или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
28 февраля 2014
0
2 091

«Лунатикум»: возможность увидеть город с иного ракурса

Соединяя романтику крыш, музыку городской жизни, сочность освещенных ночными фонарями сумеречных улиц, фантасмагоричную красоту возвышающих зданий смоленский фотограф Владимир Пореш рисует параллельную реальность городской жизни, скрытую от глаз обывателей.
Смоленск на фотографиях проекта «Лунатикум» трудно узнать: с крыш он выглядит по-особенному сочно, ярко, в нем есть место фантазии и фантастике. Что стало мотивом для создания столь необычной работы?
– Первоначально ничего не планировалось, я просто снимал город. Изначально даже не с крыш. Потом, когда накопился материал, я стал собирать фотографии, которые гармонируют друг с другом в одну серию, чтобы они смотрелись однообразно. Это получилось само собой.
То есть в вышедший недавно набор открыток вошли фотографии с «дружеских» встреч на крышах?
– У нас есть группа «Руфинг Смоленск», в которой мы последний год занимаемся тем, что изучаем пространство крыш города. В основном так и получалось – мы с друзьями ходили по крышам – я снимал, они любовались видами.
Расскажите о ваших единомышленниках?
– На сегодняшний день мы вдвоем с Янасом Велавоком ведем группу руфинга, делаем обзоры, собираем людей путешествовать по крышам города и организовываем другие мероприятия. Например, недавно проходило Трамвай-party.
Фото: Владимир Пореш
Каким образом удавалось попасть на крыши? Были ли запреты, препятствия?
– Конечно, пути на крыши не всегда открыты. Ходили, проверяли. Есть чердаки, на которые легко можно попасть. Бывало и так, что кто-то из знакомых звонил и говорил: «Вовка, приходи, у нас есть крыша хорошая!» Люди помогают. А иногда, бывает, по пожарным лестницам забираемся.
Опять же есть мероприятия, на которые мы можем собрать определенный народ, человек 5-10, когда крыша открыта, безопасна и ситуация на ней спокойная. Если место новое, неизведанное – идем вдвоем или я хожу один.
Получается, заранее выбора конкретных «точек съемок» не было?
– Заранее не знаешь, что будет видно с крыши. Кажется, что домвысокий и вид с него должен быть соответствующим, но не всегда так получается.
Сколько крыш вы посетили в рамках проекта?
– Сложно сказать, думаю, уже порядка 20-30.
Если была бы возможность посетить любую крышу города – административного здания или торгового центра – какую бы вы выбрали в первую очередь?
– Телевышку. Это очень интересное для меня место. Хотел бы попробовать поснимать со здания типографии, которое скорее всего теперь переделают под торговый центр (прим. авт.: речь идет о бывшей типографии Смирнова на ул. Гагарина). Интересно, что видно с «Юноны». На самом деле, много еще таких крыш, на которые хотелось бы попасть. То же ТЭЦ около вокзала, интересно было бы на трубу залезть, поснимать.
Не страшно?
–Страшна не высота, а страшно упасть с нее. Если все крепко, то почему бы и не попробовать.
Фото: Владимир Пореш
Как появился в фотопроекте образ Бэтмена?
– До того, как Янас Велавок создал группу «Руфинг-Смоленск», была группа «Индустриальный Смоленск». Она подразумевала посещение заброшенных заводов, зданий и тому подобные вещи. Но однажды мы попали на крышу на улице Нахимова около Большой Советской, я фотографировал и вдруг заметил, что друг интересно стоит на краю, где на фото сейчас Бетмен. Только он был в свитере, штанах. Я сказал об этом. Янас ответил, что может достать костюм Бетмена, и буквально через неделю мы пошли и сняли эту фотографию. А потом потихоньку начали снимать крыши. Раньше, наверное, останавливало чувство опасности, но после того случая в прошлом году захотелось, появилась цель. Я начал привлекать к этому друзей, знакомых, подал клич, и мы практически целый год по крышам-то и бегали. Группу «Индустриального Смоленска» переименовали, появился «Руфинг-Смоленск».
Руфинг для вас – это особая романтика крыш или попытка взглянуть на город по-другому?
– Для каждого это свое. Для меня это возможность увидеть город с нового ракурса. Просто те места, которые мы видим каждый день, нам «приелись». Мы настолько привыкли к ним, что взгляд с другой точки становится интересным, тем более с крыш, когда ты смотришь на город по-другому. Для меня, как для фотографа, это особо любопытно.
Какого это наблюдать за вечерней жизнью города с крыш? Это в большей степени философский взгляд – быстротечность городской жизни или же, наоборот, желание его обхватить, показать изнанку?
–Тут, скорее, наоборот, с крыши особенно «изнанку» не видно. Это общий вид, будто с высоты полета, на маленьких людей. Я не знаю на счет философского взгляда. Я – не философ.
Фотограф отчасти в чем-то и философ…
–Может лишь отчасти. Мне это лишь интересно, я любуюсь открывающимися видами.
Фото: Владимир Пореш
При создании фотооткрыток «Лунатикум» вы были фотографом, отображающим картину городской жизни, или фотохудожником, тщательно дорабатывающим каждую фотографию?
– Сырых фотографий у меня нет. Они все обработанные в том ключе, в котором я бы хотел их увидеть, более атмосферные. Тем более, что фотографии панорамные и созданы путем сбора нескольких фото в одну. То есть я делаю 30 снимков по периметру, потом их «склеиваю» и получается одна большая фотография. Не то чтобы у меня нет «широкоугольника», так получается, что объектив темный и для создания качественного фото требуется штатив, а его не всегда удобно брать с собой. Иногда ведь приходится и нагибаться, ставить камеру под определенным углом. Со штативом это не удобно, поэтому приходится использовать метод склеивания.
Встречались ли вам ранее фотопроекты, подобные «Лунатикуму», у фотографов из других городов?
– Конечно, в других городах много руферов и в интернете появляются их фотографии с крыш. Но они скорее только выкладывают фото и не формируют их в единый проект.
Руферы – это те, кто фотографируют на крышах, или же еще там отдыхают?
– По этому поводу на «Луркоморье» есть забавная статья, в которой руферов разделяют на несколько категорий. В итоге, для каждого крыша – это свое.
Для меня крыши города служат плацдармом для съемок, потому что я не могу просто сидеть на них и отдыхать, хочется фотографировать. Тем более я снимаю в тот период времени, когда еще не наступила глубокая ночь, но уже и не день. Когда еще не стемнело, но фонари уже зажгли – эти мгновения для меня самые интересные, они очень выразительны в плане съемок и длятся минут тридцать. В это время и нужно успеть все сделать.
Фото: Владимир Пореш
16 фотографий, вошедших в коллекцию, – это законченное «состояние» проекта или планируется его дополнить еще серией фотографий?
– Наверное, проект будет продолжаться. Возможно, я сделаю еще одну коллекцию снимков, но уже через год. Может быть, они будут другими по атмосфере и задумке. Еще не знаю, как сложится.
Каким вы видите Смоленск сейчас, после реставрации и изменения многих фасадов зданий перед празднованием 1150-летия?
– То, что дома отреставрировали, это, конечно, здорово. Это лучше чем обшарпанные разваливающиеся фасады. Но дома меня не беспокоют, а тревожат другие вещи. Вырубка деревьев, например, около крепостной стены, исчезновение подвесных фонарей на Маяковского. Вот таких вещей, которые хотелось бы сохранить, теперь не стало.
В каких красках для вас предстает город? Есть ли в нем единый стиль, который хотелось бы запечатлеть?
– Что мне нравится в Смоленске – это то, что он многоуровневый, холмистый. Опять же крепостная стена… Он мог бы быть очень уютным, если бы его окультурить. А к какому стилю относится город – не беру судить.
Нравится ли вам жить в Смоленске?
– Хорошо, что Смоленск не стал ни Питером, ни Москвой, довольно спокойный город. Я себя вполне хорошо чувствую в нем.
Хотелось бы повторить проект «Лунатикум» в других городах России?
– Нет. Этот проект мне интересен только в Смоленске. Это родной город, я его люблю, и хотелось бы увидеть его красивым.
Мне интересна не столько художественность Смоленска, сколько его историчность, любопытны старые фотографии города с тех же крыш. Из-за этого чувства я и начал снимать, что когда-нибудь по прошествии времени я открою свои фотографию и увижу, как все изменилось. Ощущение того, когда сравниваешь «было» и «стало».
Какими идеями, проектами, планами вы живете сейчас?
– Буду продолжать проект «Лунатикум», снимать дальше крыши, думаю многое осуществить в этом деле. Хотелось бы снять фильм о Смоленске, который будет называться «Внутренний Смоленск» – не просто красивую картинку города, а виды его внутренней жизни, чтобы запомнить время, в котором мы обитаем, запечатлеть его атмосферу. Это будет полудокументальный фильм – вроде всё так же, как есть, но с особой атмосферой (как на фотографиях). Но что получится в итоге – покажет время.
Фото: Виктория Сидоренко
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука