или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
25 ноября 2013
0
708

На холодную голову, но с горячим сердцем

Уж сколько раз читаем, слышим, видим истории любви. Какие они разные! Даже краткий обзор театральных премьер нашего города дает представление о разноцветье ее оттенков, разнонаправленности ее эмоционального настроя, разноплановости ее финалов: «Тестостерон» и «Целлофан» — Кемеровского областного театра драмы, «Месяц в деревне» и «Безумный день…» — театра для детей и молодёжи на Арочной, «Пер Гюнт» и «Любовь не только танцы» — кукольного театра им. Гайдара на Весенней, «Алые паруса» и «Сильва» — Кузбасского музыкального театра им. Боброва. На фоне этой ярмарки персонажей, калейдоскопа эмоций и стилей, согласитесь, трудно выделить премьерный спектакль нового сезона… Столько красок нанесено художниками на полотно ее величества Любви за всю историю человечества, что стыдно даже за одну мысль о том, что о ней уже все сказано и все про нее понято! Какие прекрасные имена выдает скороговоркой наша память: Петрарка и Лаура, Ромео и Джульета, Данте и Беатриче, Хозе и Кармен, Фигаро и Сюзанна, Грэй и Ассоль: да всех и не перечесть сразу, они будут проявляться постепенно как из глубины океана или из плотного тумана прошлых воспоминаний. На фоне этих образов все остальное кажется плоским, безрадостным, рутинным. Поэтому, получив приглашение на просмотр тяжелых для восприятия философских рассказов Ф. М. Достоевского, я внутренне подготовился к необходимому обременению познанием деталей быта сибирских каторжников: кто и за какие преступления попал в острог, какие им вменялись работы, как обустроена их повседневность, какова система наказаний за их провинности, что означают каторжные термины, во что верят и к кому обращают свои мысли и молитвы заключенные и пр. Все эти далеко не радостные сюжеты, собственно, и представляют собой содержание автобиографической повести Федора Михайловича — «Записки из мёртвого дома».
Первые минуты спектакля нисколько меня не удивили — все происходящее на сцене в точности соответствовало моему настрою на предстоящее тяжелое обременение серо-коричневыми эмоциями, как раз в тон арестантских «суконок», «исподнего», «сибирок» и «шконок». 
Немного времени с начала погружения в сценический эфир под несущееся со сцены хоровое «Бродяга судьбу проклиная…» и персональный «каторжный шансон» блатного пахана Чекундина (персонаж, рожденный творческой фантазией сценариста Андро Енукидзе по мотивам «Записок…» Достоевского) и…. моя психика самонастраивается уже на иное восприятие будущего действа, в котором «мертвый дом» Достоевского наполнен народными характерами: красотой и силой русского духа! Теперь становится понятным первоначальная сатирическая перекличка артистов, занятых в спектакле по их «гражданским» фамилиям: «Крылов -Здесь!; Цуканова — Здесь!, Шокин — Здесь!; Быков — Здесь!». Эта перекличка стала своеобразным ответом гоголевским «Мертвым душам». «Мертвый дом» наполнен живыми голосами любимых актеров кемеровского областного драматического театра! Так и есть: основой спектакля выбран рассказ «Акулькин муж» про головокружительное превращение человека «из грязи — в князи» и обратно, метаморфозы вплоть до убивица и осторжанина, прислуживающего «тамошнему пахану»… А прекрасные сатирические зарисовки с этой новеллы сочинил сценарист Андро Енукидзе — тбилисский драматург.
Но это было только начало моих открытий в этот вечер… Замечательный финский режиссер Камран Шахмардан, на основе пьесы Андро Енукидзе представляет настоящую феерию, раскрывающую величайшую тайну русской души в самых ярких ее проявлениях — в любви! В его буффонаде окарикатуриваются все истинно русские символы — водка, поножовщина, драки, безрассудные и бессмысленные поступки в угаре (то ли от любви, то ли от водки)… Русская душа под кистью маэстро Камрана раскрывается многослойно — от животного стремления альфа-самца Фильки Морозова овладеть своей возлюбленной Акулиной до его раскаяния в нанесенном им же самим ей горя и бесчестия от позорящей пустословной клеветы… Справедливости ради хочу сказать то, что уже признали ересью участники Кузбасского медиаклуба: камрановская живопись русского характера воспринимается зрителями не только эмпатийно, глубже мозаичности повествования Ф. М. Достоевского о «мертвом доме», будто специально нарезанного им для публикаций в виде отдельных малых рассказов, но и эмоционально ярче анекдотичности сюжетной линии андро-енкуидзевской пьесы («… играй мне на гитаре и танцуй, а я буду лежать и в тебя деньги кидать потому как я тоже хоть и сирота, да самый богатый человек на свете…»)! Камрановские крупные планы нанесены точными и сочными мазками острой сатиры, замешанной на тянущих в бездну собственной души басовых нот шаляпинского голоса, бесшабашности частушечного фольклора, дурманящего кровавой вольностью кумача филькиной рубахи, рвущегося из мехов пьяного перебора деревенской гармошки, студенящего кровь в жилах женского свадебного плача….
Благодаря всему калейдоскопу сцен и персонажей, русская душа приоткрывает свои скифские тайны и предстает перед зрителем во всей своей красоте и силе. В отличие от Андро Енукидзе, маэстро Камран показывает навет Фильки Морозова на Акулину не следствием злобы из-за удачливости в торговле его партнера Анкудима, а обнажает его неуклюжесть в покорении сердца Акулины.  Филька, потерпев праведный отпор Акулины за свою скотскую похоть, «покоряет» ее гордую невинность злобной напраслиной о ее бесчестии. Воистину: русская душа предстает перед зрителем во всей своей уродливой красоте. Любовь по-русски Камран Шахмардан пишет размашисто и колоритно: полюбил парень девку до одури, заревновал свою любимую, выпил, а дальше — или ушел на войну за медалями и генеральскими погонами (Морозов), или застрелил соперника (Баклушин), или перерезал горло своей любви лишь из-за того, что она посмела станцевать с соперником (Шишков) 
… 
Три истории про любовь и все три — трагикомедийный фарс! Любовь отключает разум, особенно совместно с водкой! Этакий колдовской напиток на посошок из свободы в сибирскую каторгу…. Можно, конечно, любить и Бога, можно любить и без водки, но конец-то все равно один — каторга и петля на шее в остроге! Как бы ни было страшно за судьбы жертвенной любви русских людей, но крутящаяся и звенящая бубенцами ярмарка персонажей с их уродливо-красивыми судьбами проникает в душу зрителя глубоко. Сколько в голове роится фраз, способных описать приятные воспоминания об этом спектакле. Все ироничные, не избитые, народные! Но, несмотря на сатиричную манеру режиссёра, взрыва в зрительном зале не было, лица зрителей весь спектакль, включая и антракт, были затянуты маской нервного напряжения, растворившейся лишь после финальной сцены спектакля. Публика разразилась жаркими овациями артистам, лицедействующим два с половиной часа до хрипоты, до пота, до невозможности стоять на поклоне из-за душевного надрыва! Не это ли мы понимаем как спектакль о настоящих чувствах? Да, друзья, именно это! 
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука