или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
24 декабря 2013
8
2 147

Нижегородское «лыкоморье»: последний лапоть

«Кочедык? Кочедык-то вот на дворе лежит…» — Иван Иванович Барынин из сеней двинулся по ступенькам в просторный крытый двор своего дома, чтобы собрать нехитрый инструмент лапотника: «Мягчилка тут вот у ворот! А колодки в углу висят в авоське – сейчас достанем!»
Через пару минут весь «инструментец» нашелся: деревянная рукоятка с изогнутым железным крюком – кочедык; «мягчилкой» оказалась обычная палка с рассеченным с одной стороны концом. На траву у завалинки высыпался и целый набор деревянных колодок разных размеров. Рядом на лавочке присел сам мастер. В руках Иван Иванович Барынин держал свой последний лапоть: «А парочку ему не сделал! На второй ступень лычка мне уже не хватило!» — посетовал он.
Единственный на всю округу лапотник уже лет пять за кочедык не брался. Забросил дедовский промысел Иван Иванович, когда ему перевалило за 80 лет. Мастерство нехитрое, да вот сил нет в лес идти, чтобы лыко драть. А учеников за все годы не появилось ни одного!
«Вот стадо пас когда по лесу – на неделю не хватало лаптей! Осень по жниву, по сенокосу тоже быстро снашивались! А в ботинках или в сапогах не ходили! Вот в последнее время ботинки были и сапоги – наменял рабочие! Не ходили в них! Не пас! Мокрым ходишь, а все равно в лаптях! И зимой! Валенки были и все равно чтобы в район сходить в валенках – «ни-в-какем»! Надо в лаптях идти!»
Иван Иванович Барынин, мастер-лапотник, житель села Суроватиха
«ЛЫКОморье»
От дома Ивана Ивановича «главная» улочка деревни Суроватихи ведет к старинному каменному храму. По легенде церковь появилась здесь после победы над Наполеоном и освятили ее сначала в честь Александра Невского. Александровское – так звали в народе Суроватиху. Позднее построили здесь большой каменный храм — Спасо-Преображенский, но один из пределов сохранили Александровским.
Полуразрушенный красно-каменный собор видно издалека — Суроватиха расположилась на холмах, по горизонту обрамленных лесами. «Прилесными» называют все местные села. Суроватиха, Белая Поляна, Сарлей, Бакшеево, Румстиха – настоящее нижегородское «лыкоморье». Оно спряталось в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области.
«Лыко как добывали!?» – искренне удивляется вопросу «последний» мастер и добродушно объясняет: «Лыко собирали раз в год! В мае-июне, когда «отсочало», тогда и лыко дерется! Если в другое время, то его парить надо было в бане али где… Вот сдерешь трубку со ствола, потом скрутишь кругом. Сколько-то лыко побудет, сделается красивым – красным. Тогда и кроить начинаешь!»
Иван Иванович Барынин, житель села Суроватиха Нижегородской области
Разрезанное на узкие полоски лыко шло на лапотки маленького размера. А из лыковых лент пошире плелись мужские лапти больших размеров. Среди «бакшеевцев» и «полянцев» Нижегородской губернии в 19 столетии лапотников было самое большое число. Дедовское ремесло почти до середины 20 столетия во всю процветало в Румстихе, где целые артели крестьян жили лапотным делом.
«Лапти плесть – однова въ день есть!»
Плести лапти Ивана Ивановича когда-то в детстве научила старшая сестра. Освоил мастерство быстро, и уже лет с 6ти он ловко плел и для себя и для других не только лапти, но и ступни. У них «голова с козырем» и вместо «ушников» — пятка высокая. Ступни и завязывать не надо – надвинул на ногу и пошел по двору. А лапти завязывали, когда уходили работать на весь день.
В лаптях с утра и до вечера мальчишка Иван Барынин несколько лет пас местное стадо. Прямо от стада на 17м году жизни и забрали его на фронт. Кстати, и во время Великой Отечественной лапотный промысел пригодился. Даже артели специально возобновили в те трудные годы. В лаптях горьковские рабочие трудились на торфозаготовках. Многие спасали тогда дедовы лапти!
«Плетение лаптей занимает собою период с Покрова до Пасхи» — с ятями и ерами писал про лапотный промысел в Бакшееве, Малой Поляне, Румстихе и Березниках «Нижегородский вестник» в конце 19 века. Тогда крестьянские артели покупали лыко у жителей деревни Березняки. Они начинали драть лыко «за неделю до Петрова дня, когда кора еще не присохла к дереву», а потом торговали лыком весь год на знаменитом в этом краю «Константиновском рынке».
«Что ни село – то ремесло!»
«Сегодня на рынке в Дальнем Константинове ни лыка, ни лаптей уже не встретишь!» – сожалеет местный краевед Николай Грязнов. Хотя по его заверениям всего лет 15 назад по деревням еще ходили бабушки в лаптях. Зато иногда мастера еще привозят плетеные корзиночки. Николай Федорович, как истинный собиратель, следит, чтобы экспозицию краеведческого музея постоянно пополняли и «современные образцы» народного ремесла.
В краеведческом музее Дальнеконстантиновского района Нижегородской области. Фото — Анастасия Иванова.
В Дальнеконстантиновском «лыкоморье» у каждого села было свое излюбленное ремесло, передававшееся по наследству. Так, например, Гремящая поляна вязали шерстяные носки и варежки. «Там и до сих пор вяжут, и мужики, и бабы вяжут! Это их коренной промысел, который дожил до наших! Вяжут и на продажу и себе!» — рассказывает Николай Федорович – «Остатки ремесел еще живы у нас!».
Небольшая корзиночка местного плетения оказалась в музее этим летом прямо от молодого мастера, а рядом работы местных «именитых» лапотников. Специально для музея успела сплести детские лапотки последняя мастерица села Румстиха — Александра Ивановна Зеленова. Тут же в экспозиции Краеведческого музея Дальнеконстантиновского района есть и сделанные Иваном Ивановичем Барыниным лапти, ступни и даже грабли.
«На все руки от скуки…» — сам над собой подшучивает Иван Иванович. Его родную Суроватиху и сегодня по старинке зовут «селом кадочников». Местные мастера делали кадки для всей округи, причем промысел жил сотню лет. И требовал он особых знаний и, конечно же, умения владеть разным инструментом — приспособлений требовалось около десятка.
Любой нужный «инструментец мелкий» можно найти в мастерской Ивана Ивановича. Стоит у стены и добротный верстак, доставшийся молодому Ивану Барынину по наследству. Старый верстак и новому мастеру готов бы послужить верой и правдой. 
«Истоки»
«Волгу и мы питаем!» — гордится своей малой родиной краевед Николай Грязнов – «Река Печесть, на которой стоит Суроватиха, впадает в Озерку, Озерка — в Кудьму, а Кудьма — в Волгу…»
В Дальнеконстантиновском «лыкоморье» находится одно из самых высоких мест в Нижегородской области – так называемый водораздел. Отсюда в разные стороны разбегаются реки. Здесь истинные истоки и Сережи, и Кудьмы… Здесь же и истоки старинных промыслов, которые сегодня, к сожалению, уже иссякли почти безвозвратно… 
Субботний Рамблер
Рекомендации
Кому сейчас лапти нужны? Разве что в виде сувенира купить, на стену повесить для интерьера?
ковекс если ты россияненен с тобой все понятно )) у вас есть нефть и газ )) больше и ненадо ничего
Уходят ремесленные профессии древней Руси,производство вытесняет ремесло не первый век.
Да ладно, отличная обувка, чем всякие Сабо Огородные китайского пошиба из ядовитых материалов покупать - лучше носить русские лапти! Дешево и сердито, а главное - экологически чистый продукт! ) Вот если бы им еще подошву какую следует замастырить - вообще цены им не будет! Как валенки наши во всем мире в тренд вошли - так и лапти скоро новым писком моды станут! Главное - захотеть!
Лаптем щи хлебают
Уже вчерашние полудикие корейцы свои айпады штампуют, а мы все лапти пиар им какие то.....(((((
Лапоньки да лапоньки....
Nikolay Nogoy-Kachal - неужели не понятно= речь о людях, замены которым нет!!!
какой пиар!? Это боль... Автор потрясающе описала нашу житуху без надежды
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука