или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
10 октября 2013
0
858

Михаил Смирнов: «Женился на кельтском фолке по любви» (Часть 2)

- Я не буду спрашивать – что означает название. Я поступила умней и, почитав, выяснила, что «кейли» — гэльское слово, которое в Европе и Америке стало общим термином для определённых вечеринок, когда нет заготовленной программы, а просто все собираются и играют в кайф себе и окружающим. Что до слова «арт», то полагаю даже англонеговорящим людям переводить его нет необходимости.
— Да, специфическое слово «кейли». (Улыбается.) Нам нужно было срочно придумать название в ту пору. Это название говорит о принадлежности, что мы играем именно в этом контексте.
- Но ведь название то получается всё равно «для посвящённых»?
— Ну, да. Для «филфака». (Смеётся.)
- Так ты же их не выносишь? 
— А что делать! (Смеётся.) Публика то у меня на большой процент из «филфака» состоит. А не из той публики, что слушает «Кино». Хотя… местами и такое бывает. Сейчас в любом случае поздно менять название. Да и созвучие… Слышат – а! Кейли! Кельтское что-то значит. И не ошибаются! (Улыбается.) И вообще – кейли – приятная штука, имеющая место быть в британской культуре. Кейли-пати. Это ты идёшь потанцевать и послушать народную музыку. Они ж там очень любят народные танцы, это весьма распространено. Кейли – это такая же традиция, как… ну как для нас накачаться пивом в пятницу в чебуречной и потом подраться на дискотеке. (Смеётся.) Грубое сравнение, конечно.
- А возможно ли на твой взгляд привнести культуру вечеринок, умения отдыхать сюда, к нам?
— Не знаю. Всё как-то весьма индивидуально, от человека зависит.
- Но ты же, воспитывая собственного ребёнка, прививаешь ему какую-то культуру?
— Наверное воспитывать ребёнка можно только относительно того, что происходит; не отрицая того, что происходит, а принимая. Но при этом нужно давать какую-то другую перспективу, другую глубину. Тогда человек сам начинает врубаться, разбираться. Необходимо говорить, что ты можешь, допустим, и нажраться на выпускном. Но иметь в виду, что будет похмелье. И оно будет тяжёлым.  — Ты многодетный отец – не каждый решится. На семерых. Как ты воспитываешь детей? — А как ты воспитываешь друзей? Ты же их никак не воспитываешь. Ты их просто любишь.  — То есть ты просто делишься всем, собой – опытом, чувствами… А дальше уже право человека – принимать это или нет.
— Абсолютно так. И ещё – я человек церковный, верующий. И что бы ни случилось – плохое ли, хорошее ли – стараюсь придерживаться какого-то внутреннего мироощущения. Церкви, Таинств, Праздников.  — Значит постулатов? Мне вот, к примеру, посредники между мной и Богом не нужны. И давления я не приемлю. — Поверь мне, я тоже не люблю диктата. Всю жизнь я жил без начальников. Было дело, я недолго работал музыкальным редактором на радио «Vox» в середине 90ых. И с тех пор у меня начальников не было. Ну, кроме папы разве что. А то, что ты говоришь – посредник… Надо просто найти своего человека. Мой духовник – он мой и большой друг, и Отец… Я не считаю его посредником. Он вытащил меня из очень тяжёлой ситуации в жизни кроме всего прочего…
- Музыка для кино – большой пласт твоей жизни и работы. Очень интересно – как это происходит? — У меня есть друг – Серёжа Маховиков. Он актёр. Но познакомились мы с ним вне кино – он делал свой альбом в 96-м году, красивых вещей, похожих на авторскую песню.. И опять получилась история через отца – он нашёл Ивана. А отец всё скинул на меня – сказал, что готов играть на гитаре, но аранжировки делать не будет. Серёже ничего не оставалось делать, как общаться со мной. Иван записал гитару, я сделал альбом аранжировок. Сергею понравилось. И он сказал: «Слушай, а вот тут фильм на студии Горького. Есть молодой режиссёр, я снялся там в одной из ролей». Кино в ту пору было в чудовищно тяжёлом состоянии. И, несмотря на это плачевное состояние, Николай Лебедев снял фильм, который сейчас везде обозначен как образец и канон русского психологического триллера – «Змеиный источник». Вот, благодаря Маховикову эта история и случилась. Он убедил меня, сказав, что альбом его получился крут – много там было киношных интонаций. И стоит попробовать теперь уже для кино написать. В общем, здорово получилось. Тем более, что я тогда был ещё очень молод…
- По возрасту?
— Да, мне было 23. И конечно творчески я был тоже молод и профессионально молод. Рад, что всё случилось. Считаю, что музыка получилась достойная. До сих пор иногда возвращаюсь к каким-то вещам и интонациям из «Змеиного источника». Мне совсем не стыдно за эту работу.
- Значит, писать для исполнения и для кино – разные вещи?
— Абсолютно.
- А от чего больше удовольствие получаешь?
— От музыки. (Улыбается.) Прикосновение к музыке – это то, что мне необходимо. Вот когда порой не дают прикоснуться к музыке – говорят те же телепродюсеры: «Михаил, пишите проще! Пишите народнее!»… Я пытался выяснить – что это значит. А ещё и «образцы для подражания» предоставляют! Мотивация следующая: «Сельская Тётя Маша должна эту тему из фильма суметь напеть! А ещё лучше, Михаил, чтоб она это сыграла на гитаре». И когда это всё ещё преподносится на чудовищных понтах… Тут всё уже сразу понятно.
- И что ты? Отказываешься?
— Отказываюсь. Да и они с удовольствием говорят «до свидания». Единственное, что меня гложет – где теперь денег взять на ближайшие пару месяцев. Но ведь не любой же ценой «бабки»!! Можно было цинично, можно – всю эту еврейско-цыганскую традицию нашу песенную я представляю более-менее, из чего она состоит. Но мне претит. Да и потом – я абсолютно уверен, что есть люди, которую эту музыку для тёти Маши сделают гораздо лучше меня. И от меня ждут эти самые продюсеры – ну, скажи-скажи, что ты не можешь. И в итоге говорю для всеобщего облегчения – да, не могу! Ты же сама прекрасно знаешь, как это происходит!
- Почитала, в частности в соцсети, твои литературные приоритеты: одно из — это классическая русская литература. Здорово. Порадовало.
— Нам с тобой повезло. Нас воспитывали на русской классической литературе тогда. Да и вообще тогда книжки читали. Я очень люблю Толстого, Бунина. И дело не в том, что это преподавали в школе.
- Тебе как с учителями – повезло?
— Ты же помнишь – был переходный момент. Перестройка, все пытались что-то нарыть новое… И меня не выпустила в Шотландию училка по истории, которая была сталинисткой. Рекомендовала «англичанка», а «историчка» упёрлась – нет, только не этот человек! Потому что я брал на себя смелость, видимо меня уже пёрло тогда, как будто я на сцене (Улыбается.), длинные волосы, куча значков, идеологически невыверенные высказывания… Я так ещё и воспитан был – в свободомыслии. Семья у меня такая была. К тому же началась перестройка. И «историчка» вела со мной политические беседы. Как-то она высказалась: «Что, Смирнов, волос длинен – ум короток?» При этом в классе висели портреты Маркса и Энгельса. И я, разумеется, привлёк её внимание к сему факту. (Смеётся.) Конечно, этим очень раздражал.  
- Упомянул семью, воспитание. Про отца уже неоднократно сегодня вспоминали. Но всё же – чуть расширенней хочется.
— В советское время, когда я рос, конечно, многого о своей семье не знал. Воспитан я во многом бабушкой – мамой моего папы. Хотя мои родители в разводе с тех пор, как мне было два года. Но, тем не менее, моя мама не прекратила отношения с отцовской половиной семьи. А семья была весьма антисоветской. Но помимо прочего эта семья была ещё и вышедшей из церковной среды. Мой прапрадед был расстрелян в Бутово, считается священномучеником, у нас есть икона его. Это человек, который оставил свою семью, для того, чтобы семью не терроризировали, чтоб могли жить внутри советского пространства. Парадокс – у него было четверо детей, но он был вынужден их оставить, чтоб им не было слишком худо, а сам погиб. Продолжателем этой духовной линии в нашей семье стал мой дядя, который сейчас очень известен – протоиерей Димитрий Смирнов. Это сейчас он стал столь известен: как у нас шутят в семье поп – звезда. (Смеётся.) А я-то его с раннего детства помню и прекрасно знаю. И он всегда был достаточно артистичен и харизматичен. Это, видимо, черта нашей семьи – узнаётся манера поведения по публичным выступлениям, семейная такая. Я вырос, в общем, в рок-музыке и в православной, нелегальной тогда церкви. (Улыбается.) Моя бабушка и мой дядя купили дом в русской деревне во Владимирской области. И там попытались создать некую такую общину. Не секту, а православную общину. Я, мои братья-сёстры уезжали в деревню на всё лето, а там ягоды, грибы, воздух и домовый храм в сенях. Отец Димитрий был столь смел ещё тогда, что решился на это. И сейчас весьма смел бывает в своих речах. В общем это было здорово!
- Ты можешь сказать – у меня было счастливое детство?
— У меня было разное детство. Но вот эти лета с 76 по 86 год – да, они были очень счастливыми. И ещё одну вспомнил яркую картину. Висели в этом нашем деревенском доме две фотки. Одна – Джон Леннон с Йоко Оно периода примерно 69-го года. А на другой стене висел портрет Солженицына знаменитый – лагерный. А в этой же комнате лампада и иконы. Вот это то, что сформировало меня. Такого, какой я есть сейчас…
- «Арт Кейли» и «Квартет Ивана Смирнова», где ты тоже играешь. И пластинки все аранжируешь. Очень, на мой взгляд, разная музыка. 
— У Ивана – да, конечно, другое. Он как стержень в данном случае.
  - В «Арт Кейли», иначе говоря, ты ведущий, а тут – ведомый?
— Пожалуй, что так. Но Иван с самого начала наших взаимоотношений, чисто творческих, относился ко мне весьма уважительно. Никогда не ставил на место. Он прекрасно знает, что ему нужно, но при этом я же не чужой человек – я же свой! Он мне доверяет, я ему доверяю. И то, что я ему предлагаю, Иван воспринимает так, как будто это от него самого исходит. Сейчас нас трое в коллективе – Ванька (А.Т. – сын Ивана Смирнова, гитарист Иван Смирнов-младший), я и он. Это, знаешь, как дракон с тремя головами. (Улыбается.) Фактически это одно и то же – мы одну энергию качаем. И это очень важный момент. И папа это понимал с самого начала. Так же и я – понимаю, чего хочу, когда прикасаюсь к музыке. Это происходит само по себе. Это просто – происходит!..  
 
 
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука