или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
28 февраля 2014
0
802

Никому не нужные: «Железная Пята Олигархии»

Мы уже рассказывали о кинопопытках осмыслить метафизический выворотень перестроечной и пост-перестроечной России и её граждан. О попытках преломить абстрактную хтонь (хрень) через призму того или иного взгляда на окружающее — через жанр, через аппеляцию к близким по мироощущению авторам и просто через себя, становясь фильтром и сгорая без остатка, пропуская через собственные поры субстанцию, не имеющую отношения к тому, чем является человек, звучащий гордо.
В этот раз поговорим о чём-то совершенно ином. Но вот удастся ли — не знаю. Дело в том, что разговор пойдёт о фильме, носящем гордое название ЖПО («Железная Пята Олигархии»). Режиссёром фильма выступил Александр Баширов, сыгравший (по большей части — сымпровизировавший) в нём главную роль и написавший сценарий. А также получивший за свой фильм Роттердамского тигра.
Здесь бы стоило и закончить. Потому что, в отличие от подходов, которые перечислены в первом абзаце, здесь взгляд не то, что отличается, его как бы и нет. Вместо взгляда нам предлагается само сырое «существо» хтони, её экзистенция.
Если в других фильмах того времени мы часто встречали персонажей, воплощавших собой сгустки тёмной энергии, которая словно бы стихийно материализовалась перед главным героем, а, порешив его в слякоти подворотни, снова растворялась в помойках заблёванных дворов, в трещинах отсыревших зданий, в угрюмо-давящих интерьерах коммуналок с их увесистой ковровой пылью и случайно услышанных обрывках разговоров то ли о тёмных делишках, то ли о чём-то сокровенно-личном из-за соседнего столика, то здесь всё несколько по-другому.
Мы не просто наблюдаем со стороны за одним из таких «сгустков», материализующихся и исчезающих снова. Мы попадаем в самый «центр циклона», в «сознание» (к сожалению, нужного слова тут не подберёшь) этого сгустка — им становится сам фильм. А персонаж Баширова становится одним из представителей фауны этого «сгустка».
Мы проходим сквозь поля ржавого тумана отечественной урбанистической реальности, попадаем в её «отстойники», где, как и в любом отстойнике, из неживого, признанного отработанным и сгнившим дотла, рождается подобие жизни — герой Баширова. Он, словно Франкенштейн, сшит из протухших потрохов мальчика Бананана, повидавших ужасы того света глаз Сухорукова из «Счастливых дней» и переставшего биться, остывшего и налившегося цинизмом сердца героев Луцика и Саморядова, а вместо человеческой речи он лишь изрыгает нарочито несвязные озлобленные пародии на отчаянные монологи учителя английского из «Астенического синдрома».
«Железная Пята Олигархии», вышедшая в 1998 году — это трупный яд, стёкший с тел светлых героев перестройки и романтических девяностых, его атмосфера — испарения этого яда, а персонаж Баширова — оживший от этих испарений кадавр.
Отдельно нужно упомянуть о музыкальной составляющей фильма — Евгений Фёдоров (группа Tequilajazzz) сочиняя музыку для ЖПО ориентировался на двух Сергеев — Прокофьева и Курёхина. И здесь ещё один ключ к пониманию фильма. Ведь именно Прокофьев — ни много, ни мало — автор музыки к аж двум фильмам главного творца киномифологии тогда ещё совсем недавно умершей эпохи — Сергея Эйзенштейна (третий Сергей), и именно Курёхин — главный могильщик той эпохи. А закончим статью последними строчками песни жены режиссёра Инны Волковой (группа «Колибри»), которая звучит единственным человеческим комментарием к происходящему внутри самого фильма:
Стояло небо надо мной пустое.
небо, небо…
Меня спросили — был ли он героем?
не был, не был…
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука