или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
19 января 2014
0
4 535

Последние из меркитов, или месть Чингисхана

Исследования объекта начались в 1928 г. членами бурят-монгольского научного сообщества И. В. Ченкировым и В. В. Поповым. Учёные находили детали оружия и предметы предположительно рукотворного происхождения. Позже работы продолжил Алексей Тиваненко, который и стал связывать находки на горе Шара-Тэбсэг с меркитской крепостью-святилищем Тайхан из старинных сказаний. Но на этот счёт историки настроены скептично. Есть версия, что сохранившиеся артефакты относятся к бронзовому веку, что косвенно подтверждают плиточные захоронения у подножия горы.
Долгое время Меркитская крепость не пользовалась особой известностью, но в последние годы в Бурятии стали часто выходить восторженные публикации. В них рисуется образ настоящей цитадели с защитными валами, сторожевыми возвышениями и подземными коммуникациями. Много сказано и о мистических свойствах этого места, о звуках битвы монгольской конницы, которые слышат впечатлительные люди, о спрятанном в пещерах под скалами кладе-библиотеке лам. Прошлой осенью я решил проверить, есть ли в слухах что-то правдивое.
Начало осмотра
Тугнуйские столбы расположены в нескольких километрах за селом Барыкино, нужно искать на обочине трассы табличку с отметкой «109» и за ней сворачивать направо. Грунтовка идёт мимо степного источника, огибая сопки, и заводит в лощину между двумя отрогами горы. У подножия более дальнего отрога оборудован длинный стол под навесом для туристов, стены исписаны автографами гостей со всей России. От него вверх по крутому склону идёт утоптанная тропа. Она узкая, хотя доводилось читать про целую дорогу. Наверху сосновый лесок, среди обвязанных «хадаками» деревьев — целый лес пирамидок из камня, некоторые почти в рост человека. Есть поверье, что если здесь составить такую пирамидку, она заберёт твои болезни, в это верят многие – камнями уставлена вся гора. Впрочем, один знакомый поведал мне, что этот «ритуал» пошёл с лёгкой руки одной женщины, увлечённой мистикой.
Тропа сворачивает направо и теперь ведёт ещё выше, уже к гребню сопки. Справа, чуть поодаль, на самом краю склона тянется каменистая россыпь. Вверху правая обочина тропы выложена бордюром из крупных камней. Считается, что это остатки защитной стены, укрывавшей от стрел, что могли лететь снизу. Повсюду мелкие монеты – суеверные люди на всякий случай оставляют подношение духам.
Далее тропа проходит между двух скал, на которых лежит высохшая сосна, так называемое «дерево здоровья», приходится пробираться на корточках. Молва утверждает, что если пройти под ним с прямой спиной, не касаясь ветвей, то не будет болезней позвоночника. Впрочем, очевидно, что сделать это сможет лишь человек, у которого со спиной и так все в порядке.
На вершине
Дальше тропа снова идёт по пологому уклону, вдоль гряды отвесных утёсов на гребне. Вокруг опять сосны, то тут то там невысокие лиственные деревца, похожие на сливу. Оказывается, это и есть знаменитая «абрикосовая роща Чингисхана».
Среди деревьев видны воронкообразные впадины, заросшие травой. Говорят, что они были резервуарами для хранения воды, но сейчас в это слабо верится. В одной из впадин под нависшим огромным камнем, есть маленькая пещера, под большим уклоном ведущая вниз. По легенде, она была вырублена, чтобы служить лазом к подземной реке, где брали воду защитники крепости. Ещё есть легенда о том, что лаз вел в целую систему пещер, пронизывающую всю скальную толщу Тугнуйских столбов. Трудно сказать, насколько это истинно – четырьмя метрами ниже ход завален. Считают, что это случилось из-за туристов, кидающих внутрь камни для проверки глубины. Другая версия грешит на МЧС, не желающее искать затерявшихся в подземных лабиринтах любопытных. Вход узкий, диаметром меньше метра, внутри чуть шире, помещаются два-три человека. На вид у пещеры природное происхождение, на искусственный тоннель не похоже. Что до «сети катакомб» в недрах горы, то это, в принципе, не исключено – на окрестных скалах много провалов, похожих на входы в пещеры.
Чуть дальше пещеры лежит несколько громадных валунов, вверху которых крупные округлые выемки. Романтичные люди утверждают, что они выдолблены искусственно и некогда служили то ли чашами для дождевой воды, то ли для сигнальных костров. (К слову, такие же выемки мы видели на вершине горы Спящий лев). Но есть версия, что эти полости появились от попадания молний и позже были обточены водой и ветром. Также один альпинист рассказывал, что встречал такие «чаши» на высоких вершинах, куда человеку так просто не забраться.
Далее мы решили взобраться на вершину грозных утёсов, стеной тянущихся вдоль гребня горы. Меж скал есть проходы, но потом всё же придётся немного карабкаться по неровностям каменной стены. Вокруг расстилаются панорамы тугнуйской степи, обзор хороший на многие километры, это удобно для сторожевой заставы. Есть упоминания о неких наблюдательных площадках, но на вершине горы самые обычные утёсы, и не видно, чтоб их обрабатывала рука человека – по покатым мшистым склонам достаточно трудно перемещаться, есть риск поскользнуться и улететь вниз. Думается, что люди озаботились бы для своего удобства высечь какие-нибудь ступени.
Обратная сторона гребня выходит на лощину, образуя крутой обрыв. Несколько человек из нашей группы сумели найти обходную тропу и пробрались на противоположную сопку, после чего кричали оттуда, что в стене обрыва они видят вход в пещеру. Но спуститься туда без альпинисткой оснастки оказалось невозможно. Дальше группа разделилась: кто-то полез обследовать утёсы на гребне, предполагая потом спуститься в лощину по другому отрогу, а другие решили возвращаться к биваку.
После спуска
У подножия сопки тоже есть, что посмотреть: если от «гостевого пункта» отойти в степь на пару сотен метров, чуть обогнув склон, у подножия видны «плиточные могилы» — прямоугольные оградки из поставленных на ребро больших камней. Это захоронения бронзового века, оставленные древними монголоидами, вероятными предками гуннов. Благодаря таким погребениям учёные обозначают их «культурой плиточных могил». Возле горы одна из них сохранилась неплохо, ещё две сильно деформированы. Могилы сильно поросли кустарником,но есть ли в них что-то ценное – неизвестно, как правило, все они разграблены тысячелетия назад. Вообще, в степях Бурятии плиточные могилы – очень распространённое явление, есть места, где счёт им идёт на десятки.
Вскоре появились задержавшиеся члены нашей группы, сумевшие проникнуть в пещеру под обрывом, пробравшись к ней снизу. Они описали её как обширную и достаточно глубокую полость в скальной толще, с покрытым сыпучей массой дном, видимо пометом летучих мышей. Судя по их словам и фотографиям, это небольшой грот, вроде неолитической пещеры Старая брянь в Заиграевском районе. Петроглифов они не разглядели, но это не означает, что их там нет. И не в этой ли пещере, если верить газетным публикациям, несколько лет назад нашли буддистские свитки-танка? Впрочем, про эти места доводилось слышать многое: якобы на вершине одной из этих сопок, прямо в скале выдолблены соединённые ходами огромные цилиндрические шахты, в одной из которых есть шаманский алтарь. Рассказывалось и про целительные «гудящие камни», расположенные где-то с обратной стороны гряды. Но лично я всего этого не видел.
Возвращение
Посещение Меркитской крепости оставило двоякие чувства. Было очень интересно, удовлетворил любопытство, но осталось и некоторое разочарование: невольно ожидал большего, хотя понимал, что это не крепость в привычном смысле. «Бордюры», «чаши», «подземный ход» — больше напоминают природные, нежели рукотворные объекты. Хотя в том, что эти скалы действительно служили естественным укреплением военного лагеря, сомнений нет – Тугнуйские столбы расположены как раз на границе долины, где жили меркиты, у самого удобного для переправы места. С них хорошо просматривается окрестная степь, любое войско, попытавшееся перейти Хилок, сразу попадает в поле зрения дозорных, дальше, видимо, весть по цепочке передавалась сигнальными кострами в ставку хана. Ну, и штурм крутой скалистой горы сам по себе труден.
Хотя Меркитская крепость давно на слуху, найти о ней упоминания в археологической литературе не так-то легко. Что же касается её ценности как туристического объекта, она несомненна. Увы, так получилось, что в Бурятии нет величественных старинных замков и древних храмов. Имеющиеся памятники древности в основном представлены не слишком зрелищными «мистическими камнями», захоронениями и пещерами времён бронзового века. Тем не менее, мы должны дорожить тем, что имеем, и стараться обратить эти памятники в ресурс для развития туристической отрасли.
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука