или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
30 января 2014
1
1 016

Край чудес: 40 лет работы на Шамбалу

Николай Рерих. «Звенигород».
Белый зал музея литературы, искусства и культуры Алтая: старинные музыкальные инструменты, детские рисунки на стенах, колонны. Холодно в зале, морозно за окном, дамы кутаются в шали, студенты греют носы в шарфах и воротниках. Все люди разные, но похожие чем-то неуловимым, скрепленные, говоря современным языком, общей духовной скрепой. В музее проходит репрезентация «Николая Рериха»: этот документальный фильм, снятый 40 лет назад, впервые показывают полностью, без купюр – включая кадры про его экспедицию на Алтай и фрагменты интервью Индиры Ганди.
По этому поводу в Барнаул приехал режиссер фильма Ролан Сергиенко и привез видеоприветсвие сценариста Рениты Григорьевой. Говорились слова, которые по каждому похожему поводу говорятся на Алтае последние лет двадцать: «Алтай — место особенное», «Индия и Россия – две страны, две души», «Если мы не соберем народ под белое знамя культуры, будет большая беда».
Фильм о Рерихе был снят так, как только и можно было снять фильм о Рерихе в разгар 70-х годов прошлого века: крупный ученый, великий художник, общественный деятель, высоко державший над миром знамя культуры и передавший его Махатме Ленину от Махатм Гималаев.
Николай Рерих. Картины из Алтайской серии.
Рерихи с учениками и младшим сыном приезжали в экспедицию на Алтай в 1926 году – считается, что искали загадочную страну Беловодье, Северную Шамбалу, где все люди свободны и счастливы, и где, возможно, текут в кисельных берегах молочные реки. Путешественники останавливались в старообрядческом селе ВерхнийУймон и прожили там меньше двух недель. Судя по оставленным свидетельствам, никаких особых поисков Шамбалы они не вели, а занимались тем, чем обычно занимаются на Алтае туристы: восхищались суровой красотой природы, знакомились с местными, снимали на кинопленку прекрасные деревянные дома староверов. После они мечтали построить в Уймонской долине волшебный Звенигород, духовный город будущего, и остаться на Алтае навсегда – но не построили, и не остались.
Версия, что Рерихи приезжали по заданию американской коммерческой корпорации «Белуха» собрать образцы горных минералов – многие в то время точили зубы на богатства алтайских гор – в Барнауле крайне непопулярна. Визит Рерихов сильно повлиял на культурное наполнение Алтайского края: в Барнауле много лет работает Рериховский центр, в краевом музее истории литературы, искусства и культуры Рерихам посвящена постоянно действующая экспозиция, в Бийске действует общественная организация «Беловодье», руководитель которой, Светлана Саполева, приветствует знакомых экзотическим поклоном к сложенным на уровне груди ладоням. Фразу Рериха «Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?» цитируют иной раз даже чиновники краевой администрации. Местные туроператоры успешно продают туристам маршрут «Тропой Рерихов» в Верхний Уймон, и, хотя после 1926 года прошло почти сто лет, на каком-нибудь гараже в унылом спальном районе среди прочих граффити можно встретить рериховское Знамя Мира. Ученые из Барнаула плотно сотрудничают с учеными университета индийского штата Химачал-Прадеш — результаты прошлогодних исследований были опубликованы в сборнике научных статей «Алтай – Гималаи: два устоя Евразии». В этой книжке есть удивительная публикация «Гора Белуха в «Махабарате», где представлены доказательства: алтайская Белуха – это и есть «Белая гора далеко на Севере» в великом ведическом эпосе.
Госпожа премьер-министр Индии.
Было еще одно проявление связи Индии и Алтая: в 1954 или 55 году (точно никто уже не помнит) в алтайское село Краснознаменка приезжал Джавахарлал Неру с Индирой Ганди – говорят, интересовались, как алтайским целинникам удается получать такой хороший урожай.
— Они прошлись по улицам поселка, потом поехали в поле. Сопка в степи, на которую они поднимались, у нас до сих пор называется Неровка, — рассказывает местная жительница Юлия Николаевна Адушева.
Как раз в это время у семьи целинников родилась дочка, и они попросили госпожу премьер-министра Индии стать ее крестной: «Индира Джавахарлаловна, не откажите!». И никого не смутило, что родители были комсомольцами-атеистами, а Индира исповедовала индуизм. Девочка росла, выросла и долго еще получала посылки из Индии: рулоны прекрасного тонкого шелка и другие экзотические чудеса, посмотреть на них сбегалась вся деревня. А 31 октября 1984 года крестную расстреляли в упор религиозные фанатики, и подарки прекратились.
Староверы Алтая. 
Исследователи старообрядчества считают, что свободная страна Беловодье на Алтае действительно существовала — идеальное место, где люди жили по совести, правильной религии и соборности, где не было давящей вертикали власти, а было объединение свободных людей. Там своим замкнутым миром, тайно, жили старообрядцы, бежавшие в Сибирь «из Расеи» от конца света — конец света воспринимался староверами не как Армагеддон, а как упадок веры, а его-то они вокруг себя и видели.
— Дороги к этой стране вели через Алтай, там, в Бухтарминском крае и Уймонской степи, на границе Китая и России, фактически не контролируемой ни китайской, ни российской стороной, и было это Беловодье – 30 лет люди жили сами по себе, независимой страной, — рассказывал мне историк Всеволод Ильин, который изучает сибирское старообрядчество.- Алтайские каменщики (от старинного русского обозначения гор – «камни») были обнаружены при Екатерине II. Императрица простила им вину, и до начала ХХ века староверы жили, сохраняя свои обычаи.
Правда, ничего сказочного в этом старообрядческом Беловодье не было; кроме мужества, трудолюбия и стойкости – никаких чудес. Поэтому поиски волшебной страны на Алтае не прекращаются; и кажется, что каждый ищущий ищет что-то свое. Съемочная группа фильма «Николай Рерих» работала на Алтае в 1974 году. Примерно тогда же сюда стали переезжать адепты рериховской «Живой этики» и последователи других учений, мечтающие, что им откроются ворота в Шамбалу. Они продавали московские квартиры и селились поближе к Белухе. Позже, в 90-х, когда новосибирский фотограф Владимир Мегрэ (Пузаков) начал писать книжки про Анастасию — девушку, которая живет в тайге, отказавшись от благ цивилизации, на Алтай нескончаемым потоком поехали анастасийцы. После того, как Алтайский край разделился на два Алтая, Уймонская долина оказалась в Республике Алтай, а в крае все чудеса сосредоточились в Чарышском, Змеиногорском и других горных районах. Перед последним «концом света», в 2012 году, там творилось неизвестно что – жители центральной России начитались пророчеств о том, что уцелеет только Алтай, и хлынули взволнованным суетливым потоком — спасаться.
— Я думаю, каждый человек склонен во что-то верить: в Бога, в любовь с первого взгляда, в науку. Как жить без веры? Вот я тоже верю – в безграничные способности человеческого разума. И не удивляюсь, когда, в общем-то, образованные люди начинают верить в конец света. Когда больше не во что верить, остается только это, — говорит по этому поводу барнаульский физик Валерий Попов.
Алтай – мультикультурный и мультирелигиозный край. Слово здесь «рерихнутый» имеет отчетливую негативную коннотацию только у спасателей МЧС, которым время от времени приходится вытаскивать из горных расщелин искателей Шамбалы в городских одеждах, разве что не на каблуках. Остальные относятся к чужакам с доброжелательным интересом.
Местные, конечно, удивлялись, глядя, как пришельцы рыли землянки в сопках, а там ни дороги; ни воды, удивлялись, узнавая, что большинства высшее образование, а то и два; что у многих в Москве была хорошая работа – а вот все бросили и сливаются с природой. Со временем одни уехали обратно, другие считаются тоталитарной сектой: «Что им главный говорит, то они и делают», третьи продолжают гнуть свою линию – например, на берегу Чарыша, в так называемой Долине Ра строят экологическое поселение — но на них смотрят скептически: «Не приспособлены к нашей жизни. Не объединятся с природой, не получится у них». А некоторые бросили медитации, начали доить коров, заготавливать сено, ездить на рыбалку и работать на пасеке, состригли длинные волосы и нашли счастье в простоте и надежности крестьянского житья.
Змеиногорск и окрестности, змеиногорский музей. 
Кстати, в Змеиногорске аж до 1990 года жил Альфред Хейдок, писатель, ученик Рериха, приверженец его Агни Йоги. Про Алтай он узнал от Рериха – они встречались в Харбине в 1934 году, и молодой тогда писатель загорелся мечтой об этой стране чудес. Судьба ему выпала жуткая: после войны он вернулся в Советский Союз и попал в лагерь за переписку с Рерихом, потом было еще много плохого, но в 1981 году он, уже пенсионером, исполнил свою мечту и переехал на Алтай. Он потерял зрение и надиктовывал секретарше свои фантастические повести и новеллы о странных вещах, случавшихся с ним в этой и прошлой жизнях; о том, что смерти нет, что старый мир скоро окончательно разрушится и наступит новая, счастливая эра человечества.
«Многомиллионные города, в которых мне приходилось жить, встают в моей памяти как призраки оглушающей человека механической цивилизации, которая равно отравляет как окружающую природу, так и души людей» — писал он в своем «Очерке о Змеиногорске».
Этот городок можно рассматривать, как музейный комплекс – здесь Иван Ползунов изобретал свою знаменитую машину, здесь бывали Геблер, Брем, даже Достоевский — хотя у него об этом написана буквально одна строчка.
— У одних оставалось недовольство: Брем и тот пишет, что «не только в Змееве, но и Бийске дороги аховые, тротуаров нет, лошади вязнут по колено в грязи». У Ледебура – удивление от того, что здесь его кормили отдельно от всех и в отдельном месте мыли его посуду – что говорит о том, что тут были старообрядцы. Гумбольдт, как многие другие, восхищен Колыванским озером, пишет, что ничего прекрасней не видел, — рассказывает директор местного музея Валентина Христиановна Смирнова. — Исследователи изумлялись: «Змеевские мещанки не только заказывали белье в Париже, но и мыть его туда отправляли». А в шахтах до смерти горбились «секретно-каторжные», был указ: кормить не досыта. Привозили их в колодах, ручном и ножном железе, держали в «секретных покоях»…
Валентина Смирнова рассказывает так, как будто она все это видела, — кстати, многие в Алтайском крае уверены что да, видела — и встречалась с Достоевским, опекала молодого Ползунова, помогала Брему собирать гербарии. А может быть, она бывала здесь и раньше, когда здесь жило загадочное племя, искусное в горняцком деле и ремеслах, который переселенцы из России называли «чудь», «чудаки». В легендах, которые дошли до нас, говорится, что с появлением в Сибири «белой березы и белого царя» чудь ушла под землю, в копи. Но следы чудских разработок сохранились в окрестностях Змеиногорска до сих пор: например, на берегу Колыван­ского озера археологи нашли девять плавильных ям, обломки орудий и приспособлений конца III – начала II тысячелетия до нашей эры.
«Только не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять чудь, со всеми добытыми сокровищами», — так записал Николай Рерих эту легенду в своей Алтайской экспедиции.
— Я не люблю этих пустых разговоров – про чудь, которая ушла под землю…. И про Хейдока говорить я не хочу. Я его знала, человек столько горя перенес, да и он сам говорил, что видел Рериха единственный раз. Не это мне интересно, — морщится Валентина Христиановна. — Вот когда находишь подлинный исторический материал, сопоставляешь факты, доказываешь – потом как на крыльях летаешь: ты правду узнал.
Николай Рерих. «Чудь подземная», «Ковка меча» (Нибелунги)"
Исследователи алтайской культуры замечали такую вещь: легенды о Беловодье иногда ненадолго забываются, но когда жизнь в России становится тяжелой, или страшной, или непонятной до бессмысленности – всплывают снова. Люди ищут место, где они могут быть спокойны, свободны и счастливы: хоть в Алтайских горах, хоть в холодном зале музея, основная экспозиция которого посвященном не то великому ученому, не то великому шарлатану….
Поди теперь разбери. 
Фото: liveintrnet, kuraev.ru
Субботний Рамблер
Рекомендации
Прекрасно, очень познавательно!
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука