополия уже была самостоятельна в кадровой политике — собор епископов выбирал митрополита, которого потом утверждал Московский патриарх. Рукоположения новых епископов проводились без вмешательства Москвы. 22 января 1992 года украинские архиереи обратились к патриарху Московскому Алексию II с просьбой о даровании независимости, указав на некие силы, в том числе и в Москве, которые «сеют смуту среди монашествующих, духовенства и мирян в отдельных областях и тем самым фактически работают против Православия в Украине». Инициативу верующих поддержал и президент Украины Леонид Кравчук.

Распад СССР на Украине сопровождался масштабным конфессиональным кризисом. В это время в западных областях страны складывалась катастрофическая ситуация с переходом православных приходов к униатам (Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) — одна из восточных католических церквей, подчиняется Папе Римскому, богослужение совершается по восточному обряду, как у православных). Эти приходы после войны советская власть насильно передала Русской церкви. Теперь же, в начале 1990-х, исход бывших униатских приходов из РПЦ был массовым, переход в новую юрисдикцию часто сопровождался насилием. Ситуация была настолько острой, что называлась тогда главной причиной, делающей невозможным диалог между патриархом Алексием II и Папой Иоанном Павлом II.

Кроме того, на Украине активно действовала Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), созданная во время Гражданской войны и пользующаяся серьезной поддержкой украинской диаспоры в Канаде и США. УАПЦ не признана ни одной из поместных православных церквей, так что с канонической точки зрения это раскольничья организация.

В таких условиях УПЦ МП для укрепления своих позиций логично было стремиться к независимости. Но здесь роковую роль сыграла личность митрополита Киевского Филарета (Денисенко)

(см. интервью дьякона Андрея Кураева). На архиерейском соборе в Москве в апреле 1992 года митрополит Филарет дал слово, что сложит с себя обязанности предстоятеля УПЦ МП, объявив о проведении собора, на котором будет выбран новый глава церкви. Но уже 7 апреля, вернувшись в Киев, он заявил, что «решил остаться». За этим последовал еще один — уже третий — раскол на Украине с образованием впоследствии Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с Филаретом, который в 1996 году объявил себя патриархом Киевским. Эту структуру, как и УАПЦ, не признает ни одна поместная православная церковь.

На трех стульях

По данным из разных источников УПЦ МП сейчас насчитывает около 13 тысяч приходов, УПЦ КП — 3100 и УАПЦ — 2600. Соотношение это примерно в таких пропорциях сохраняется годами, вынуждая украинских политиков лавировать между разными юрисдикциями. Например, президент Петр Порошенко в пасхальную ночь сначала побывал во Владимирском соборе на службе самопровозглашенного киевского патриарха Филарета (Денисенко), потом побывал в соборе Воскресения Христова у греко-католиков, и, наконец, добрался до Киево-Печерской лавры, где пасхальную службу возглавлял митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (УПЦ МП). На Рождество глава государства побывал на службе только в «филаретовском» храме. И это сложившаяся практика, точно также поступал и предыдущий президент Виктор Янукович, и другие его предшественники. Дьякон Андрей Кураев уверен, что государственной политики, направленной против интересов УПЦ МП на Украине, нет. С ним согласен и научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин: «Все президенты Украины понимали разницу в реальном весе одной и другой церкви, поэтому несмотря ни на что ситуация оставалась такой, какая она есть».

По данным социологического опроса, проведенного в марте, церковь занимает первое место в рейтинге институтов власти и общества на Украине, ей доверяют 62% граждан.

При таком уровне поддержки и в условиях политического кризиса появление независимой поместной церкви на Украине — вопрос ближайшего времени, уверен дьякон Андрей Кураев.

Николай Митрохин, напротив, считает, что сначала должно произойти объединение православных из разных юрисдикций, должны быть преодолены расколы: «Следующий вопрос – как и когда эта объединенная церковь отсоединится от Москвы и будет признана независимым Константинополем. Я думаю, что это рано или поздно произойдет, но на это потребуется еще минимум 10-15 лет, и процесс этот будет не простой».

Как ни странно, но примерно в этом же духе сейчас высказывается и глава УПЦ КП Филарет (Денисенко): «С московским патриархатом воссоединение будет. Только будет не сверху, не от иерархии духовенства, а от народа. И этот процесс уже начался и с автокефальной церковью, и с московским патриархатом. Нужно подождать. Господь сам приведет всех к единению».

Если Московская патриархия займет в этом процессе позицию наблюдателя, она потеряет то влияние, которое до сих пор сохраняет на Украине. «Москве надо самой поторопиться с украинской автокефалией, даже я бы сказал навязать Киеву независимость в этом году. Это очень важно, и вот почему: кто пишет дарственную грамоту, тот может прописать там свои интересы», — подчеркивает дьякон Андрей Кураев.

Впрочем, насколько можно судить по последним публичным выступлениям патриарха Кирилла, в Москве вопрос пока так не ставится. Не далее, как 20 апреля, общаясь с иностранным дипломатами, глава РПЦ в очередной раз заявил, что украинский кризис — это вызов единству Русской церкви: «Когда дипломаты просят рассказать, в чем проблема в отношениях с украинскими религиозными организациями, и говоришь им, что единственная связь — поминовение патриарха в храмах, то собеседники, даже очень критически настроенные к внешней политике России, не могут понять причины конфликта».

Более подробно о возможных путях преодоления украинского раскола читайте в интервью дьякона Андрея Кураева.

Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука