или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
22 января 2014
0
375

Мир детства в Детском Доме

Особенности детских характеров в ДД имеют свою общую специфику, отличную от «мира детей» в школьных и домашних условиях. Помимо первого и главного обстоятельства — отсутствия родителей, эта специфика связана также с рядом других моментов, перечислю несколько из них (что-то из своего опыта, что-то из Интернета), не претендуя на полноту и профессиональность. Возможно педагогам и психологам, которые «в теме», эти моменты — очевидные и давно известные вещи, для меня же многое стало открытием, и поводом к раздумьям.
Слабость развития. Конечно, дети в ДД, за небольшим исключением, слаборазвитые, есть из коррекционных школ 7-го вида (отстающие в развитии), есть просто «прошедшие мимо» образования и воспитания. В большей степени это заметно среди старших детей (старше 5-6 класса), попавших в ДД в более взрослом и запущенном состоянии. Среди младшего возраста нередки случаи удивительно разумных и адекватных детей, которые с готовностью и легко отзываются на предложения узнать или научиться чему-то новому.
Слабая ориентированность на будущее. Дети, даже старшеклассники выпускного года, живут сегодняшним днем, не задумываясь, как будут жить завтра, за стенами своего временного прибежища. И что страшно, привыкая к такому своему иждивенческому образу жизни и выходя из детдома, они психологически готовы сменить одно государственное обеспечение на другое: детдомовское на… тюремное.
Заниженная самооценка и слабая психологическая самоидентификация многих детей. По выражению специалистов: «эмоциональная уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе». Это, прежде всего, относится к детям инфантильным, «ведомым», чем к детям с лидерскими качествами. Поведенческая неосознанность и несамостоятельность… Дети почти никогда не готовятся к тем или иным возникающим жизненным задачам, а всегда действуют импульсивно, «по ситуации». Покидая ДД, они во многих случаях легко меняют положительное «сколько было возможно» воспитательское влияние, на криминальное или на алкоголе-наркозависимое.
Ослабленная способность привязанности, к теплым чувствам по отношению к взрослым, к сверстникам, к предметному миру. И неспособность объединятся с другими для решения каких-то целей, радоваться вместе с другими. Каждый за себя! Вот типичный пример. Взрослый дает ребенку апельсины и говорит: иди раздай в своей группе. Большинство школьных детей откликнутся на это предложение с готовностью, даже с радостью. Здесь же следует ответ: нет! возьму свой, а другие пусть приходят сами.
Ну и конечно, общая неуравновешенность, возбудимость, импульсивность, неуправляемость поведения, характерная особенно для мальчиков среднего и старшего возраста. Причем на постоянном негативном фоне бывают и неожиданные всплески такой неуправляемости. Один из преподавателей, например, заметил, что его группа особенно неуправляемой становится в дни… полнолуния. Но скорее здесь возможны какие-то совпадения индивидуальной психопатологической цикличности детей, о чем, наверное, знают профессионалы этой области.
Неуравновешенность и неразборчивость во вкусах детей сегодня, в насыщенном «низкопробным контентом» мире (с его телевидением, компьютерными играми, интернетом), кажется, становится «бичом» и школьных детей. Что уж говорить о детдомовских детях. У них неустойчивость психики возникает в большей степени по иным причинам: от неблагополучных семей, от того «дна», из которого они были «подобраны». Но в ДД, они тоже быстро привыкают к низкопробной телевизионной и интернет продукции, даже если были лишены ее раньше. Единственные телепрограммы, которые они желают и способны видеть, как правило, – «незамороченные» серьезностью телепродукты каналов «СТС» и «ТНТ», а единственные игры – бесконечные трехмерные «стрелялки». 
Конечно эта неуправляемость имеет свои пределы, дети чувствуют некие рамки за которые переступать нельзя, да и воспитатели ведут свою трудную работу, удерживая детей от неправильного поведения, привлекая их к полезным занятиям. Например, заставляя старших детей делать презентации в PowerPoint о губительности вредных привычек и многое другое. Но это весьма непростая задача — воспитывать детдомовских детей. Старшие дети прекрасно сознают свое право на непослушание, на то, что с ними, пока они здесь, будут нянчится бесконечно, и остается только одно: долго и терпеливо упрашивать и договариваться.
Впрочем, есть одно характерное качество детдомовских детей, которое при благоприятном повороте событий, реально может перевесить все остальные, уничтожая их фатальную силу! Это способность детдомовских детей (развитая в гораздо большей степени, чем у школьных детей!) быстро приспосабливаться, адаптироваться к новой ситуации, менять свою «систему координат» и программу поведения, — попадая в кардинально другую обстановку. Что часто и происходит, когда из ДД дети попадают в СЕМЬЮ, где они, спустя небольшой срок, заботами терпеливых приемных родителей превращаются для них из источника тревог и опасений - в источник РАДОСТИ.
Потому усыновление, поиск усыновителей – важнейшая и часто почти единственная действенная мера для спасения детства в Детском Доме, для окончательного выправления израненных детских душ. Это задача для неравнодушных людей.
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука