или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
20 ноября 2013
0
1 772

Михаил Смирнов: «Женился на кельтском фолке по любви» (Часть 1)

К этим «другим» как раз и относится Михаил Смирнов, лидер популярной фолк-рок группы «Арт Кейли». Он не просто талантливый музыкант и композитор - мультиинструментиалист, виртуозно играющий на рояле, аккордеоне, перкуссии – он замечательный поэт. Тексты его песен – прекрасные стихи, созданные на языке Шекспира. 
Да и сам Михаил, будто соткан из драгоценных нитей ритма, вдохновения, звучания и… искренности. Фантастическая редкость в наше время! А может и не только в наше… 
У меня есть один знакомый подросток, который говорит: «Пушкин же «блэк»! А кого-нибудь смущает, что самый главный русский поэт – «блэк»?
- Михаил, ты идейный вдохновитель и создатель группы «Арт Кейли». Русский молодой человек и вдруг ирландцы, шотландцы – кельты… Откуда тяготение к этой культуре и музыке?  
— Один мой хороший друг, который тоже был солистом одной русской кельтской группы в 90-х годах, отмечу – не дурацкой кельтской группы, а весьма профессиональной и прогрессивной, на аналогичный вопрос, который ему задал Дмитрий Дибров, ответил, что в словосочетании «кельтская музыка» ударение следует ставить не на слове «кельтская», а на слове «музыка». А её национальное значение в данном случае не играет столь большой роли.  — Красивый, в сущности, уход от ответа… 
Рассуждая по твоей логике — это могла быть вообще любая музыка, и русская, и другая… 
— Абсолютно так. Просто так получилось…  
- А вот мне и интересно – КАК получилось? Что-то же зацепило? Именно личностно – тебя… 
— Понимаешь, у меня, во-первых, была спецшкола – у нас английская литература даже преподавалась на английском языке. И всё это начало впитываться лет с 10-ти. Мы читали мифы, сказки, «Беовульфа»… Всё же это звучало внутри! И музыку слушали англоязычную – в первую очередь «Битлз». А два лидера «Битлз», Леннон и Маккартни, как я понял позже, носили кельтские фамилии и во многом опирались в своём творчестве на британский, ирландский, шотландский фольклор. Их, «Битлов», феномен как раз в том, что они сумели соединить чёрную традицию ритм-энд-блюза с народными британскими мотивами. «Битлз» все слушали с детства, но мало кто интересовался корнями музыки – а она же не возникла на пустом месте! А когда я в первый раз услышал именно кельтскую народную музыку – я понял, что да, это именно та музыка, которую я искал! Могу привести другой пример – говорят некоему человеку: «Почему ты женился на девушке из Индии? Ты же русский! Надо жениться на русской!» (Смеётся.) Ну, а если любовь?.. Вот и ответ. Как любая народная музыка, кельтская музыка чистая, глубокая, в ней есть откровение… Что-то настоящее…
- Полагаю, каждая культура обладает собственной душой и корнями. Тогда расскажи мне – в ваших релизах, в статьях о вас часто звучит термин world music. Что это – синтез многих этнических звучаний и культур? Эрзац? 
— Понятие World Music появилось в середине 70-х, превратилось в жанр, который развивается весьма активно. Известным пропагандистом World Music в Англии является Питер Гэбриел например. Все, достойные внимания музыканты, которые, так или иначе, занимаются традицией, её развитием, не националисты, в ругательном смысле слова. Они должны быть открыты. Иначе ничего не получится. 
- Истинный художник не может быть замкнут в рамках?   
— Да, нельзя жить в коробке. Вот и у Ивана (А.Т. – Иван Смирнов – известный музыкант, гитарист-виртуоз, отец Михаила Смирнова; участником коллектива «Квартет Ивана Смирнова» является Михаил) тоже в музыке много всяких «иностранных» интонаций и приёмов, хотя он самый русский гитарист. Потому что, хочешь не хочешь, а жизнь теперь такая. Все страны уже давно суть одна страна… Всё открыто. 
Любые краски ты можешь использовать, какие тебе нравятся – почему нет?  
Что-то в хорошем смысле «подслушано». Но музыку ты пишешь свою. 
В первую-то очередь идёт изнутри, своё, от сердца?   — Конечно. Но мы всё же следим, чтоб быть, что называется «в контексте». В фарватере. Арт Кейли в первую очередь фолк-группа. И мне будет неуютно, если программа будет слишком рОковой, хотя я очень люблю рок-музыку, настоящую – английскую, американскую. Самое главное в этой музыке – первозданность, искренность и чистота. Рок-музыка для меня в классическом виде абсолютно чиста, лишена фальши. Это очень важно! 
- Есть понимание что о вас думают исконно кельтские «тамошние» группы? Была возможность пообщаться с ними об этом?  
— Сейчас напрямую и не обязательно общаться, хотя у нас и такой опыт имеется, – есть твиттер, фэйсбук… Мы есть в сети. Нас крутят по интернет-радио в Шотландии, в Англии. И никто не делает акцент на том, что «Арт Кейли» — группа из России. Нет у музыки национальность.
Что такое дух филфака? Это фальшь. С детства пытался от этого дистанцироваться. Из-за этого не люблю русский рок. Потому что в нём очень много наносного, позёрства, неоправданного страдания на пустом месте, которое я вообще не понимаю.
— Один мой хороший близкий друг когда-то сказал: «Я гражданин мира». Тебе это близко?  — Отчасти. Но я русский. И как русский как раз и более восприимчив к «чужому». Никто же не спрашивает – почему всё-таки Пушкин написал например «Маленькие трагедии», а не посвятил всё своё творчество русской деревне? У меня есть один знакомый подросток, который говорит: «Пушкин же «блэк»! А кого-нибудь смущает, что самый главный русский поэт – «блэк»?
- Группа «Арт Кейли» создана аж в 1998-м году. Как это было? 
 - 98-й год – год расцвета кельтомании в Москве, Питере, Новосибирске… Был ажиотаж. Помню, в те времена всегда залы забивались до отказа на «кельтских» концертах.  — Ты поддался ажиотажу?  — Нет, я любил эту музыку, ходил на эти концерты и познакомился с ребятами из группы «Si Mhor» («Жители холмов»). Они мне особенно понравились тем, что в них не было этого дурацкого духа филфака, который я терпеть не могу.  — Что ты имеешь в виду?  
— Что такое дух филфака? Это позёрство. С детства пытался от этого дистанцироваться. Из-за этого не люблю русский рок. Потому что в нём очень много выдуманного, неоправданного страдания на пустом месте, которое я вообще не понимаю. А «Si Mhor» — это были ребята, которые из себя не строили ничего. Люди играли с удовольствием, и народ ходил с удовольствием слушать. Да, и там было половина зала «филфака», но даже они как-то преображались. И я подумал – надо же! Ребята играют то, что я слушаю, то, что хочу слушать! Я музыкант, но пианист по образованию. И мне захотелось чего-то другого. Тогда я и увидел афишу Инны Желанной, которая выступала в московском Доме Художников. На афише этой была фамилия человека, выступавшего с ней, а под фамилией – список инструментов. Я просто офигел. И говорю Ивану (А.Т. – Ивану Смирнову) – мне нужен этот человек позарез! Я к тому моменту уже писал музыку, но определённых инструментов, которые слышал и понимал, что они нужны мне, как раз и не хватало. В частности – лоу-вистл (А.Т. – ирландская флейта). И написано, что весь этот список инструментов в руках Сергея Клевенского. Мы пришли на концерт, пообщались. Сергей, оказывается, давно хотел познакомиться с отцом. В общем, всё удачно так сложилось одно к одному. Серёжа, чтоб быть поближе к Ивану, согласился сотрудничать с сыном. (Смеётся.) С этого всё и началось. А потом, поскольку я был дружен с группой «Si Mhor», как-то мы пили пиво на улице с Нилом Хаммондом, англичанином, участником группы на тот момент. И он говорит: «А было бы круто, если б мы взяли и записали диск — сборник композиций российских групп, которые представляют прогрессивное направление в кельтской музыке». Странно звучит, да? Но мы никогда никого не копировали. Не играли эти ирландские «тирли-тирли» только ради того чтобы их играть. Так появился альбом «Кельтомания», для которого мы с Серёжей Клевенским, уже назвавшись «Арт Кейли» записали несколько треков. И я продюсировал этот альбом. В том числе там были композиции «Si Mhor», о которых упоминал неоднократно, и ещё «Telenn Gwad» — это мой кум и друг Олег Бойко. Мы сделали такой концептуальный альбом — сборник. Я в тот момент, чтоб сразу отгородиться от всей этой кельтанутости, толкиенутости, и придумал название «Кельтомания». Хотя в ту пору это было, наверное, слишком дерзко. В угоду «филфаку», которые представляли тогда большую часть аудитории поклонников кельтской музыки, мы должны были назвать альбом например «Три дара богини Дану» или «Похищение быка из Куальнге». А тут им диагноз ставят! Но нам это всё почти сектантство претило. Сейчас, конечно, весь фанатизм прошёл. Легче все к этому относятся. Вот так и началось. С пластинки в 99-м году, которая оказалась исторически важным альбомом для России. (Смеётся.) - Столкнулся с продюсерской деятельностью. Хлеб, говорят, несладок. Каково творческому человеку быть продюсером?  
— Понимаешь, Антонина, в первую очередь была группа людей, которая мне доверяла. И я чувствовал, что у меня получается какие-то такие вещи делать может несколько лучше, чем у друзей-музыкантов. Следующим проектом, кстати, после «Кельтомании» был проект «Гусли русские». И опять, музыканты, которые участвовали в нём — доверили руль мне. У меня не было надежды, что это будет коммерчески каким-то образом освоено. Я не исполнительный, а креативный продюсер. Может быть, просто время ещё не пришло подобным проектам становится коммерчески успешными. Ведь рынка как такового музыкального до сих пор нет – всё формируется. Да, вообще, для музыки в России нет рынка.  
 - А должен быть?  
— Конечно! Ты должен, придя в любой музыкальный магазин, иметь возможность выбрать от минимализма и авангарда до классики. Ведь не только поп-музыка существует! Умная и красивая музыка тоже должна звучать по радио, транслироваться ТВ. И не только одним каналом «Культура». А где интересные концерты? По большому счёту их нет. Они вроде как никому не нужны. Зато почему-то нужны посредственные поп- или рок-концерты. И только они. В общем, короче говоря, рынка нет. Фолк тихонечко развивается в контексте фестивалей, например, типа «Дикой мяты»… Вот только-только сейчас. 
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука