или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
25 мая 2016
2
1 410

Но цель у нас едина — суицид!

Подохнуть у порога обетованной земли,

Сорвать противогаз и липким сердцем об асфальт ,

У каждого из нас быть могут разные ходы,

Но цель у нас едина — суицид!

Пусть будет легко!

Жизнерадостный эпиграф от Егора Летова

Вступление в стиле нуар

Николай, как всегда,был не в курсе. Он снова всего лишь пытался заработать немного деньжат на квартплату и наркотики, как вдруг ему позвонила давняя подруга и попросила проконсультировать ее. Кровавый рассвет поднимался над городом, когда они пришли к выводу, что паутина мирового заговора по доведению русских подростков до суицида оказалась досужим домыслом журналистки “Новой газеты”. Они и сами не раз делали страшилки наподобие этой. Они провели ночь вместе, так и не удосужившись напиться или заняться сексом. Кофе и сигареты подошли к концу, зато у них вырисовалась четкая структура материала, который может быть актуальным даже через неделю после возникновения информационного повода, когда на ажиотаже, созданном скандальным расследованием, успели нагреться решительно все. Рерайты рерайтов рерайтов… Нужно было добавить в пеструю чреду клонов что-то новое, оригинальное. Но для этого нужно было начать издалека. Их не пугало, что они могу зайти далеко. Единственное, что их пугало — так это то, что отключат интернет. В современном мире это трагедия, поскольку никто не хранит музыку на жестком диске.

Конец вступления в стиле нуар

Двойка по профэтике

В чем соль?

16 мая “Новая газета” опубликовала статью “Группы смерти”, где изложила теорию заговора по доведению до суицида наших детей. Материал взорвал информационное пространство России. Сама статья набрала около двух миллионов просмотров, эстафету, как водится, подхватили другие СМИ и раздули из истории скандал национального масштаба.

Что я хочу доказать? В чем цель этой статьи? Когда кто-то взрывает информационную бомбу, его цели весьма прозрачны. Получить свои 15 минут славы, возможно, деньги, возможно, обеспечить себе карьерный рост. Журналист — сволочная профессия. Вопросы этики и достоверности редко волнуют кого-то, когда запахло сенсацией.

Как я всегда говорю, дайте мне компьютер подключенный к интернету, немного денег и неделю времени и я смогу разрушить мир. Это, по большому счету, шутка, но подтекст ее ясен. Слово брошенное в нужное время и в нужном месте может нанести больше вреда, чем ковровая бомбардировка. В данном случае последствия будут примерно такими:

  • Создатели сандальных сообществ получили небывалый пиар, который, возможно, повлечет за собой не только уголовное преследование, но и приобретение
  • Субкультура суицида (о ней ниже) получит большее распространение и, возможно, что еще кто-то погибнет
  • Родители тинейджеров начнут параноить и следить за ними еще сильнее (те, что не привыкли разбираться — а таких большинство).
  • “Роскомнадзор”, вероятно, начнет очередную охоту на ведьм в интернете.

Однако меня раздражает в этой публикации не столько ее вредоносность, сколько профессионализм автора. Я сам пару делал подобные статьи, вынужден был расставлять акценты в угоду “специфики издания и аудитории”. Но до сих пор я считал, что “НГ” не “ТВ-3” и не может себе позволить столь поверхностный анализ и дилетантский стиль изложения. Хотя, многие считают, что верх профессионализма для журналиста не том, чтобы оценить ситуацию объективно, а в том, чтобы поднять шум.

Суицид и молодежная субкультура

Как я уже говорил, чтобы понять, что собственно произошло, нужно копнуть корни. А корни надо искать даже не в сетевой культуре, как делали это в предыдущих статьях, а гораздо глубже. Точнее, нужно взглянуть на проблему шире. Чтобы понять любую субкультуру, нужно понять, на какой культурном контексте она основана. Я не оговорился. Бегло просмотрев несколько статей по теме и информацию в соцсетях, можно сделать вывод, что суицид оформился в отдельную субкультуру. В пользу этого говорят характерные признаки:

  • Культовые музыкальные группы и литературные произведения (“50 дней до моего самоубийства”)
  • Собственное творчество (песни, стихи, мрачного содержания, рисунки по данной тематике)
  • Собственная мифология, например, игровой элемент, придуманный авторами групп
  • Культовые личности.Та самая Рина для суицидников — это как Сид Вишез для панков. (Да простят меня панки!) Я даже могу
  • Собственный сленг, например, слово “выпилиться”. Хотя, изначально оно нее имеет к самоубийство никакого отношения. Пришло оно из сленга геймеров. Игроки редко употребляют слово “убить”.Обычно заменяют его на синонимы: слить, вынести…
  • Собственные хэштеги и мемы в интернете (сайт не дает разместить примеры)

Субкультура суицидников — это вполне логичный итог развития деструктивных молодежных субкультур. Деструктивные значит те, которые возводят в культ саморазрушение. Протест и отрицание, в целом характерные для молодежи, достигли тут своего апогея

Пионерами направления “self-destruct” были панки. Они искали выход вызывающем поведении и демонстративном отвержении социальных норм. Готы, хоть в это трудно поверить, произошли от панков. Конкретно: из дарк-панков. Они переняли панковский девиз «no future» (нет будущего). Изначально были на них похожи, носили рванину только вместо агрессии культивировали мрачное созерцание и тихо ненавидели конформистов (это хорошо спародироано в “Южном Парке”). Эмо, хотя внешне и смахивают на готов, просто демонстрировали свои эмоции. Не важно: смех или слезы. Впоследствии они обросли стереотипами и стали считаться субкультурой депрессивных, склонных к суициду подростков. Само слово “эмо” стало ироничным названием демонстративно-депрессивных людей.

Стоит ли пугаться такого экстремального направления. И да, и нет. Точнее, после конспирологической статьи в “НГ” — да. Она сделала движению отличную рекламу. Хотя, прежде чем впадать в панику, нужно вспомнить две вещи. Первое: определенный процент самоубийц среди подростков был всегда. Если кто-то хочет умереть, он умрет. При этом, к сожалению, не всех получается спасти. И второе: подростковая культура (особенно музыкальная) как правило крайне депрессивна или посвящена духовным метаниям Вспомните “Над пропастью в ржи”, популярные молодежные фильмы.

Лучшую пародию на типичную подростковую песню я услышал в мультсериале “Рик и Морти”.

Суть в том, что безумный ученый поместил свой разум в собственного молодого клона и клон решил, что не хочет снова становиться стариком, а вместо этого будет отрываться. В то время как его подсознание кричало о помощи и спасти его умирающее оригинальное тело. Делать он это мог только в творчестве, которое, естественно, никто не воспринимал как крик души.

Эстетика суицида

Убить себя осознанно весьма сложно. Сам пробовал и, как вы догадываетесь, не смог. А вот говорить и писать об этом, на мой взгляд, естественно. Вообще, с точки зрения филолога все выглядит не так уж мрачно. Дело в том, что самоубийство — один из самых распространенных мотивов в литературе и культуре вообще.

“Что делать в героем в конце? Убить или женить? Женить слишком жестоко — лучше убить. А как его убить? А пусть он прыгнет со скалы” — примерно так почти наверняка выглядел внутренний монолог Гете, когда он писал “Страдания юного Вертера”, икону литературы романтизма и провозвестник будущих эмо (фууу, аж самому противно). Цинично, правда? Прочитав пару дюжин книг, где кто-то в итоге покончил с собой, воспринимаешь суицид совершенно иначе. Он может вызвать только едкую усмешку.

Отдельно нужно рассмотреть известный стереотип, что смерть в молодом возрасте для творческой личности — это не просто норма, но и обязательный исход. Суицид для поэта — это как штамп ОТК. Гарантия качества творчества. Что может быть прекрасного в смерти? Не могу сказать. Люди имеют странную плотоядную склонность наслаждаться чужими страданиями Высоцкий, например, посвятил этому не одну песню.

К началу 90-х эксплуатация суицидальных мотивов в творчестве усилилась. Особенно их любили представители готической субкультуры и всех производных. Впрочем, отечественные панки тоже любили сочинять песни про “тлен и безысходность”. У тандема Летов-Дягилева это был едва ли не все песни были ПРО ЭТО. Однако, найти процент самоубийц из числа поклонников депрессивного не больше, чем среднее количество тех, кто не переживает переходный возраст. Рост числа самоубийств в разные годы стоит связать, скорее, с неблагополучной социальной обстановкой.

Вывод, который из этого следует — не грустные песни толкают человека уйти из жизни, а глубокий личностный кризис. Связь между депрессивным творчеством и тягой к смерти, скорее опосредованная. Это повод, а не причина. Если кто-то уходит вслед за любимой звездой, то это потому, что он чувствовал себя таким же непонятым и одиноким, а не потому, что откликнулся на призыв. Равно как если ваше чадо слушает депрессивно-суицидальный блэк-металл или “ГрОб”, это вовсе не значит, что оно хочет умереть.

Клубы самоубийц

Я сказал, что человек в здравом уме сам не пойдет на смерть, но вот сподвигнуть его к этому очень даже можно. В жизни каждого человека есть моменты, которые заставляют его страдать и при грамотном подходе вполне можно довести до ручки кого угодно. Но это, скорее, относится к травле. А клубы самоубийц действуют по принципу секты — привлекают в свои ряды людей легко внушаемых и эмоционально уязвимых. Да, действительно, клубы самоубийц существовали в реальности, правда нам они больше знакомы из литературы и кино. Цикл рассказов “Клуб самоубийц” Стивенсона и роман “Любовница смерти” Акунина — как раз такие примеры. Последний примечателен тем, что раскрывает особенности личности такого кружка: неуверенный в себе человек, ищущий таким образом самоутверждения. Любопытно, что он имел вполне реальный прототип. Некий Петроградский поэт, имени которого я не помню, организовал кружок самоубийц при институте, в котором учился. После нескольких смертей история получила огласку, студента исключили и, кажется сослали в Сибирь. Я наткнулся на эту историю, когда изучал такое явление как жизнетворчество (если просто, это когда человек делает из своей жизни произведение искусства). Исследователи отмечали, что создатель кружка вовсе не пытался уйти из жизни сам, а других он подталкивал к этому лишь ради славы. Славы, которой он бы не смог насладиться, будучи мертвым.

Говоря о современных любителях поиграть со смертью, думаю, их мотивы мало чем отличаются от тогдашних. Известность, власть над умами своей “паствы”, деньги за рекламу на раскрученных ресурсах. Участие в ток-шоу тоже хорошо оплачивается. Таким образом, даже если авторов надолго закроют, они сделали неплохие инвестиции в собственное будущее, и имеют все шансы стать новыми Брейвиками, Виккренесами и им подобными. (Эти люди получили известность, совершив тяжкие преступления)

Вскрываемся?

Современное общество в целом подвержено сильным стрессам. Люди живут в относительной безопасности, но при этом испытывают постоянный моральный гнет, независимо от социального статуса и достатка. Есть мнение, что многочисленные самоубийства — это проявление внутривидовой регуляции, реакция на перенаселение. Так, может быть, проблемы и вовсе нет и человечество таким способом просто избавляется от ненужных особей?

Мне бы не хотелось лезть в эту метафизику. Я исхожу из того, то никто изначально не хочет умирать.А это значит, что проблема есть и весьма серьезная. Но видят ее не в том. Клубы самоубийц существовали и до разоблачительной статьи в “НГ”. Через любую поисковую систему можно найти десятка два упоминаний кружков или деструктивных культов, которые пропагандировали добровольный уход из жизни. Проблема, на мой взгляд в том, что детище переросло своих авторов и, возможно, уже приобрело черты медиавируса. А именно: способность к неконтролируемому самотиражированию.

Может показаться, что я противоречу себе, ведь выше я сказал, что субкультура суицида безопасна. Но я имел в виду прежде всего творчество, ей посвященное. Для многих это как раз выход. Люди сублимируют свое желание уйти в конструктивное русло.

Чем нам это грозит? Мое научное мнение: а фиг его знает. Ибо тут все еще очень неопределенно и зависит от дальнейшего развития событий. Либо шумиха угаснет и мода пойдет на спад сама собой, либо шуимха в СМИ не утихнет, а государство примет очередной оградительный акт (например, запретит творчество “Нирваны”, потому что Кобейн застрелился), чем подогреет интерес к теме. А если виновных в смертях подростков посадят, то субкультура обретет своих первых героев. Герои, как известно даже хуже кумиров.

Но если любимый в России метод под названием “выжигание заразы каленым железом” ничего не даст, то как бороться с этой модой? Меры, принимаемые на макроуровне вообще малоэффективны. Во-первых, это как стрельба из пушки по воробьям, во-вторых, никакие социальные или политические институты не заменят ребенку родителей. Как ни банально, но первые, кто должен прийти на помощь ребенку, когда речь идет о таких скользких вопросах как наркотики или суицид, — это родные. И речь идет не о том, чтобы поместить чадо под домашний арест, а о том, чтобы найти причину поступка. очень может быть, что ваш ребенок — не неблагодарная скотина, а его просто изнасиловали или шантажируют в школе.

Бонус: рецепт коктейля “Самоубийство”

Субботний Рамблер
Рекомендации
Люблю я черный юмор! +1
Познакомлюсь с парнем/мужчиной от 18 и до 55 лет для взаимной мастурбации по web-камере и реального секса без обязательств и строго анонимно! Мой Ник SofySunnyRay на сайте http://HBA3L.TK
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука