или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
17 марта 2014
3
2 342

Необъяснимое чувство слова

Несколько лет назад моя подруга переехала в другой город. «Как там она — вышла замуж? Купила квартиру? Как там её карьера?» – спрашивают обычные люди. «Ну, что Света? Все так же пишет крахмал с двумя «л»? – интересуется наш преподаватель русского языка. И вздыхает: «конечно, пишет».
Филологи называют это феноменом грамотности: одни люди начинают писать без ошибок с первого класса, другие сразу и навсегда пишут неграмотно, и ни заучивание правил, ни даже понимание принципов русской орфографии им не помогает.
Проблема правописания имеет глубокую психологическую подоплёку, — считает директор Института филологии Сибирского отделения Российской академии наук, доктор филологических наук, профессор Игорь Силантьев. ​В числе других ведущих российских филологов он участвовал в конференции, организованной устроителями всероссийской акции «Тотальный диктант».
— Одними прилежными занятиями русским языком, заучиваниями орфограмм и даже проникновением в структуру языка объяснить феномен грамотности невозможно, — говорит Игорь Витальевич. — Существует сколько угодно рационально мыслящих и вполне образованных людей, которым без особого труда можно растолковать принципы русской орфографии, но эти люди совершали и будут совершать нелепые орфографические ошибки. С другой стороны, большинство грамотных людей пишет правильно, не задумываясь, и часто затрудняясь объяснить, почему то или иное слово пишется так, а не иначе.
Игорь Витальевич считает, что грамотный человек, хоть ребенок, хоть взрослый, обладает необъяснимым чувством слова и особой памятью правильного облика слова. И без развития этого особенного внимания к слову, как к целому, а не только к его смыслу, развитие культуры грамотного письма невозможно.
— У меня много друзей, ещё из тех, с кем вместе учились в физматшколе – и физиков, и математиков, и химиков, и программистов. Одного из них, наверное, надо показывать в музее, потому что он эталон безграмотности, — рассказывает профессор. — Но видели бы вы, как он безупречно, как отчётливо пишет свои программы на тех или иных языках программирования! Я его спрашиваю: в чем дело-то? Почему тут ты пишешь грамотно, а тут абы как? Он смотрит на меня и говорит: тут, если я сделаю хоть одну ошибку, у меня программа встанет, а тут – ничего не случится. То есть это человек очень внимательный к смыслам, которые существенны для него; а когда он переключает внимание на что-то другое, начинается неряшество.
В отличие от нашей орфографии, в которой, действительно, без необъяснимого чувства слова не разберёшься, система пунктуации русского языка куда более открыта и доступна опциональному постижению.
— Человек, внимательно и правильно расставляющий запятые, это человек, который чутко и полно видит структуру связей, отношений субъектов и объектов процессов и событий, о которых говорится в предложении, — рассказывает Силантьев. — Можно определённо утверждать, что чувство пунктуации – это чувство реальных отношений, стоящих за синтаксической структурой высказывания.
Получается, что научиться правильно расставлять запятые и тире можно и без этого «необъяснимого чувства слова». Например, школьники начинают выделять вводные слова запятыми, когда включают логику и видят, что эти слова находятся на втором уровне по отношению к основному предложению, потому что, как правило, выражают отношение говорящего к высказыванию, дают сведения об источнике сообщения и т. п. Формально эти слова не входят в состав предложения, а значит, обособляются запятыми:
Владимир Путин, к несчастью, снова президент Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации, к счастью, снова избран Владимир Путин.
Москвичи, как обычно, в субботу вышли на митинги.
На митинги, бывает, и в Барнауле выходят.
— С первых дней жизни мы погружены в мир диалогической речи. В её стихии мы постигаем язык, законы и правила общения. Получая образование и взрослея, мы попадаем в мир письменной речи, в мир текста. Представление об упорядоченном тексте привычно связывают с литературным произведением, но текст выходит за пределы художественной литературы, распространяется на все сферы человеческой жизни: текст договора, текст праздничного поздравления, текст заявления о приёме на работу, текст рекламного объявления в газету…
Надо учитывать эту вещь, потому что вчерашние выпускники средних школ не могут даже грамотно написать заявления о приёме на работу. В итоге им дают такую форму, куда надо вписать фамилию, имя, отчество, год рождения и адрес, и то адрес уже расставлен: город такой-то, улица такая-то, дом такой- то. Это показывает, что люди сейчас практически не владеют речевыми жанрами, — говорит Игорь Витальевич.
Игорь Силантьев назвал школьный курс русского языка в общей системе нашего среднего образования «рекордно нерезультативным», потому что «большая доля времени и усилий учителя и ученика отводится на скрупулезное изучение структуры слова и предложения, частей речи и многого другого, вещей, отвлечённых от реальной языковой практики. Иногда это частично компенсируется усилиями талантливых и опытных педагогов, интуитивно чувствующих язык и на практике преодолевающих эти противоречия». Но профессор попросил не рассматривать его слова, как выпад в адрес российской средней школы:
– Наша школа до недавнего времени была в каком-то смысле микромоделью университета, которая пришла к нам из XIX столетия в формате гимназий. И у меня нет предложения противопоставить дидактику и риторику школьной лингвистике — просто нужно это лингвистическое знание предоставлять таким, какое оно есть, не связывая ошибочно тезисы: «сейчас ты узнаешь, как разбирать слово по составу», и «после этого научишься правильно писать, говорить и улучшишь свое коммуникативное поведение в жизни». Конечно, нет. 
Субботний Рамблер
Рекомендации
Я считаю, что грамотность прививается к человеку, в первую очередь, читающему. Прочитавший за свою жизнь много книг просто не может писать с ошибками, ибо впитал правильное написание со страниц
Карпач, я тоже так думала всю жизнь, ну а вот ученые считают, что тут все дело во внимании к слову в целом, а если посмотреть шире - то к жизни в целом.
Формализьм фсё это. Главное - что бы смысл был в том иле ином высказывании, ето раз, и он, смысел етот, доходил-таки до адресата. Остальное фсё фигня. Снобизьм.
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука