или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
30 января 2014
1
781

Кому он нужен, этот Маркс?

Историки, краеведы, казаки, гражданские активисты, армянская община — все имеют своё мнение по этому поводу.
Вот и корреспондент «Рустории», не относясь ни к одной из вышеперечисленных категорий, решил разобраться — а стоит ли вообще копья ломать, нужно ли вмешиваться в ход истории.
Начнем с изложения ситуации так, как она видится противоборствующим сторонами.
Сначала – о памятнике «матушке Екатерине», который хотят поставить на место Карла Маркса.
«Императрице Екатерине благодарные армяне» — такова была надпись на пьедестале  монумента, установленного в 1894 году на Соборной площади в Нахичевани-на-Дону.По такому случаю её переименовали в Екатеринскую. Авторами памятника стали скульпторы Матвей Афанасьевич и Матвей Матвеевич Чижовы.
Снесен в 1917 году, причем в феврале, то есть при Временном Правительстве, и большевики не имеют к этому никакого отношения.
Памятник Карлу Марксу — монумент, расположенный в Ростове-на-Дону на площади Карла Маркса. Он установлен в 1959 году на месте памятника, уничтоженного во время войны (расстрелян танками фашистов). Авторы монумента — скульптор Моисей Альтшулер и архитектор Михаил Минкус.
Кстати, на постаменте первого памятника автору «Капитала» находилась мемориальная доска с надписью: «Памятник сооружен рабочими Нахичеванского района по постановлению 2-й широкой рабочей конференции от 23 ноября 1924 года».
Памятник Карлу Марксу имеет статус объекта культурного наследия местного значения.
А вот за что были благодарны Екатерине армяне? Согласно версии армянской общины «Нор-Нахичеван» Государыня Императрица даровала крымским армянам земли на Дону, чтобы они сюда переселились из Крыма, где им угрожали турки.
Как обстояло дело в действительности?
За ответом обратимся к архивам. Там сохранилась подшивка газеты «Приазовский край» за 1917 год. А в подшивке — статья Григория Чалхушьяна «Екатерина II не была благодетельницей армян!» (Приазовский край, 1917, № 83, 31 марта).
Кто такой Чалхушьян?
Григорий Христофорович Чалхушьян (1861-1931) — армянский общественный деятель, историк, журналист и юрист. На протяжении многих лет являлся активным деятелем армянской общины Нор-Нахичевана. Автор «Красной книги», первого документа, повествующего о турецком геноциде армянского народа.
Вот что пишет Чалхушьян:
-Красивые легенды слагаются поэтами, бардами, певцами, переходят в народ из века в век. И часто потомки благодаря этим легендам окружают особенным ореалом славы и величия те или иные исторические фигуры – царей и деспотов, каким, например, был Александр Третий, которого представляют в роли миротворца, благодетеля России… Все это пришло мне в голову, когда я узнал, что памятник Екатерине Второй снят со своего пьедестала. И я безумно хохотал, к удивлению моего собеседника, который ожидал протеста с моей стороны. Да, к сожалению, многие армяне считают, что она была нашей благодетельницей. Для меня же ясно, что не место ей на площади — спиной к собору и с лживой, лицемерной надписью: «От благодарных армян». Пора эту прекрасную легенду забыть: Екатерина не была благодетельницей армян. Заметьте — Нахичеван был основан за два года до присоединения Крыма к России (этот факт не смогли подтвердить или опровергнуть местные краеведы, и тут придется поверить на слово Григорию Христофоровичу, гораздо более осведомленного в истории своего народа, чем его потомки). Крымское ханство было уже обессилено. Тем не менее, Екатерина послала эмиссаров в Крым убеждать армян переселиться в Россию. Армяне отказывались. У них в Крыму было все — земля, сады, синее море и лазурное небо. Тогда щедро награжденные эмиссары стали распространять злостные слухи, что татары собираются вырезать армян и таким образом обманом выманили их с полуострова. Здесь, в России, им дали те же привилегии, которыми они пользовались в Крыму, и дали столько земли, сколько у них было в Крыму. Но земля была невозделанная, и начинать все приходилось сызнова. Немудрено, что армяне стали массами стали убегать от своей благодетельницы в Крым. В Ростовском музее есть интересные документы — переписка князя Потемкина, который требует представления списка бежавших, примерного наказания их и водворения их обратно в Нахичеван. Да, тоска у переселенцев была страшная. Они желали вернуться к себе на родину, но «благодетельница» Екатерина желала опекать их и облагодетельствовать непременно… Но я хохотал по другой причине. Я припомнил этого помазанника божьего — Александра Третьего, который сам верил, что, кажется, от Бога дана ему власть. Так вот, когда Александру Третьему представили на утверждение проект памятника, он посмотрел глубокомысленно и вычеркнул два слова: рядом с русскими словами «Благодарные армяне» стояла надпись армянская — перевод этих слов. Александр сказал величественно: «Памятник Екатерине ставится на веки вечные, когда не останется и письмён армянских, так что на памятнике государыне нет места армянским надписям…» Это было 25 лет назад — в расцвете самодержавия, когда, казалось, все живое и свободное сгнило в тюрьмах и тундрах… Теперь этого памятника нет. Он в участке, и я не только не жалею об этом. Я получил большое нравственное удовлетворение.
Григорий Чалхушьян, историк
 Почти тоже самое о печальной судьбе армянских переселенцев из Крыма писал известный историк Василий Ключевский в своем «Курсе русской истории». А уж его то, академика Императорской Академии наук, констатирующего этот факт, не заподозришь в антиимперских настроениях.
Так почему же армянская общины Ростова-на-Дону родства не помнит?! Можно, если хочется, приложить свои силы, энергию и деньги к находящемуся в запустении Пролетарскому кладбищу, более известному в народе, как Армянское, в Пролетарском районе Ростова-на-Дону. Только туда телевидение не пригласишь, да и не так эффектна она, эта уборка могил предков…
Кроме того,на территории бывшей Нахичевани нет ни одной памятной доски, посвященной Шах-Азизу, великому летописцу жизни, традиций и быта нахичеванцев, а ведь сохранилось, правда, в несколько перестроенной виде, здание нахичеванской духовной семинарии, где этот историк был ректором.
А вот уж действительно за что стоит побороться, так это за переименование Пролетарского района в район Нахичеванский. Так хоть память на ростовской карте останется от города, которого теперь нет.
А памятник? Макет памятника Екатерине до недавнего времени стоял в фойе гимназии на площади Свободы. Так, может быть, там ему и место? Не придется тратить миллион рублей (такая сумма прозвучала в дискуссиях в Интернете) на перенос памятника Марксу. Да и фоном у памятника «матушке» ранее был собор, а сейчас — приземистая громада бывшего ДК завода «Красный Аксай», а нынче Областного Дома народного творчества. При этом площадь планируется оставить с именем Марка. Получается феерическая картина- памятник Государыне Императрице, на площади Карла Маркса возле ДК «Красного Аксая» в центре Пролетарского района?
А что с Марксом делать? Может, и убрать с площади, но не раньше чем Ленина из Мавзолея вынесут. А до этого пока не дошло.
Субботний Рамблер
Рекомендации
Маркс к слову был русофобом и нечего его пиарить. Вот русским царям памятники надо бы возрождать. Все таки они - это наша история. А бородатого тролля Маркса вместе с Лениным пора отправлять на свалку. Или хохлам подарить
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука