или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
25 января 2014
2
3 631

«Многие мероприятия приходят в Казань и мутируют в Сабантуй»

В декабре на культурной карте Казани появилась новая точка — Центр Современной Культуры «Смена». Первое же мероприятие, книжная ярмарка интеллектуальной литературы, вызвало большой интерес у местной публики. «Филистер» поговорил с арт-директором проекта Кириллом Маевским, который рассказал о работе «Смены» и о том, почему у них никогда не состоится мероприятие под вывеской «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
— Есть ли в названии «Смена» какое-то значение, или это просто красивое слово?
— Название долго тянулось за некоторыми участниками «Смены». Когда-то мы хотели делать интернет-газету с таким названием, Роберт (Роберт Хасанов — художник, один из основателей «Смены» — ред.) хотел открывать бар. Но везде по тем или иным причинам оно не подходило, а тут подошло.
— Почему?
— Есть люди, которые к слову «нэйминг» относятся, как к слову «мама». Для них оно является чем-то генеральным в жизни. Такие рабы нэйминга. А мне, когда человек начинает говорить какие-то доводы в пользу названия, хочется затыкать уши и тараторить абракадабру. Естественно, мы можем привязать к «Смене» какое-то значение или философию, но оно того не стоит.
— То есть менять вы ничего не собираетесь?
— Тут скорее подойдёт слово «дополнять». Попытаемся дополнить жизнь города и сделать из нашего проекта культурную точку на карте России.
— Вы ориентировались на московские центры — «Винзавод», «Гараж»?
— Нет, скорее мы ориентировались на форматы столичных мероприятий. Некоторые из них мы переделываем, некоторые берем готовыми. Никакого исследования,«бизнес-мониторинга ивентов», как это принято говорить, у нас не было.
— Те же самые центры современной культуры в Москве не приносят прибыли, максимум — самоокупаются. На что в экономическом смысле рассчитываете вы?
— На самоокупаемость, как минимум. Путей много: аренда, мероприятия, входные билеты. Будем расширяться — планируем задействовать всё здание. Например, мы хотим открывать бар-музей на первом этаже. У нас есть японское и итальянское оборудование 30-х годов с завода «Искож»: станки, кран-балки, шильдики. Мы планируем включить их в интерьер вместе с картинами на «заводские» сюжеты. Сейчас видно, что человек проходит галерею за полчаса максимум — смотрит картины, идёт в книжный. Видно, что ему хочется ещё здесь провести время, но мы ему пока ничего предложить не можем.
— Сейчас «Смена» представляет из себя только галерею и книжный магазин, причём книжный — это твоя инициатива. Как давно ты хотел его открыть?
— Приблизительно год назад я приступил к первым шагам в поисках помещения для книжного магазина.
— Какие книги ты продаёшь в книжном? Это твои личные предпочтения?
— Там продаются книги как независимых, так и некоторых вполне «зависимых» издательств. Сложно назвать независимым издательство, где главный редактор Ирина Дмитриевна Прохорова или Глеб Олегович Павловский. В каком-то смысле есть и мои предпочтения. Допустим, мы делали акцию: покупаешь «Манифест коммунистической партии» — книга в подарок, или выделили для книг Эдуарда Лимонова отдельную полку. Наши вкусы понятны и по тому, что выложено на столе. Многое из этого я прочитал сам, иногда доверяюсь издательству или аннотации.
— У галереи или у книжного есть своя аудитория, которую можно описать?
— Нет, такого портрета пока нет. Конечно, перед открытием мы условно обозначали для себя целевую аудиторию, но сейчас мы не можем сказать, что ходит молодежь, дамы в норковых каракулевых шапках или любители смуззи.
— А они разбираются, допустим, что покупать, когда приходят в книжный?
— Я иногда ставлю эксперимент — задаю вполне привычный для многих вопрос: «Вам что-то подсказать конкретное?» Но этот вопрос родился не из какого-то менеджерского или эффективного сознания, а исключительно из любопытства. Большинство отвечает что-то вроде «Нет, мы просто посмотреть». То есть, в большинстве своем, люди приходят без каких-то предпочтений.
— Какая ценовая политика у книжного?
— У нас наценка 50% от стоимости книги, она рядовая, почти как у всех независимых книжных магазинов.
— А у сетевых какая?
— Я не знаю, какая наценка в больших книжных — она сильно зависит от конкретной книги, издательства, — но подозреваю, что 100-150%.
— Кто придумывает идеи для мероприятий? Любой в команде может предложить?
— Да, любой, решаем коллективно. Пока не было такого, чтобы мы устраивали коллоквиум. Основной принцип наших ивентов — чтобы это был новый формат для Казани. Либо не новый, но правильный, потому что многие мероприятия приходят в Казань и мутируют в Сабантуй. Например, в Казани проходило мероприятие «Открой рот», имеющее вполне алкогольный формат, а у нас оно было в «Циферблате» — дальше уже и говорить не о чем.
— Какое мероприятие вы бы не стали проводить?
— Сложно сказать. Мы никогда не станем делать ретроспективы, кинопоказы — то, что показывают уже во всех подъездах. Нам далека политика того же «Циферблата» — политика Булата Окуджавы: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». То есть всех этих душевных помоев, которые вы видите повсеместно, в «Смене» не будет. Конечно, у нас нет такого алгоритма, в который мы вгоняем мероприятие, щелкаем «старт», получаем какие-то проценты и по шкале определяем, проводить его или нет. Всё очень ситуативно, но мы изначально понимали, какие мероприятия хотим делать, и все понимают, почему то или иное мероприятие стоит или не стоит делать.
— В «Смене» будет какой-нибудь совершенно новый формат мероприятий?
— Мы не хотим никого обманывать — в большинстве своём у нас форматы, которые придумали не мы. Например, мероприятие посвященное осмыслению феномена популярности сериалов в массовой культуре. Мы взяли его у философского журнала «Логос». Собственно, из его редколлегии мы и везем ряд спикеров. Тот же «Театр.doc» уже был в Казани в China-Town Cafe, но у нас будет еще один их спектакль, которого здесь не было. Выступления Бориса Куприянова и Михаила Котомина — это вообще классический формат лекций. В первую очередь мы будем привозить тех, кто интересен и нам, и тем, кто впервые услышит его фамилию в анонсе — как говорит Павел Пряников — «честным людям».
— Но есть риск, что на неизвестного лектора никто не придёт.
— Придут.
— Сложно привезти лекторов в Казань?
— Почти все, кого мы привозим, являются нашими знакомыми или друзьями. Сложность только в том, что у них не очень много свободного времени.
— Можно ли вам рассчитывать на помощь государства, допустим, того же Министерства культуры?
— Не знаю. Тут нам недавно позвонили из префектуры, оказывается, они обиделись, что мы их лично не позвали. Недавно мы разработали официальный бланк, там и «Смена» написано, и шапка есть, и прочее. Не хватает только бумаги из папируса. Так что теперь будем звать всех.
Субботний Рамблер
Рекомендации
За такими нишевыми культурными проектами будущее. А не за активно субсидируемыми государством фестам.
Хотите хипстеров выращивать в Казани? Да не нужны они там. Там и так все в порядке с прогрессивной молодежью.
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука