или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
4 февраля 2014
9
3 993

Спасти рядового автомобилиста

Про некоторые знания думаешь иной раз, что пусть бы они и не пригодились никогда. Например, про навыки оказания доврачебной помощи. Серьезной такой помощи: не ранку пластырем заклеить, а сделать искусственное дыхание или остановить мощное артериальное кровотечение. Какие-то азы каждому из нас давали в классе на уроке ОБЖ, но, если вы едете по трассе, а следующий прямо перед вами мотоциклист не справился с управлением и лежит теперь на краю проезжей части, то зачатки школьных знаний, боюсь, улетучатся из головы в тот же миг. В тупиковой ситуации любой вопрос вызывает ступор. Трогать человека или нельзя? Шлем оставить? А если рана на голове – как с ней быть? Между тем, в эти минуты порой решается, будет ли у человека инвалидность, а то и вовсе — останется ли он жив.
Ответить на некоторые важные вопросы по поводу разрешения проблемных ситуаций на дороге я попросила человека, который знает о ликвидации последствий ДТП не понаслышке. Максим Штыб — инструктор центра обучения первой помощи «FirstAid», а в прошлом – спасатель поисково-спасательной службы Петербурга.
-Что нужно сделать в первую очередь, оказавшись на месте ДТП? Как поступают в этом случае спасатели, как должен поступить обычный водитель, который остановился первым?
— Спасатель на месте ДТП, в первую очередь, обеспечивает безопасность окружающих. То есть, сначала ограждается место происшествия, потому как на моей памяти несколько раз было такое, что в аварийную машину врезался кто-то еще. Затем надо выяснить, нет ли угрозы возгорания, и потом уже можно оказывать первую помощь пострадавшему. В идеале его извлекают из машины уже после приезда «скорой», которая ставит предварительный диагноз. И спасатели могут не просто «выдернуть» пострадавшего, как это часто делают обыватели, а аккуратно разобрать машину вокруг него.
-То есть, надо сделать место ДТП «заметнее»?
— Если вы едете на машине, то ее стоит поставить на «аварийке» на том расстоянии от обочины, которое вы считаете безопасным. Неплохо также выставить знак аварийной остановки, а еще лучше – остановить еще 2-3 машины. Водители ведь привыкли, что один автомобиль с включенной аварийной сигнализацией – это обычное явление, они максимум немного снизят скорость, а вот если таких автомобилей несколько, то, скорее всего, и скорость будет снижена, как следует, и внимание напряжено. Итак, нужно оградить место ДТП, а потом подойти к машине. Если пострадавший очень просится наружу и начал вылезать, то ему можно помочь. Но вытаскивать ни в коем случае не надо!
Следующее важное действие – отключить зажигание и, по возможности, снять клемму с аккумулятора. Опыт показывает: машина загорается либо сразу, и тогда уже надо рискнуть и быстро вытащить пострадавших, либо впоследствии, если не отключено электричество. Из этических соображений можно отдать ключ водителю или же положить на видное место. И потом осматривать пострадавших и вызывать соответствующие службы.
И вот еще что важно. Если пострадавший оказался зажат в машине, звоним 112 и сообщаем о том, что он именно зажат. Тогда обязательно приедет бригада со специальным гидравлическим оборудованием и сможет разобрать автомобиль.
- Почему нельзя пытаться переместить пострадавшего?
— Не перемещать – исключительно важное правило, потому что при ряде травм это может иметь принципиальное значение. Например, у человека перелом позвоночника без смещения. Одно неаккуратное движение – и он становится инвалидом в тот же момент. А мог бы просто пролежать пару месяцев в больнице, но его качество жизни впоследствии не пострадало бы. Кроме того, пока человек статичен – его состояние стабильно, а при любом перемещении может резко ухудшиться. Словом, если нет прямой угрозы жизни, нельзя его вынимать. А вот частая ошибка людей, которые оказались на месте ДТП – наоборот, поскорее зачем-то вытащить, не имея ни навыков, ни возможности обеспечить безопасность.
Как-то в одной из африканских стран я видела аварию, когда ООНовский джип зацепил мотоциклиста. Парень, судя по всему, только ушибся локтем, и слава Богу, потому что водитель джипа зачем-то выскочил, подобрал его с земли и начал трясти то за руки, то за ноги, проверяя, целы ли кости. Шок от увиденного у меня был такой, как будто это мой позвоночник хрустел, рискуя сломаться в любую секунду. Не знаю, о чем думал этот автомобилист, но у мотоциклиста были вполне реальные шансы остаться калекой на всю жизнь после такой «первой помощи».
-А были случаи на вашей памяти, когда неквалифицированные действия неподготовленных людей наносили пострадавшим реальный вред?
Правильнее сказать – возможно, такие случаи были, потому что не всегда знаешь о дальнейшей судьбе пострадавших. То, что люди могли получить более тяжелые травмы после неудачной попытки помочь – да. Например, костный обломок может сместиться, причинить еще большую боль, перебить артерию, выйти наружу – все это уже не соотносится с доврачебной помощью.
Надо осознать, есть смысл в перемещении пострадавшего или нет. Например, если он лежит на проезжей части, но скорость на данном участке небольшая – не стоит его перемещать, можно просто поставить в полосе машину, включив предварительно аварийную сигнализацию. Но перед этим стоит вывернуть колеса в сторону обочины. Тогда, если кто-то все-таки врежется в автомобиль, он покатится в кювет, а не на людей. Такие случаи были.
-А если он цел и пытается выбраться из автомобиля?
-Если он стремится вылезти из машины и может вылезти – в этом случае его можно не вытаскивать, а помочь ему, и в этом принципиальная разница. Если он вылезти сам не может, то вытаскивать его при отсутствии опасности не стоит.
Очень часто после ДТП пострадавшему страшно и больно, и психологически он воспринимает машину как источник опасности, и действительно пытается из нее выбраться, стучит, просит помочь. Но я бы рекомендовал, если он сам не вылезает, и опасности явной вы не видите, то есть, нет загорания, машина не катится, не тонет в воде, не извлекать его, а дождаться соответствующих служб. Тем более, если он кричит, то это еще не так плохо: значит, есть сознание, дыхание, пульс и силы кричать. И, кстати, даже спасатели, если будут знать, что скорая на подъезде, окажут ему помощь прямо в машине и не будут его вытаскивать, не дождавшись врачей.
Это важно запомнить как дважды два: пострадавшего нельзя вытаскивать из машины. Исключений два. Первое: все вот-вот загорится, или автомобиль скатывается в пропасть, или в любую секунду произойдет еще что-то столь же ужасное – тогда приходится рисковать. Второе – если человек внешне цел и сам осознанно уже вылезает из машины – тогда ему можно помочь. В остальных случаях, неважно, кричит ли зажатый пострадавший, уговаривает ли он вас вытащить его из автомобиля или же находится без сознания – пытаться переместить его категорически нельзя.
- Мне, как ни странно, приходилось слышать такую точку зрения, что алкоголь при шоковом состоянии может помочь и ослабить боль…
-Давать пострадавшему алкоголь категорически нельзя. Я уж молчу, если это водитель, он потом ни за что не оправдается. Во-вторых, у алкоголя масса побочных эффектов, особенно когда серьезные повреждения у пострадавшего. Лучше просто напоить его водой – это успокоит. Но нельзя давать пить, если у него есть травма живота. Потом, хорошая вещь, которой стоит дополнить аптечку – это спасательное покрывало. Оно есть в любом военторговом или туристическом магазине, напоминает фольгу. Места много не занимает, и им удобно укрыть пострадавшего. Серебряной стороной к телу – если надо согреть, а золотой – если, напротив, немного охладить.
- А какие ДТП вообще, на ваш взгляд, опаснее? Лобовое столкновение, неудачный обгон? Когда травмы тяжелее всего?
— На мой взгляд, все ДТП опасны, а одинаковых ДТП не бывает. Многое будет зависеть и от скорости столкновения, и от разницы масс, и от того, насколько сильно деформировался кузов. Поэтому нельзя сказать, что какой-то вид ДТП опаснее, чем другие.
-Говорят, самые страшные аварии – с большегрузами…
— Все будет зависеть от скорости. И от крепости защитного бруса, который есть сзади у многих современных фур. Потом, одно дело, если скоростной режим соблюдается. А ночью дорога пустая и есть соблазн разогнаться, при этом видимость и реакция хуже. И, если в силу технической неисправности машина стоит без знака аварийной остановки, пусть даже и с включенными фарами, возможно, водитель не успевает отреагировать. Все будет зависеть от скорости. Скорость небольшая – вполне возможно, водитель выживет, если выдержит брус. А если он ломает брус, то уходит вместе со своим автомобилем под полуприцеп, а это уже очень тяжелые травмы.
- А есть, на ваш взгляд, зависимость между полом водителя и тяжестью последствий ДТП?
-Думаю, нет глобальной разницы. Мужчинам свойственно превышать скорость и совершать рискованные маневры, а для женщин характерна паника в непредвиденных ситуациях. Так, мужчина в пиковой ситуации может пытаться вырулить до последнего, а женщина – сдаться и бросить руль.
-Есть мнение, что, если во время аварии человек лишился обуви, то это почти наверняка означает летальный исход… Правда это?
-Люди часто об этом спрашивают.На самом деле, странно определять признаки жизни по обуви. Для этого есть совершенно другие методики. Да и потом, какая обувь это была? Для того, чтобы с человека слетели пляжные тапочки, его достаточно легонько толкнуть бампером. Высокие хорошо завязанные ботинки – другое дело. Но я видел ДТП, когда люди теряли обувь при незначительных повреждениях и оставались в ней при летальном исходе.
-Насколько использование ремней безопасности помогает облегчить работу спасателей в случае серьезного ДТП?
-У нас был такой случай: на гололеде при сравнительно небольшой скорости водитель не справился с управлением, и микроавтобус улетел в кювет. Пассажиры были пристегнуты и отделались легким испугом. Водитель пристегнут не был, и ему здорово повезло, что он вообще остался жив. У него голова оказалась снаружи и попала под микроавтобус. Повезло, что был мягкий грунт, давление оказалось не фатально сильным, и дыхательные пути не были закрыты. Спасателям пришлось повозиться, поднимая этот микроавтобус. Если бы он был пристегнут, мы бы туда даже не поехали.
Я бы рекомендовал пристегиваться в любых ситуациях. В свое время один уважаемый автомобильный журнал проводил интересные краш-тесты. Разбивали машины по-разному: и попутное столкновение, и лобовое, и с пристегнутыми пассажирами и закрепленными грузами, и наоборот. Разумеется, последствия сильно отличались. Буквально через пару месяцев после выхода этого номера я работал на очень похожем ДТП, даже марка одной из машин совпадала. Там две легковушки столкнулись, был неудачный обгон. В одной люди были пристегнуты, в другой нет. Пристегнутые отделались ушибами. У непристегнутых повреждения были очень похожи на описанные в краш-тесте. Один погиб на месте, один умер в больнице, и только один выжил.
Известный факт: именно европейские машины рассчитаны на пристегнутых пассажиров. Инженеры проектировали их для законопослушных граждан. А иначе – подушка безопасности при ударе вылетает со скоростью боксерского хука. Сначала пассажир сильно наклоняется вперед, а в это время в него со всей силы выстреливает подушка. Это уже травма, если он, отброшенный назад, промахнется мимо подголовника, то не миновать и тяжелых травм шеи, и вообще, тут уж как повезет.
- А что у нас в автомобильной аптечке? Есть от нее толк при оказании помощи?
— Мы на курсах первой помощи как-то проводили эксперимент. Взяли 8 аптечек и демонстрировали, как то, что в них находится, НЕ работает. Только два жгута могли хоть как-то остановить артериальное кровотечение. Многие бинты не функциональны, устройства для проведения искусственного дыхания – бесполезны. Вот тот же жгут должен быть, как раньше – толстый, крепкий, резиновый, действенный. Мы советуем собирать автомобильную аптечку самостоятельно.
Купленная за 200 рублей автомобильная аптечка вызвала у меня горькое разочарование. Жгут рвался на глазах, ножницы не резали даже бумагу, не то, что бинты. Да и вообще, в новых аптечках, кроме бинтов и пластырей, практически ничего нет. Дополнить ее самостоятельно – это в интересах всех окружающих. Что же касается базового курса оказания первой помощи, то он длится обычно не более 16 часов. Таким образом, получить знания, которые потом могут очень пригодиться на практике, можно, потратив одни выходные. На дорогах России каждый год гибнет порядка 30 000 человек. Жизнь многих из них зависит от помощи, оказанной в течение первого часа.
Субботний Рамблер
Рекомендации
полезная информация, спасибо!
Пожалуй я теперь буду пристегиваться,не знала что подушка безопасности может сломать мне шею,если не пристегнуться.
Очень нужная и познавательная статья, побольше бы таких! А то у нас люди зачастую даже не в курсе куда звонить в случае аварии!!!
Когда получаешь права, инструкторы обязательно проводят курс первой помощи. Ну это для тех, кто действительно пришел учиться, а не за деньги права покупать.
Никому не пожелаю оказаться в подобных ситуациях, но знать правила оказания первой помощи нужно обязательно. И начинать преподавать их желательно со школьной скамьи
Очень полезный материал. В экстремальной ситуации может оказаться каждый и в любой момент. Без потерь сможет выйти только знающий.
В прошлом году стала очевидцем аварии - мотоциклистка столкнулась с джипом лоб в лоб. Скорость была совсем небольшой, на повороте, но девушка, не смотря на шлем и защиту, умерла на месте.
Храни вас Бог, ребята!! Спасайте людей!!
Андрей очень правильную мысль высказал насчет введения элементарных понятий о медицинской помощи себе и окружающим в школе. Это куда полезнее чем те же дурацкие занятия по "основам религий". Однако, если я не ошибаюсь, то все это уже заложено в курс ОБЖ, правда во многих школах он считается факультативным и необязательным, а это неправильно!
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука