или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
25 февраля 2014
3
1 620

Любовь к искусству на окраине города Б.

Окраина сурового сибирского города Б., яркие вывески торговых центров на бывших заводских цехах и бело-сизый дым над действующими. Суровый минус, сильно за тридцать, а жизнь «на раёне» бьет незамерзающим ключом – 23 февраля, праздник. Толстые люди в шубах загружают в дорогие автомобили мешки с условно съедобными продуктами, из маршруток высаживаются гегемоны в обнимку с нетрезвыми девушками в тонких колготках на красных от мороза ногах, дохлебывают пиво из банок – люди-скалы.
Мимо всего этого жлобства, сквозь него, не замечая его, бегут дети старшего школьного и младшего студенческого возраста – с зачехленными гитарами, какими-то мольбертами, книжками… В галерее «Республика Изо», которая занимает верхний этаж торгового центра, бывшего завода, сегодня проходит очередная ​«Улица искусств». Стены галереи завешаны картинами сибирской художницы Ларисы Пастушковой, на которых изображено что-то непонятно-прекрасное — пусть это будут истории приключений духа в параллельных мирах. Ребята смотрят на картины, читают друг другу выпендрежные стихи, поют свои странные песенки, философствуют, опять читают стихи… С одной стороны это кажется лишним, избыточным для сурового сибирского города Б., с другой — дайте нам лишнее, а без главного мы обойдемся.
— Они такие няшки, — умиляется директор галереи Вадим Климов. Он приютил «Улицу искусств» в своей галерее и теперь смотрит на все это с доброжелательным интересом. – Они пытались заходить с этими своими перформансами в крупные торговые центры и как-то там обосновываться, но что-то не пошло, видимо, с них начали просить деньги, а какие у них деньги…. Пусть пока играют у меня. Я на них смотрю, удивляюсь, потому что это очень молодые люди, школьно-студенческого возраста, и им так интересно творчество, они так ко всему этому тянутся. Пока они очень отдельные от города, очень свои, но публика постепенно перемешивается, начинают подтягиваться новые ребята. Появляется творческая прослойка, которой надо где-то тусоваться. Я вчера был на спектакле в университете, тоже очень самодеятельном: сами организовали, сами поставили, сами сыграли; почти никто из них не имеет никакого театрального образования – так был полный зал почти.
- Людям необходимы совместные интеллектуальные переживания – не только футбол вместе смотреть, но вместе слушать стихи, например.
— Думаю, мы преувеличиваем масштаб этого явления. На самом деле сравнивать аудиторию зрителей футбола и аудиторию ценителей высокого искусства нельзя. Но вот поколение людей до 30 лет действительно более заинтересовано во всех этих вещах, потому что изменилось образование, меняется подача искусства, музейные пространства начинают работать. В этом году на новогодних каникулах я видел очередь в музей ​Эрарта, очередь! Меня это радует, радует, что людям интересны картины, спектакли, концерты. Но мы все равно, конечно, не победим попсу: во вторник в Барнауле пройдет концерт Стаса Михайлова, так вот людей, которые на него придут, не бывает в музеях, галереях и концертных залах.
В Барнауле сейчас сильно заметно социальное расслоение. Меня это тревожит, потому что потребители искусства — люди разного достатка, и некоторые не способны дотянуться до искусства. Хорошо, есть бесплатные галереи, выставочные залы, а вот билеты на концерты стоят иногда серьезных денег. Да, музыкантам, художникам, продюсерам тоже надо жить. Такой у нас сейчас мир, тяжелый и дорогой, но должны быть какие-то общие для всех места. А общее место – ухоженная улица, по которой едет машина, или автобус; красивые дома, доступные всем произведения искусства, которые формируют эстетику, общую для всех. Как сказал Джон Леннон: «Галерка может похлопать, остальные могут потрясти бриллиантами».
Картинки с разных выставок в «Республике Изо»
— Два года назад, открывая эту галерею, я собирался сформировать вокруг нее свой круг общения и продвигать изобразительное искусство в массы. Это были самые простые задачи, и они выполнены. Люди сюда ходят, несмотря на то, что мы далековато от центра Барнаула, сформировался зрительский интерес, получилось даже привлечь аудиторию, на которую мы не рассчитывали – как вот этих ребят со своей «Улицей искусств»… Мы провели невероятное количество разных выставок и стали местом, куда всегда можно прийти. Тут всегда есть выставка, или две, или три, и каждую субботу-воскресенье проходит интересное мероприятие.
Все заработало здорово: провели фестиваль «Киноликбез» и получили посещаемость, как в кинотеатре, который стоит на самом проходном студенческом месте; сейчас начнем цикл лекций по философии и опять соберем полный зал.
А вот продажи произведений изобразительного искусства не получились, потому что мы занимаемся очень сильно авторским искусством, не совсем традиционным – делали бы салонность какую-то, было бы попроще. А поскольку я все время пытаюсь вытащить разнообразных, интересных и нетрадиционных художников, то с реализацией слабовато.
Но зато мне наделали столько комплиментов в Москве и Санкт-Петербурге: за два года мы стали известны в стране, я считаю это большая победа. Мы заняли какое-то очень интересное место: между Барнаулом и Новосибирском, Красноярском и Омском – раз, и возник Барнаул с ярким пятном Республики Изо. Мы стали серьезным явлением и гордо несем свой флаг.
И плюс – за счет этого я собираю неплохую коллекцию! Сейчас в ней есть три десятка прекрасных, замечательных произведений. И когда-нибудь они станут началом музея современного искусства, которого нам не хватает. Потому что, скажу я вам всем, из той школы, которую нам ​сейчас реконструируют, хорошего музея не получится. Был когда-то такой проект: оставляем исторический фасад, а все остальное превращаем в музей. А теперь нам просто восстанавливают школу с окнами. И это неправильно со всех точек зрения. Музей неправильно заточен и будет неправильно работать.
Работы Алексея Чеканова и Ларисы Николаевны Пастушковой.
- Чем твоя галерея займется в ближайшее время?
— С одной стороны, хочется разнообразия. А потом я делаю выставку Ларисы Николаевны Пастушковой и занимаю все залы, потому что это грандиозный художник, масштаба не сибирского и даже не всероссийского, а мирового. Есть такой художник в Барнауле – значит, надо его показывать.
Сижу, думаю: надо делать вторую выставку молодых художников, первый блин получился. Я все ныл, что «если собирать в Барнауле выставку авангарда, то мы в лучшем случае наберем пять художников», сделал выставку «Собрание молодых художников» — а там 80 авторов. Может быть, по качеству она была не очень, но 80 авторов – это очень серьезно. Поэтому буду готовиться ко второй. И хочется каких-то крупных проектов. Вот сейчас я веду переговоры с музеем Эрарта. Хочется привезти сюда петербургский и московский андеграунд, современное искусство, которого в Барнауле никто никогда не видел, и совершено не представляет себе, что он есть, потому что наше современное искусство заканчивается Алексеем Чекановым и Ларисой Пастушковой. А на самом–то деле это актуальное искусство, которое все клянут, существует с конца 80-х годов прошлого века, и новая волна русского авангарда ничем не уступает первой волне.
Барнаульский авангард первой волны: работы Елены Коровай и Василия Карева.
- Несколько лет назад в Алтайском крае утвердили концепцию «Барнаул -культурная столица юга Сибири»…
— …складывается впечатление, что этот ​проект забылся, и все превратилось в обычную чиновничью рутину. Есть проекты реконструкции художественного музея, театров кукол и музкомедии – чиновники решили, что сделав стены, они сделают все. Ну, конечно, люди искусства здесь есть, они наполнят эти стены содержанием. Но так кричали про городской парк и реконструкцию Среброплавитьного завода – ау, где этот сереброплавильный завод? Наверное, я не так широко, не по государственному смотрю на этот вопрос, любой чиновник сможет меня упрекнуть, что я ничего не понимаю и у меня нет руководящего опыта.
Я все чаще думаю о том, что Барнаул – среда, действительно враждебная любым творческим инициативам. За последние 10-15 лет город-то стал ужасным. Это как с девочкой: ты ее любил, возвращаешься из армии — а она шалава. Так и с городом: был такой милый, зеленый – а сейчас неухоженная мелкая уездная столица. С этими обрубками тополей, с лепниной, которая отваливается от одного и того же дома три года подряд, со странным, высокомерным отношением к гражданам… Чиновники сами себе живут, сами себе в чем-то отчитываются…. Если смотреть на город вот так, то это среда, действительно, очень неблагоприятная. Но когда ты начинаешь общаться с людьми, оказывается, что все такие тонкие, понимающие, такие не дураки далеко. И у каждого дома висят хорошие картинки, и все вроде кино смотрят неплохое, и книжки читают какие-то, хотя книжных магазинов в Барнауле не осталось почти. И что вне фейсбучно-вконтактной среды идет вполне себе интересная жизнь – встречаю знакомого, а он: «мой дедушка написал книгу воспоминаний». Все это сосуществует, чего-то пишут, читают, все так мило. Отдельно все люди хорошие — вытащи любого лысого из джипа, он скажет, что в юности слушал Цоя и Гребенщикова. Но как только они погружаются в эту среду… сложно все это.
Барнаульский сереброплавильный завод
У нас в стране проект движется только тогда, когда им сильно болеет какой-то важный человек наверху. А когда все идет по накатанной апробированной чиновничьей схеме, то ничего сделать не получится. Не вышло бы у Перми никакой «новой культурной столицы России», пусть на время, если бы этим проектом не занимался вице-губернатор. Нет, и нам удается иной раз сделать из Барнаула звонкую монету, но совершенно с другой стороны: мы так жахнули с театральной историей, ​на всю страну, дошли до президента. Отлично.
- Вадим, когда эту концепцию запускали, ты говорил: дайте мне руль, и я все сделаю! Ты и сейчас бы его взял?
— Да. Я не сачок. Я бы легко взял руль – ладно, даже не руль, пусть рулем управляет профессиональный водитель, а я бы сел рядом и стал штурманом, консультантом. Нужен человек, который несет ответственность за свои идеи, воплощает их в жизнь и отвечает на вопросы, потому что я не могу добиться от наших культурных чиновников: что вы сделали? Покажите!
Я бы начал с крупных фестивалей, которые сразу бы изменили отношение других регионов к нашему краю. Например, в Алтайском крае легко провести праздник урожая с фольклорными коллективами со всей страны. Театральный фестиваль. Они хотят Золотухинский, хотя у меня была другая идея – возродить фестиваль студенческих театров «Сердце Азии», которые все любили, к которому все так хорошо относились, который дешевле проводить и который с точки зрения пропаганды эффективней, чем фестиваль профессиональных коллективов. Студенты разъезжались бы по своим городам, и рассказывали бы всем, как у нас хорошо.
Чем лучше о твоем городе говорят в других городах, тем больше ты сам веришь в него и его понимаешь. Ты не из болота Алтайского – ты из БАРНАУЛА, и это так круто! И это меняет жителей. Когда у тебя такая высокая, серьезная планка, ты считаешь себя воспитанным, образованным человеком, ты уже банку от пива мимо урны не бросишь. Это и есть эстетическое воспитание.
… На лестничной площадке галереи стоит странный многоногий жираф. Единственное окно выходит на плоские крыши, заборы, трубы и гаражи. На культурную столицу, хоть даже «юга Сибири», все это похоже мало. Несколько любознательных студентов выходят за нами на лестницу, и замирают столбиками, смотрят, как Климов размахивает руками и восклицает:
— Повышая престиж искусства, мы повышаем интерес к нему! Надо, чтобы человек, который рисует картинку в художественной школе, понимал, что он уже занимается искусством, а не балду пинает!
Они пока верят в это, и поэтому будут и дальше рисовать, петь, сочинять, удивлять нас и шокировать. Главное, чтобы флаг «Республики Изо» и дальше развевался над этими гаражами и крышами. Глядишь, и все получится. 
​​Справка: Вадим Климов — арт-критик, галерист. Более 20 лет ведет на местном телевидении культурно-просветительскую программу «Афиша», автор множества успешных культрегерских проектов. 
Фото: «Республика Изо», Государственный архив Алтайского края, автор.
Субботний Рамблер
Рекомендации
!!!!
Отрадно знать, что люди тянутся к искусству. Очень интересный материал.
Как говорил незабвенный Джимми Волмер: "Искусство не должно опускаться до уровня общества. Искусство должно тянуть общество вверх!"
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука