или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
25 февраля 2014
0
1 474

Никому не нужные: «Научная секция пилотов»

В новом тексте о “никому не нужных” — фильм “Научная секция пилотов”, единственная актёрская работа Анатолия Крупнова и последний саундтрек от Сергея Курёхина. Но важно не это.
Кто-то ставит дерзкие эксперименты над пассажирами московского метро: закидывает на люстру скальп, с которого капает мутировавшая кровь, жестоко расправляется с машинистами и в неясных целях угоняет поезда. Следователи, помещённые в мазохистски-утончённые интерьеры, пытаются докопаться до сути при помощи приборов с загадочным функционалом — но твинпиксовского размаха пасьянс всё никак не складывается. Правда, есть пара субъектов — сожитель красотки-следователя (мускулистый мистик с казачьими усами) да загадачная дама, которая весь фильм существует где-то в параллельном мире.
Краеугольного усача сыграл сам Андрей И — режиссёр фильма, откинувший скучную фамилию Хорошев ради самого странного псевдонима отечественного кино. Оператор-подводник телепередачи “Клуб путешественников”, автор предвыборных роликов партии Черномырдина и авангардной экранизации “Волшебной горы”, телеведущий и вообще красавец-мужчина — словом, персонаж парадоксальный и в силу своей парадоксальности не ужившийся в народном сознании.
Методы режиссёра И схожи с методами Александра Хвана — автора фильма “Дюба-дюба (ССЫЛКА): запутанное, нелинейное повествование, масса будто бы случайно попавших в фильм кадров, хитрая камера, то ползущая по полу за ногами персонажей, то выстраивающая совершенно невообразимый ракурс, то вообще погружающаяся в изучение оптических эффектов, близкое к абстракции. Хван, кстати, ещё и сыграл в “Научной секции пилотов” роль — в титрах его персонаж обозначен как Китаец, и хотя персонаж его в кадре практически ничего не делает (в итоге он вообще бесславно падает из окна), в каком-то глубоком смысле он оказывается важен. Во всяком случае, герои заносят его в свои схемы, глядя на которые они пытаются продвинуться в расследовании.
Но расследование, повторимся, никуда не двигается — и следователи раз за разом полагаются даже не на показания своих странных приборов, а на внутренее чутьё, случайно пришедшие в голову мысли и образы — что твой агент Купер.
Широко известен клип группы “Крупский сотоварищи”, нарезанный из “Научной секции пилотов”. Лидер коллектива Анатолий Крупнов сыграл в фильме свою единственную кинороль.
“Научная секция пилотов” — типичное кино “никому не нужных”. Во-первых, оно в полной мере являет собой то, что принято называть “чернухой” — максимум натурализма в сценах жестокости, минимум натурализма во всём остальном. Во-вторых, нелояльному зрителю очень легко повесить на это зрелище ярлык “тягомотина” и забросить его на двадцатой минуте просмотра. В-третьих, хоть картина и исполнена артхаусной сложносочинённости, канон авторского кино его вряд ли приемлет — это однозначно неприятное, неприглядное, отвратительное зрелище, близкое скорее любителям фильмов класса B.
Если остановиться на последнем пункте поподробнее, то можно получить ещё одну формулировку одной из главных черт интересующего нас авторского кино постсоветской России: некомфортное соединение сложной, утончённой формы и грязного, “чернушного” материала. Вот и получается, что так много фильмов не успели на поезд ни в сторону центра, ни в сторону окраины.
Впрочем, при всей запутанности и неясности “Научной секции пилотов” в целом один из его магистральных смыслов высказан прямым текстом уже в первой половине фильма, когда после обнаружения окровавленного скальпа на люстре на станции метро следователи пытаются сформулировать мотивацию преступника. Предположение такое: злоумышленник положил сочащийся кровью предмет под потолком вестибюля, чтобы протестировать психологию толпы.
Люди, которым кровь капала на макушку, невозмутимо шли дальше весь день — не возвращаться же, мало ли что бывает. Тезис — невозможно сдвинуть с места и побудить к какому-либо индивидуальному действию человека, находящегося в толпе — оказался доказан. Толпа не реагирует на опасность. В толпе человек вообще не совсем человек.
Примечателен также саундтрек, написанный Сергеем Курёхиным — автор умер в год выхода фильма
Но магистральная тема в фильме даже никуда не запрятана — она, похоже, и состоит в хитросплетении его фабулы, для которой слово “запутанность” кажется по-детски мягким.
Основная сюжетная линия — расследование, следствие необходимости разобраться в странных и опасных событиях. Но в процессе выяснения обстоятельств герои (и зрители) получают такое количество информации, что разобраться в ней невозможно — голова заполнена совершенно ненужными данными.
Постоянно включаются какие-то переговоры по рации и телефонные звонки; по экрану плывут неясные буквы, таблицы, иероглифы; моргает монитор с программой непонятного назначения; героиня Федосеевой-Шукшиной (кстати, самая странная роль актрисы) чертит на листе свастику; следователи снимают показания загадочного “экстраполятора”. Однако чем больше информации, тем труднее осознать хоть что-то. В какие-то моменты видеоряд вообще заменяет абстрация.
Такой расклад неожиданно роднит фильм И с романами современного американского классика Пинчона с его смутными расследованиями, условными знаками и итоговым полным непониманием. И Пинчон, и И (с этой фамилией можно играться долго), годы назад увидели мир таким, каким мы видим его сегодня. Ныне мысль о том, что доступ к абсолютно любой информации делает мир более запутанным, а не более ясным, — кажется, совсем уж очевидна.
Подписывайтесь на ​«Завтрак и нож» ВКонтакте
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука