или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
29 января 2015
0
7 710

10 популярных мифов о мозге

Деятельность человеческого мозга окружена огромным количеством популярных мифов. Вот 10 самых распространенных – берем на заметку и не верим околонаучным слухам!
Миф 1. Мы используем лишь 10% нашего мозга
Начнем именно с этого мифа – он распространен больше всего (привет создателям нашумевшей киноленты «Люси»), а цифра 10% вообще весьма условна. Скорее всего, своим появлением он обязан американскому психологу Уильяму Джеймсу, чьи работы относятся к началу 20 века. 
Джеймс утверждал, что «среднестатистический человек редко достигает небольшой доли своего общего потенциала». Высказывание слегка изменили, добавив выражение «10 процентов мощности», а затем и его заменив на «10 процентов мозга».
Миф 2: С возрастом мозг работает хуже
Некоторые характеристики мозговой деятельности с годами лишь совершенствуются – сюда относятся, например, расширение словарного запаса, понимание языка, критическое мышление, контроль за эмоциями.
В соответствии с недавними исследованиями, одним из рецептов против «старения» мозга может стать внимательность и осознанность: участники эксперимента прошли восьминедельную программу осознанного контроля за стрессом, в результате чего ученые обнаружили у них увеличение серой массы в кластерах, контролирующих эмоциональные и когнитивные функции.
Миф 3. Повреждения мозга имеют необратимый эффект
Несмотря на то, что от сильных повреждений мозг иногда и правда может не восстановиться до конца, функции, обеспечиваемые поврежденными долями мозга, способны улучшаться, а нейронные связи могут восстанавливаться, хотя поврежденные нейроны воссоздаваться не способны. 
При повреждении нейронов, мозг может «перепрограммировать» реализацию утраченной функции. Так, например, за речь при повреждении соответствующего участка может начать отвечать другая часть мозга – ей для этого необходимо будет освоить новую функцию через терапевтическое повторение.
Миф 4: Работа мозга подчиняется единому заранее заданному сценарию
На самом деле мозг достаточно гибок, и его можно «перепрограммировать» с помощью терапии. Всем известно, что у людей со слабым зрением обычно наблюдается особенно острый слух, а человека, пострадавшего от инсульта и лишенного способности контролировать речь, можно научить говорить заново, задействовав другие участки мозга. Мозг способен адаптироваться к обстоятельствам, и включать в работу новые участки мозга, которые раньше не были связаны с конкретным навыком.
«Перепрограммирование» мозга чрезвычайно важно для изменения привычек- мозг обучается через повторение одних и тех же действий. Если вы хотите прекратить курить, то можете натренировать мозг и заставить его прекратить отправлять вам сигналы с требованием закурить. Для этого потребуется лишь некоторое время и постоянные «упражнения».
Миф 5. Левши отличаются организованностью, а правши – креативностью
Наличие у левшей и правшей определенных особенностей – еще один миф. Реальность заключается в том, что большинство выполняемых нами действий контролируется обоими полушариями мозга. Например, выполняя математические вычисления, мы используем и левое, и правое полушария, хотя, в соответствии с распространенным убеждением, за математические операции отвечает левое полушарие.
Миф 6. Память в точности хранит информацию обо всем, что мы видим и переживаем
Воспоминания доступны нам благодаря мозгу. Однако они не являются точным воспроизведением того, что произошло в реальности. Когда мы вызываем какое-либо воспоминание, оно приходит к нам не из того момента в прошлом, когда состоялось само событие, а из момента, когда мы вспоминали о нем в последний раз – то есть раз за разом, восстанавливая какое-либо событие в своей памяти, мы позволяем ему частично «стираться».
Если воспоминание связано с крайне неприятными, травмирующими нас событиями, мозг может с целью защиты заблокировать определенные фрагменты этого воспоминания. Существует даже явление, которое психологи именуют ложными воспоминаниями. Именно поэтому так часто бывает, что несколько человек переживают одно и то же событие, но вспоминают о нем по-разному.
Миф7. Прослушивание классической музыки сделает ребенка умнее
В 1950-е годы врач Альберт Томатис заявил об успехах, которых ему удалось достичь благодаря тому, что он заставлял пациентов прослушивать классическую музыку. Свои выводы он основывал на результатах следующего опыта: 36 студентов колледжа он попросил послушать сонату Моцарта в течение 10 минут, после чего им предстояло сдать тест на проверку уровня IQ. Психолог Гордон Шоу, также привлеченный к эксперименту, проанализировал состояние студентов и пришел к выводу, что прослушивание творений маэстро привело к повышению уровня интеллекта.
Несмотря на то, что психологи после этого эксперимента активно заговорили об «эффекте Моцарта», ни одному другому врачу не удалось своими опытами подтвердить его существование. Другой участник эксперимента, доктор Фрэнсис Ройшер, высказал мысль о том, что прослушивание музыки вообще никак не повлияло на уровень интеллекта, хотя признает, что оно могло помочь участникам лучше справиться с пространственно-временными задачами. Тем не менее, убеждение об «эффекте Моцарта» живо до сих пор – не зря композитор становится номером один в плейлисте беременных и молодых мам.
Миф 8: Упражнения для мозга улучшают память и совершенствуют навыки ведения дискуссии и аргументации
Упражнения для развития мозга теоретически и правда должны помочь улучшить состояние памяти и усовершенствовать способность аргументировать свою точку зрения. Однако исследования свидетельствуют о том, что это отнюдь не так. 
В частности, верность этой теории решили проверить представители BBC. Пригласив в качестве участников исследования 8600 человек в возрасте от 18 до 60, они в течение 3 недель заставляли их выполнять упражнения для мозга, 10 минут каждый день. Никаких улучшений памяти и способностей к аргументации выявлено не было.
Миф 9. Коэффициент интеллекта не меняется в течение жизни
Многие считают, что некоторые люди рождаются более умными, и что IQ – постоянная величина, которая не меняется со временем. Однако не многие знают, что даже если тест IQ выдает вам один и тот же результат в течение нескольких лет, на самом деле вы, скорее всего, становитесь умнее – просто тест запрограммирован таким образом, что нивелирует ваш прогресс, делая поправку на эффект обучаемости (то есть заранее рассчитывая, что какие-то задания при повторном выполнении вам будет выполнить проще). Одним словом, чтобы удерживать один и тот же показатель iQ, нужно, примерно как в «Алисе в стране чудес», «постоянно бежать, только для того чтобы остаться на одном месте».
Миф 10. Ваш мозг работает лучше в условиях стресса
Эта теория весьма популярна, только в ней очевидна подмена выводов: на самом деле, мозг в состоянии стресса не работает лучше – мы просто становимся более сфокусированы на выполнении задачи.
Поскольку дополнительная концентрация заставляет людей считать, что они в состоянии стресса работают намного лучше, они иногда осознанно ждут последнего момента для выполнения задачи. В действительности же стресс влияет на работу мозга негативно: в стрессовой ситуации выделяется кортизол, который в избыточном количестве ухудшает работу памяти и снижает способность к обучению.
Читайте также
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука