или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
1 марта 2014
0
2 005

Молчание порнозвезд: бессловесность в массовой культуре

фрагмент из второго издания моей монографии, посвященной феномену порно в современной массовой культуре. Выход книги запланирован на май — июнь 2014 года. В данной публикации часть сносок скрыта. Комментарии и замечания приветствуются. 
Если на заре своей истории порно, особенно – в американской версии, стремилось позиционировать себя как искусство с протестным потенциалом, то к 2010-м годам ситуация в значительной степени изменилась. Герои и создатели порно-контента предпочитают не протестовать, а элементарно заниматься сексом. Комментируя эти процессы, американские критики подчеркивают, что порно трансформировалось в «предмет потребления с претензиями на искусство не бóльшими, чем бессмысленные подростковые шоу» [1].
Порно, вероятно, содействует еще большей трансформации современной культуры на путях массовости, ее превращению в культуру именно потребления, немого и молчаливого процесса, заставляющего женщину молчать [2], в котором важно само потребление, а не вероятный и возможный акт коммуникации между производителем / создателем условно культурного порнопродукта и его потребителем / рецепиентом. В подобной ситуации порно перетекло в сферу почти бессловесного и немого искусства. Именно поэтому, речь и вербальный акт в современном порно почти полностью вытеснен движениями и передвижениями, сменами поз и позиций, построенных на примитивной моторике: сидя, стоя, лежа, «раком», в офисе, в квартире, в сауне, в подъезде.… В этом отношении порно в значительной степени способствует унификации, усиливает несомненные тенденции к унификации [3] в рамках современной массовой культуры, окончательному вытеснению уникального / единичного / случайного серийным / массовым / унифицированным. Современная порно культура – это нередко культура, основанная на доведенной до максимализации изоляции отдельного индивида от общества. В этом отношении порно – это культура индивидуализации, формой которой следует признать мастурбацию. Для большинства порно-роликов и порнофильмов, доступных в интернете, характерна женская мастурбация [4].
Мастурбация, хотя и предполагает индивидуальный интимный акт, тем не менее, большинство порносюжетов основано именно на разрушении этой интимности / индивидуальности. В Интернете доступно огромное количество порно, отражающего те или иные формы мастурбации. При этом некоторые европейские порно-актрисы настаивали на том, что мастурбация в кадре представляет собой исключительно инициативу режиссера. Леа де Мае, например, подчеркивала, что мастурбирует «только перед камерой» [5]. В значительной части порно-роликов девушка, занимающаяся мастурбацией, как правило, обнажена. Нагота [6] в подобном случае имеет важное символическое значение. Анализируя феномен современного порно, можно выделить несколько форм виртуализации мастурбации. Первая форма – это собственно женская мастурбация, вторая – прерванная / незавершенная мастурбация. В современном интернете доступно огромное количество подобных роликов, что свидетельствует об определенной варваризации общества потребления.
Американский психиатр Джэймз Хилмэн, комментируя феномен мастурбации, подчеркивал, что именно «у нецивилизованных народов мастурбация является наименее преследуемой сексуальной практикой» [7]. В этом контексте ролики, демонстрирующие мастурбацию, представляют форму относительно легкого или облегченного порно, которое, тем не менее трансформируется в другие проявления современной порно-культуры. Разрыв сюжета связан с появлением персонажа противоположного пола, как правило – мужчины, который склоняет застигнутую девушку к занятию сексом.
В подобных случаях половой акт играет роль своеобразного наказания, что ведет к виктимизации порно и появлению новых (в узко ограниченных рамках сюжета) социально-культурных ролей – жертвы и господина. Третья форма представлена т. н. mano job – коллективными актами мастурбации, в которых участвуют, как правило, мужчина и девушка. В этом контексте мастурбация обретает некий универсализм. По мнению Дж. Хилмэна, мастурбация может «предшествовать, идти параллельно или помогать гетеросексуальной активности» [8]. В подобных роликах девушка нередко играет роль жертвы, а само ее участие в акте есть форма социального подчинения и гендерно-культурного доминирования партнера.
Женская мастурбация в ряде случаев является формой феминизации порно [9], попыткой утверждения женской самодостаточности, основанной на женском бунте / протесте против биологической предрасположенности к сексу. Мастурбация в современном порно – это своеобразный секс на холостом ходу. Смена поз и совокупность движений призваны, вероятно, удовлетворить потребителя порно-культуры, а не самих участников процесса. На смену спариванию с мужчиной приходит спаривание с собой или спаривание с камерой, что фактически трансформирует индивидуальную интимность в массово наблюдаемый акт, оказывая влияние на трансформацию пространства в виде его почти повсеместной сексуализации.
Важной особенностью современной Интернет-версии порно является ее определенная близость к «немому кино». Герои современного порно почти не говорят. Аналогия с «немым кино» кажется более оправданной, если принять во внимание, что значительная часть сцен в качестве звуко­вого фона имеет музыкальное сопровождение. В том случае, если актеры все-таки говорят в кадре, то большинство реплик не отличается разнообра­зием и (если действующие лица говорят по-английски) сводится к жела­нию / необходимости «fuck me now», «fuck my ass» или «fucking again».
Характерным является и позиционирование порно-продукта в Интернете для потребителей. Ролики могут сопровождаться описанием, которое должно стать предметом самостоятельного исследования. В целом, внима­ние может акцентироваться на развязанном / развратном поведении акте­ров и сводится, например, к «Janie Summers is another super hot babe we found ready to get naked, down, and dirty with us on camera. We had a lot of fun fucking this hottie and her pussy was very tight, gripping our cock like a vise until we filled her mouth up with spunk» [10] или «My animalistic instincts and dark desires awaken as the twilight shades fade away. I feel the energy in me, the blood running through my veins, expanding the intensity of the sensa­tions I feel, the soft murmurs of the trees, the rough touch of the wicker-chair on my tighs. I feel myself confident, sexy and irresistible» [11].
В том случае, если описание дается на русском языке, то оно не всегда стилистически и грам­матически правильно: «Пацань жестка трахает однокласницу у нее дома» или «Парен жестка трахает Наташку рачком у себе дома» [12]. Редакторы сай­тов, содержащих порно-контент предпочитают использовать т. н. эрратив­ный язык [13], что может означать не только разрыв с классической тради­цией использования языка, но и ориентир на определенную целевую ауди­торию, способную воспринимать именно эту версию русского языка.
Другая особенность Интернет-версии порно-культуры проявляется в интерьере, в котором протекают / совершаются действия. По мнению ряда авторов, создатели порно явно испытывают некоторые проблемы с фантазией, в результате чего конечный продукт «выглядит обывательски… в духе представлений служащего отдела рекламы» [14]. Будучи в некото­рой степени проявлением протестной культуры, большинство действий порно происходят именно в интерьерах, порожденной этой формой куль­туры. Место действия порно не отличается значительным разнообразием. Это – не постель, которая ограничивает возможность маневра для актеров. Ложе явно не располагает к тому, что П. Клепец определяет как «креатив­ную свободу в порнофильме» [15]. Порноролики, доступные в Интернет-про­странстве, предусматривают почти полное отсутствие стен, что подразуме­вает открытость протекающего процесса для потребителя продукции порно-культуры. Если стены присутствуют то, они призваны очертить те пределы, в рамках которых протекает акт.
С другой стороны, стена может использоваться как пространство для закрепления «эротических игрушек», что подчеркивает зависимость чело­века от индустрии: акт, апеллирующий к биологической природе человека, в подобной ситуации оказывается нереализуем без технических достиже­ний. Если на раннем этапе развития порно-культура могла нести в себе элементы протестного содержания, то современный этап ее развития, как полагают американские исследователи «фильмов для взрослых», протест­ного контента почти лишен. Линда Вилльямз подчеркивает, что «в кадре “коммерческого плана” работающий вхолостую пенис конденсирует все принципиальные характеристики позднего капиталистического, ориентиро­ванного на удовольствие потребительского общества – удовольствие как бесплодный оргазм, как неспособность истинно насладиться богатством и природой, что, в свою очередь, свидетельствует о закате фаллократии и ставит в повестку дня зарождение экономики, основанной на иной сексу­альной политике»[16]. Таким образом, протекание акта почти всецело подчи­нено логике бизнес-плана, что существенно сокращает биологический, природный и протестный потенциал кино-продукта, создаваемого в рамках порно-индустрии.
Среди порно-продукции выделяется та, где действие не локализовано в рамках строго очерченного пространства. Один из роликов компании bangbros.com построен по принципу «путешествия», где «герой» переме­щается по пространству современного города [17] вместе с двумя актрисами. Роль интерьера играют «элементы системы социокультурной деятельно­сти» [18], представленные городскими улицами, строительной площадкой, на­бережной, берегом океана.… С другой стороны, само действие локализо­вано в рамках комнаты, что нивелирует роль городского ландшафта даже не до уровня фона, а выставляет его за пределы пространства.
По прин­ципу путешествия построен и сюжет порно-ролика «Gianna-Busty Loads», в котором действуют три человека. Среди героев символична фигура води­теля, который играет роль пастыря для парочки, занимающихся сексом на заднем кресле автомобиля. Действующие лица этого ролика вступают не только в акт сексуальной коммуникации между собой, но и социально взаимодействуют с посетителями и сотрудниками придорожного магазина. Позднее действие продолжается во дворе дома – не ясно, принадлежит ли он кому-либо из героев или занятию сексом в публичном месте ими прида­ется символическое значение нарушения границ чужого пространства [19]. Во время финальной сцены за актом, в который вступают герои, наблюдает по меньшей мере один зритель – водитель, (одетый в майку с символикой по­пулярного персонажа массовой культуры – супермена), который словно санкционирует действия актеров, покровительствуя им.
Большинство сюжетов порнофильмов и порнороликов локализовано в гостиных, совмещенных с кухнями, кабинетах, ванных комнатах, общест­венных и школьных туалетах на фоне однотипной серийной техники – ксероксов, факсов, компьютеров, сливных бачков. Из этой серийности вы­бивается туалетный ёршик или урна, иногда попадающие в кадр. Правда, на современном этапе американская порно-традиция трансформируется и начинает использовать сюжеты, заимствованные из фантастики или фэнтази, мира компьютерных игр [20], формируя «новую секс-одержимость» [21], основанную на сексе… с динозаврами и прочими доисторическими существами. В случае, если мы сталкиваемся со студийным продуктом, то интерьерный диапазон более разнообразен – от берега моря / бассейна особняка / горных склонов до комнат, где непременными атрибутами интерьера являются зеркала и мебель, призванная подчеркнуть статусность пространства.
В ряде случаев пространством становится пространство общественное, например – общественный туалет, что, с одной стороны, указывает на определенную всяедность культуры для взрослых, а, с другой, на ее сюжетную узость и ограниченность, о чем, в частности, пишет Г. Сабакин: «снимали ролик на тему туалетного секса. Одним дублем получилось, двадцать минут всего ушло времени. Сюжет – глупее не придумаешь, но какой уж заказали. Сидит дамочка на унитазе (разглядывает ногти свои при этом), – непонятно, то ли срет, то ли ссыт. Типа, зритель должен быть заинтригован. Какая интрига, к чертям собачьим, – раз долго сидит, значит, хезает, что тогда в ситуации сексуального? А запереться как бы забыла. Понятное дело, что входит чел. И без лишних слов имеет ее в полость рта. Все просто и без изысков. Завершается, как обычно, гримасничаньем в камеру и размазыванием спермы по моське, и зритель так и остается в непонятках, – что же дама там восседала и какие у них с товарищем отношения, коли так все запросто» [22].
Неким куль­турным сигналом может быть и картина с изображением Великой китай­ской стены, и абстрактная живопись, и египетские папирусы, но и они яв­ляется не более чем фоном, подчеркивающим серийность продукции, соз­данной в рамках порно-индустрии. Серийность становится более очевид­ной, если действие протекает в комнате, стены которой декорированы пла­катами и страницами из календарей с изображением обнаженного тела. Действия могут происходить и на стройплощадке, на фоне щита с надпи­сью «Road work ahead». С другой стороны, если действие протекает в ка­бинете, камера может остановиться на американском флаге или другой го­сударственной символике, появление которой можно воспринимать как своеобразное отторжение официальности или же почти ее осквернение.
Особенность интернет-версии порно состоит в альтернативности, ко­торая имеет два уровня – альтернативность Интернета порно-фильмам на DVD (подобный тип альтернативности может быть чисто техническим: домашнее видео, размещенное в Интернете, предстает как альтернатива продукции порноиндустрии [23]) и альтернативность порно-культуры магист­ральным культурным трендам, хотя это не означает того, что порно и клас­сическая культура не пересекаются. Развитие порно привело к сексуализа­ции классического культурного пространства. Другая форма альтернативности современного порно связано с тем, что оно пытается брать на себя определенные социальные функции и обязанности [24], позиционируя себя, таким образом, не как маргинальную околокультурную сферу, но как полноценный сегмент культуры, который несет социальную ответственность.
Шведская исследователь­ница А. Хирдман полагает, что сексуализация является «процессом интер­претации культурного и исторического значения как сексуального» [25]. Евро­пейскими студиями снято несколько порно-версий мировой литера­турной классики от «Декамерона» до «Гамлета», а один из ранних порно-актеров Дж. Гиллис, по воспоминаниям американского исследователя мас­совой культуры Р. Корлисса, в кадре цитировал У. Шекспира [26}.
Порно инте­ресно как проявление культурной альтернативности. С другой сто­роны, культурная альтернативность имеет и другие измерение: порнопро­дукция фигурирует как альтернатива массовой культуре, точнее – ее от­дельным наиболее знаковым продуктам. В данном случае речь идет о пор­новерсиях канонических образцов современной кинопродукции. Фильмы типа «Клеопатры» и «Гладиатора» породили серию альтернативного пор­нопродукта, доступного в сети
1.Бакиќ А. Порнографски вредности / А. Бакиќ. – (http://okno.mk/node/32858)
2.Славов И.  Стандартизация, унификация, деперсонализация / И. Славов // Славов И.  Модерната скука / И. Славов. – София, 2006. – С. 87 – 97.
3.О мастурбации / онанизме в контексте развития культуры см.: CornogM. TheBigBookofMasturbation: FromAngsttoZeal / M. Cornog. – SanFrancisco, 2003; LaqueurT.W. SolitarySex: ACulturalHistoryofMasturbation / T. W. Laquer. – NY, 2003; Кон И.  Новое о мастурбации / И. Кон. – (http://www.pseudology.org/Kon/Zametki/NewMasturbation.htm); Кон И.  Мастурбация – душевная болезнь или метафора творчества / И. Кон. – (http://sexology.narod.ru/publ020_3.html)
4. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СНОСКИ БУДЕТ ДОСТУПЕН В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
5.О символическом значении наготы / обнаженности см.: Нагота и ее функции в славянских ритуалах // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / ред. Н. И. Толстой. – М., 2004. – Т. 3. – С. 355 – 359. 
6.Хиллман Дж. К архетипической модели торможения мастурбации / Дж. Хиллман. – (http://www.maap.ru/library/book/190/)
7.Там же. — (http://www.maap.ru/library/book/190/)
8.Опроблемахсложныхотношенийивзаимосвязеймеждупорноифеминизмомсм.: Boyle K.  Feminism without men: feminist media studies in a postfeminist age / K. Boyle // Mass Media and Society / eds. J. Curran, M. Gurevitch. – London, 2005; Feminism and Pornography / ed. D. Cornell. – Oxford, 2000.
9. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СНОСКИ БУДЕТ ДОСТУПЕН В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
10.ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СНОСКИ БУДЕТ ДОСТУПЕН В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
11.ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СНОСКИ БУДЕТ ДОСТУПЕН В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
12.Гусейнов Г.  Берлога веблога. Введение в эрратическую семантику / Г. Гусейнов. – ()
13.ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СНОСКИ БУДЕТ ДОСТУПЕН В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
14.Klepec P.  Dobičkonosne strasti. – S. 106.
15.ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СНОСКИ БУДЕТ ДОСТУПЕН В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
16.О городе как фоне сексуального акта и о городе как коллективном участнике акта в теоретическом плане см.: Топоров В.  Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте / В. Н. Топоров // Исследования по структуре текста. – М., 1987. – С. 121 – 132. 
17.Матвеев А.  В. Традиционная культура путешествия. Общие вопросы / А. В. Матвеева // Народная культура Сибири: Материалы X научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. – Омск, 2001. – С. 225. 
18.Офеноменеграницывпорно-культуресм.: Eisenberg B.  Marking Gender Boundaries: Porn, Piss, Power Tools / B. Eisenberg // Gender and Work in Today’s World
19.ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СНОСКИ БУДЕТ ДОСТУПЕН В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
20.ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СНОСКИ БУДЕТ ДОСТУПЕН В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
21.​ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СНОСКИ БУДЕТ ДОСТУПЕН В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
22.ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СНОСКИ БУДЕТ ДОСТУПЕН В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
23.Об этом измерении альтернативности порно в контексте неприятия диктата со стороны крупных производителей см.: MasonM. ThePirates’ Dilemma. How Youth Culture is Reinventing Capitalism / M. Mason. – NY., 2008.
24.Додека вие гледате порно филмови… – (http://tocka.com.mk/8/102939/dodeka-vie-gledate-porno-filmovi)
25.Hirdman A.  Mirrored Masculinity? – P. 8.
26.Корлисс Р.  Когда у порно был шик / Р. Корлисс. – (http://www.adultreview.ru/news.aspx?id=3240
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука