или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
4 февраля 2014
3
3 173

«Люди Земли и Моря»: новая этнографическая выставка МОКМ

Введение
Может ли отдельно взятый человек существовать без памяти о своем прошлом? Просыпаться и не помнить того, что было вчера. Смотреть на людей и не узнавать в них друзей, родителей, любимых. Воистину такое существование являлось бы лишь слабым подобием настоящей жизни. Обычной человеческой жизни, в которой каждый ее эпизод имеют вполне осмысленные причины своего возникновения, выраженный событийный ряд, а также ближние и далекие последствия. Жизнь каждого человека, нас с вами, неизбежно заключена в пространственно-временные рамки, в границы истории — жизни семьи, родного города, народа, общества, страны. И насколько человек не может жить без знаний о своем прошлом, настолько и слагаемое из людей общество не может полноценно существовать и развиваться не зная своей истории, идти в будущее без бережного отношения к своим культурно-историческим традициям.
Важную роль в деле изучения и сохранения традиций и региональной истории играют музеи. История музеев обычно неотделима от истории края или населенного пункта, где они росли и развивались, а также общества, которым и для которого они создавались. В 2014 году свой 80 летний юбилей отмечает Магаданский областной краеведческий музей, представляющий собой старейшее и крупнейшее музейное учреждение Магаданской области. В условиях активной трансформации всех сфер общественной жизни современной России, магаданский музей является живым напоминанием об энтузиастах, собиравших по крупицам и сохранивших для потомков ценные сведения по истории данного края и уникальные предметы материальной и духовной культуры его населения.
Знаменательным событием для города и края стало открытие в стенах Магаданского областного краеведческого музея долгожданной этнографической выставки «Люди Земли и Моря», состоявшееся 6-го декабря 2013 года. На открытии новой экспозиции выступили губернатор Магаданской области Владимир Печеный и президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов, присутствовали представители научной и культурной общественности города Магадана. Новая выставка посвящена традиционной культуре народов континентальных (оленных чукчей и коряков, юкагиров, эвенов, якутов) и приморских районов Северо-Востока России (эскимосов, береговых коряков и чукчей, камчадалов и др.).
Выступление ансамбля танцев народов Севера «Энер» на открытии выставки
В условиях глобализации и активного освоения природных богатств Дальнего Востока, проблемы таких социально уязвимых российских этносов, как коренные малочисленные народы Севера, требуют сегодня самого пристального внимания. Их существование в качестве самостоятельных этнических общностей сегодня напрямую зависит от возможностей заниматься народными промыслами, сохранять традиционные системы хозяйствования, язык и культуру. Процесс постепенной утраты основных черт этнической культуры представителями данных народностей активно проявляет себя в последние десятилетия, что создает необходимость пристального изучения их истории, традиций, уклада жизни, быта. Задаче сохранения, распространения и пропаганды знаний об уникальной культуре коренного населения данного края как нельзя лучше отвечает выставка «Люди Земли и Моря».
Как создавалась выставка
История создания этнографической выставки тесно переплетена с историей самого музея. Начало работы первого Магаданского музея пришлось на 1930-е годы – время бурного развития краеведческого движения в регионе. Организация краеведческой работы была напрямую связана с политикой советского государства по масштабному экономическому освоению и культурному строительству на Севере Дальнего Востока. Деятельность краеведческих организаций Колымы способствовала накоплению значительных материалов о географии и геологии края, истории и культуре его населения. Все эти данные нуждались в хранении, систематизации, научной обработке и дальнейшей презентации. С другой стороны, опыт работы первых краеведческих организаций в начале 1930-х годов продемонстрировал заинтересованность жителей края в результатах их деятельности. Рост популярности краеведческой работы в регионе сопутствовал формированию у населения потребности в просвещении (получении знаний о природе, экономике, истории и другим отраслям знаний). Необходимость решения указанных задач способствовала созданию специализированного (культурно-, научно- и политико-просветительского) учреждения, которым и стал Охотско-Колымский краеведческий музей – так до 1953 года назывался Магаданский областной краеведческий музей.
Формирование этнографических фондов музея началось еще до начала его официальной работы. На момент открытия Магаданского музея (к 30 марту 1934 года) в его распоряжении имелось почти 650 экспонатов с Первой краеведческой выставки, проходившей накануне. Сюда вошли предметы материальной и духовной культуры эвенов и якутов, материалы по географии и природе края. В 1930-1940 годах разнообразные этнографические материалы поступали в фонды музея после проведения многочисленных городских выставок и от краеведов-энтузиастов. Часть экспонатов передалась в дар от организаций города, простых жителей и края или приобреталась на финансовые средства музея. В 1939 году была организована первая краеведческая экспедиция Магаданского музея по реке Колыме с целью сбора этнографических, географических, биологических, геологических и иных данных. Материалы и сведения по истории, хозяйству, материальной и духовной культуре коренных народов Северо-Востока страны широко использовались сотрудниками краеведческого музея для подготовки экскурсий и лекций, докладов по радио, в ходе работы со школами. В последующие десятилетия, пополнение коллекции по материальной и духовной культуре коренных народов региона происходило в ходе специализированных этнографических экспедиций сотрудников музея (А. В. Беляевой, Р. М. Рагтытываль, С. В. Будниковой, Л. Н. Хаховской) по населенным пунктам Магаданской области и Чукотки.
В настоящий момент музейная коллекция предметов материальной и духовной культуры эвенов, чукчей, коряков, юкагиров, эскимосов и других этносов Северо-Востока России составляет около 3-х тысяч единиц. Наиболее ранние из них относятся к середине XIX века. Помимо этого в создании экспозиции «Люди Земли и Моря» использованы и существенно более древние изделия – археологические артефакты, оставленные далекими предками и предшественниками данных народов. Археологическая коллекция МОКМ была сформирована в результате систематических исследований, продолжающихся вот уже 60 лет, и составляет сегодня около 120 тысяч предметов. Кроме того, визуальный ряд экспозиции дополнен фотографиями, картами, текстовыми информационными блоками, слайд-презентацией с фотографиями из фондов Российского этнографического музея и Сибирского фонда Музея антропологии и этнографии (им. Петра Великого) РАН.
Люди Земли и люди Моря
Композиционно, данную выставку можно разделить на несколько тематически связанных отделов. Первая часть экспозиции посвящена культуре оленных чукчей и коряков. 
Основой хозяйства кочевых групп данных народов выступало крупностадное продуктовое оленеводство. При таком типе хозяйственной деятельности олени являлись основным источником жизнеобеспечения, все внимание уделялось выпасу и охране животных. Иные типы занятий (охота, рыболовство, собирательство) служили в качестве вспомогательных. Домашняя утварь тундровых оленеводов в целом отличалась определенным аскетизмом и немногочисленностью предметов. Светильник, выдолбленный из камня, давал тепло и свет. Из дерева изготавливалась посуда, из рога северного оленя – ложки, черпаки, крюки для подвешивания металлических котлов над очагом. При выделке шкур использовались скребки-струги, для обработки дерева и кости – лучковые сверла, тёсла, ножи и другие инструменты, форма и конструкция которых осталась практически неизменной с первобытных времен. Орудия сухопутной охоты у чукчей и коряков были в целом схожи с таковыми у других коренных народов крайнего Севера, и состояли из лука и стрел, копий и ножей, а позже и огнестрельного оружия. Помимо предметов быта, посетители музея могут получить наглядное представление и об устройстве оленьей упряжки и сопутствующем инвентаре оленеводов, оценить особенности зимнего и летнего, мужского, женского и детских вариантов чукотской и корякской национальной одежды.
Следующий раздел выставки посвящен этнографии эвенов, юкагиров и якутов. Тунгусоязычные эвены проживают сегодня локальными группам на территории Якутии, Верхней Колымы, Охотского побережья, Камчатки и Чукотки. В качестве основного типа хозяйственной деятельности большинства эвенов выступало малостадное оленеводство, при котором олень использовался для верховой езды и в качестве транспортного животного. Олени эвенов намного крупнее и выносливее корякских и чукотских. Верховой езде у эвенов обучали с раннего детства. Поскольку седло на оленя не имело стремян, при передвижении эвен или эвенка опирались на специально сделанный посох-пешню.
Кочевое оленеводство дополнялось у эвенов охотой на пушного и мясного зверя и рыболовством. Посетители выставки могут воочию наблюдать предметы традиционного охотничьего инвентаря эвенов и орудия рыболовства. До появления русскоязычного населения среди основных охотничьих орудий эвенов преобладали лук со стрелами, копье и пальма – специфический тип холодного оружия, популярный у ряда народов Восточной Сибири. Пальма представляла собой железный тесак на длинной ручке, заменявший одновременно нож, топор и копье. Она использовалась в ближнем бою при охоте на медведя, для расчистки дороги к лесу, при свежевании добываемых животных.
Подобно корякам и якутам среди эвенов было широко распространено кузнечество и художественная обработка металлов, плетение ремней, кожаных арканов, упряжи. Эвенские женщины известны как искусные мастерицы по выделке шкур и изготовлению одежды, для украшения которой широко использовался бисер, волос оленя, мех, бахрома, разнообразные металлические подвески. Посетителям выставки демонстрируются богато украшенные экземпляры традиционного эвенского костюма – в его мужском, женском и детском вариантах.
На отдельных стендах выставки можно познакомиться и с богатой материальной культурой якутов – одного из крупнейших коренных народов Сибири. Часть стендового пространства выставки посвящена юкагирам – потомкам одного из древнейших этнических пластов Северо-Востока Азии, представляющих уральскую группу народов. Хозяйство юкагирских племен было комплексным: сухопутная охота и рыболовство сочетались с оленеводством. В силу различных причин к XIX веку юкагиры были довольно заметно ассимилированы пришлым населением и в значительной степени утратили свою культуру, передав некоторые ее элементы (например, приемы охоты и рыболовства) эвенам, северным якутами-оленеводами и русским старожилам. В настоящий момент традиционная культура и язык юкагиров нуждаются в дальнейшем изучении, сохранении и защите.
Третий раздел выставки посвящен «народам Моря»: эскимосам, береговым чукчам и корякам. Предков эскимосов по праву можно считать одним из древнейших этнических пластов на Северо-Востоке России. На протяжении нескольких тысячелетий эскимосы изобрели или приспособили под свои нужды формы культуры и технологий, способствовавших активному освоению Арктических пространств. Среди характерных элементов материальной культурны данного народа следует упомянуть гарпун с поворотным наконечником, незатопляемые быстроходные каяки и большие легкие байдары из моржовой кожи, глухая меховая одежда, полуземлянка, создаваемая за неимением дерева из китовых костей, куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища.
Многие из этих изобретений были позаимствованы предками иных народов, пришедших на территорию Чукотки несколько позднее (чукчей, коряков, кереков). Особенно тесная культурная и экономическая взаимосвязь сложилась между эскимосами и оседлыми чукчами. Предкам данных народов удавалось сосуществовать бок о бок несколько тысячелетий и сформировать по сути единый, весьма своеобразный хозяйственно-культурный комплекс арктических охотников на морского зверя. Индивидуальный и коллективный варианты морского зверобойного промысла, рыболовство, охота на птиц, копытных и пушных зверей, собирательство дикорастущих ягод и съедобных корней составляли основной род занятий оседлых коряков – жителей Севера Камчатки и Охотского побережья.
Следующий раздел экспозиции демонстрирует нам особенности быта камчадалов – одной из групп русских старожилов, проживающих сегодня на территории Магаданской области и Чукотки. Освоение региона и активные контакты русских переселенцев с коренными этносами привели к складыванию на крайнем Северо-Востоке России ряда локальных этнических групп, известных как русское старожильческое население. На территории Якутии в настоящий момент проживают русскоустьинцы, походчане и ленские старожилы. Крупнейшими группами старожилов Чукотки являются марковцы и анадырцы. В результате смешения оседлых коряков, эвенов, якутов и русских в Северо-Западном Охотоморье, а также ительменов, русских, коряков и чуванцев на Камчатке, – образовались камчадалы. За столетия своего проживания на Северо-Востоке, русским старожилам удалось хорошо приспособиться к непростым условиям региона и выработать хозяйственный уклад и образ жизни, которые сочетали в себе черты русской крестьянской культуры, перенесенной из центральных районов страны и Сибири, и культуры местных народов. Основными занятиями старожильческого населения являлись рыболовство, каюрный извоз на собачьих упряжках, пушная охота, вспомогательными: скотоводство, огородничество и морская охота.
Не менее информативна серия экспонатов, посвященная традиционным верованиям коренного населения края. На характер мировоззрения культовой практики народов Северо-Востока Азии напрямую влияли природно-климатические условия указанной территории, а также образ жизни и особенности хозяйственной деятельности данных этносов. Система традиционных религиозных представлений коренного населения региона предстает перед нами в виде сложной структуры пережитков ранних исторических форм религии (магии, тотемизма, фетишизма, анимизма), а также шаманизма и православного христианства.
Важное место в подобной системе занимали разнообразные промысловые культы, культ природы и культ почитания предков. У чукчей, коряков и эскимосов существовали праздники благодарения, связанные с представлениями о возрождении зверя, а также почитанием духов-хозяев животных. Оленные народы совершали специальные обряды для обеспечения здоровья оленей и умножения их приплода. Практически всем этносам края было присуще особое поклонение огню. Центральным объектом культа огня у чукчей и коряков служила огневая доска, которая представлялась чукчам хранительницей и хозяйкой семьи, жилища и оленьего стада. К огневым доскам крепились связки амулетов-фетишей – изображений предков.
Пожалуй, центральную роль в системе традиционных верований народов Северо-Востока России играло шаманство. Как особая система мировоззрения, шаманство включает в себя анимизм (одушевление природы) и веру в многочисленных злых и добрых духов, способных воздействовать на здоровье, жизнь и смерть человека, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Приверженцы шаманства уверены, что влиять на духов, быть посредником между ними и людьми может главным образом шаман, который, находясь в состоянии экстаза, совершает особый обряд общения с духами – камлание. В экспозиции «Люди Земли и Моря» можно увидеть подлинные уникальные образцы одежды и обрядового инвентаря эвенских, чукотских и корякских шаманов: бубны с колотушкой, ритуальные пояса и шапки, разнообразные амулеты, фигурки и изображения духов-помощников шамана.
Заметное влияние на мировоззрение и культовую практику коренного населения края оказало распространение христианства. У ряда коренных народов Северо-Востока православие укрепилось в значительной степени (эвены, ительмены, якуты), у других (чукчей, коряков, эскимосов) его влияние проявлялось значительно слабее. Ряд центральных положений христианства органично соединились традиционными верованиями коренных народов, создав довольно причудливую картину религиозного синкретизма (двоеверия).
Последний раздел этнографической выставки посвящен произведениям чукотско-эскимосской резной и гравированной кости. 
Различные способы обработки и гравировки по кости северных животных является древнейшим и одним из самых ярких проявлений творчества арктических народов. В наши дни косторезное искусство сохранилось и продолжает развиваться на Аляске, в Якутии, Чукотском автономном округе и Магаданской области. Покрытые гравировальным рисунком клыки моржа, вырезанные из кости, бивня мамонта или моржового клыка фигурные композиции, декоративные ножи и другие изделия составляют сегодня ценные коллекции в различных музеях России и мира. Богатая коллекция образцов этого искусства имеется и в фондах Магаданского областного краеведческого музея.
Представленные на выставке разнообразные предметы этнографии чукчей, коряков, эскимосов, эвенов, юкагиров и других народов края, открывают перед вами неизведанный яркий мир, сопоставимый с известнейшими культурными феноменами прошлого. Многогранный облик материальной и духовной культуры северо-восточных народов является наглядным свидетельством упорства и мужества их представителей, сумевших не только приспособиться к непростым природно-климатическим условиям Севера, но и создать замечательный вариант цивилизации, живший в удивительной гармонии с природой на протяжении многих тысячелетий.
Фото: Федорченко Александр
Субботний Рамблер
Рекомендации
фотографии очень интересные
Вот люблю такие платьица...
О, Татьяна, это очень древние платьица :)
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука