или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
11 февраля 2014
0
1 578

Мистические видения Гургена Абгаряна

Так устроено наше восприятие, что все на свете мы сравниваем. Получается, что и художника нам легче постичь, сравнивая его с другим художником, чем понять и принять его таким, каков он есть. Но в тот момент, когда наши шаблоны перестают работать, мы становимся бессильны. И в случае Гургена Абгаряна это именно так.
Что мы видим в художнике и что он хочет показать нам?
С учетом парадигмы системного подхода мы настроены увидеть в человеке рисующем художника, что называется, кадрового, а то и потомственного. Пусть это будет человек, решаем мы, прошедший этап за этапом художественную школу, училище им. Грекова и другие, более высокие ступеньки соответствующих институций. Человек, поднявшийся по лестнице искусства, упорным трудом заслуживший право на творчество. Готовый это право доказать – дипломом.
Но Гурген не укладывается в эту схему. Он не учился в училище. И у него нет диплома о художественном образовании.
И тогда у нас возникает другая картинка. Мы хотим видеть в художнике самоучку, который пошел по пути Тарантино: известно же, что тот учился делать фильмы, просто смотря кино. Хотим видеть в художнике бунтаря, идущего против течения, возможно, подверженного пагубным порокам. Нам и невдомек, что, по сути, мы ставим этого художника на ту же самую лестницу, что и в первом случае. Только теперь он по ней не поднимается, а спускается, буквально скатывается вниз.
Но и эта схема не подходит для Гургена Абгаряна. Он совершенно не маргинален. У него есть постоянная работа.
Да, он рисует с самого детства, но не учился этому. Самоучкой в понимании Тарантино его тоже не назвать. Абгарян не набивал руку, пробуя копировать картины мастеров древности. Он просто рисовал так, как ему это нравилось. Карандашом на ватмане. А сюжеты картин брал буквально из головы.
И тут мы подходим к самому интересному и важному. Дело в том, что Гурген Абгарян ТАК ВИДИТ. Эта фраза, ставшая расхожим оправданием для модернистов, в его случае обретает совершенно другой смысл. Я бы сказал, прямой. То есть художник не говорит нам, что обладает неким уникальным и непонятным восприятием мира. Он показывает те картины, которые посещают его сознание. Это очень важный момент.
То, что мы обычно видим на картине, является отражением внешнего мира и, как правило, существует в реальности как предмет. Пример. Вот художник талантливо нарисовал дом. Теперь мы воспринимаем картину, смотрим на дом его глазами. Но при желании мы можем пойти, найти этот дом и увидеть его сами. Можем прикоснуться к нему. Дотронуться.
До видений Гургена Абгаряна дотронуться нельзя. Они нигде больше не существуют, кроме его головы. И уникальность этого художника в том, что свои прозрачные и бесплотные видения он облекает в материальную форму, дает им жизнь.
Иногда картина появляется под влиянием музыки. Иногда возникает, когда художник созерцает чье-то лицо, при том что портреты в творчестве Абгаряна являются редким исключением из правил.
«Видения появляются по-разному, иногда – в состоянии покоя, иногда – в состоянии нервного напряжения. Я могу просто смотреть на дерево, и видение появляется. Когда видение приходит, я его записываю, а потом, когда читаю, оно снова появляется передо мной», – говорит художник.
Важно и то, что, в отличие от своих собратьев, Гурген Абгарян не руководствуется эстетическими категориями. Иными словами, он не оценивает свои видения с точки зрения красоты. Он просто старается передать их максимально точно и достоверно.
В какой-то степени его можно было бы назвать документалистом, вот только речь идет не о привычной нам реальности.
При этом Абгарян оставляет зрителю свободу выбора в интерпретации этих видений и способе их восприятия, и пояснять свои картины художник считает излишним.
«Я могу написать, как и откуда что-то появилось, но каждый все равно будет смотреть и видеть свое. Кому-то понравится, кому-то – нет», – говорит автор.
В итоге, одни пытаются анализировать работы и, что называется, «разложить по полочкам», другие – воспринимать ассоциативно и цельно. И то, и другое – правильно.
Помните о том, что всегда есть еще один способ – ваш собственный – воспринимать искусство. Впрочем, как и реальность.
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука