или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
19 февраля 2014
0
1 185

Новейшее венгерское кино: «Божественная смена»

Вчера, 18 февраля, в Венгерском культурном центре прошёл первый показ в рамках программы ​«Новейшее венгерское кино». Режиссёр Марк Боджар лично приехал представить свою черную комедию «Божественная смена», после чего охотно ответил на вопросы зрителей.
Милан (имя главного героя) бежит из Югославии 92го года в Венгрию. Побег не был запланирован — Милан бежит, потому что у него не поднялась рука на четника, которого он должен был убить. Так он и его возлюбленная оказываются по разные стороны государственной границы
Честно говоря, обычно фильмы с таким описанием вызывают скепсис и скепсис большой. Но в случае с «Божественной сменой» Марка Боджара скепсис можно смело отбрасывать в сторону — жанр «чёрная комедия» даёт знать о себе незамедлительно, а из-за крепко сбитого сюжета перевести дыхание у зрителя не удастся до самого конца фильма.
Милан попадает в отряд скорой помощи, где, под музыку из вестернов, знакомится с врачом «Дедулей» и водителем Киштомашем. «Дедуля» втягивает Милана в свой маленький бизнес — по-даосски относясь к жизни и смерти, а также будучи опытным врачом, он видит, кто из пациентов выживет, а кто нет, и уже несколько лет «играет в бога» — позволяет, либо не позволяет пациентам умереть прямо в машине скорой. За каждый труп он получает процент с ритуальных услуг, оказываемых семье умершего агентом похоронного бюро, с которым у «Дедули» заключена сделка.
Колоритным персонажем оказывается и водитель Киштомаш — он всегда носит с собой меч ниндзя (для него это важно — не самурайский, а ниндзя — ведь Киштомаш фанат «Американского ниндзя»), в юности в него ударила молния, когда он нанюхался клея, сейчас, в перерывах между вызовами, он отдыхает, нюхая веселящий газ или/и посещая топлесс-парикмахерскую (!).
Милан поначалу протестует против грязных дел, которыми занимаются его коллеги, но со временем приобретает более циничный и спокойный взгляд на происходящее — ведь ему нужно перевезти возлюбленную из Сараево в Будапешт, а на зарплату медбрата этого не сделаешь. Так он оказывается вовлеченным в грязные дела своих коллег.
Фильм может серьёзно напомнить своей «клиповостью» и «крутизной» фильмы Гая Ричи, приобретающие оттенок Кустурицы за счёт восхитительно проработанных восточноевропейских интерьеров. Чуть более опытному зрителю придут на ум некоторые фильмы, пришедшие из Эстонии (например, «Тьма над Таллином»), несмотря на куда более практичный и суровый, хотя и не лишенный юмора и легкости, венгерский взгляд на вещи.
Сложно отказать фильму и в поэтичности — он содержит множество красивых и запоминающихся образов, каждый из которых, выполнив свою роль, словно бы передаёт эстафету следующему: меч ниндзя у Киштомаша, кольцо с огромным христианским крестом у агента похоронного бюро, целый рой типично восточных символов из суши-ресторана, который в какой-то момент прорвется на улицы Будапешта, в кадре появится табличка с названием кладбища «Мы воскреснем», а главный герой, лёжа в гробу, лишенный дара речи, будет дышать в телефонную трубку, чтобы хоть так передать свои чувства «той единственной».
После показа режиссёр ответил на вопросы зрителей. Приводим ниже расшифровку:
- Скажите, как пришла идея этой черной комедии? Я ведь правильно понимаю — это чёрная комедия?
— Это была дипломная работа, вот этот сценарий. Откровенно говоря, он родился на реальной новости. То есть, о подобной истории можно было услышать в начале двухтысячных в Польше. И изначально было намерение сделать именно черную комедию, поэтому ваше замечание совершенно корректно — это чёрная комедия.
- В какой киношколе вы учились?
— В Будапеште есть киноакадемия, где я и окончил сценарный факультет.
- По какому случаю вы сейчас вы в Москве?
— В Москву меня привёл этот фильм.
- А где ещё он был показан?
— Премьера фильма была в конце октября прошлого года, тогда же фильм был представлен на Варшавском кинофестивале, потом в Люксембурге, в Сербии, в Испании и в ближайшее время будет представлен в Португалии.
- В фильме звучит музыка типичная для вестернов. Была ли задача поиграть с жанром или это сделано просто чтобы было «здорово»?
— На самом деле, выбор вестерн-музыки родился исходя из характера героев. Я уже достаточно давно видел вот эти три фигуры как фигуры вестернов. То есть, вот этот образ мачо, Киштомаш — он образ маскулинного героя. И во время подготовки к съёмкам фильма я посещал много станций скорой помощи, я посещал морги, вскрытия. Откровенно говоря, я встретился со многими фигурами, которые, работая в скорой помощи были похожи на героев вестернов.
- Мне показалось, что ваш любимый режиссёр — Тарантино. Это так или я ошибаюсь?
— Так было. Пожалуй, я, будучи подростком, посмотрел самые знаковые фильмы Тарантино, и мой образ мышления эти фильмы каким-то образом сформировали. Но если говорить о современниках, мне сейчас очень нравятся южнокорейские фильмы.
- Если я захочу порекомендовать фильм друзьям, они смогут его где-то увидеть?
— Я бы сразу вам торренты порекомендовал.
- В фильме задействованы известные актёры?
— Нет. Но с каждым из них я работал ранее в небольших студенческих работах. И из-за того, что эти актёры малоизвестны в Венгрии, многие венгры не пошли на этот фильм. Но я нисколько не жалею, что выбрал именно их. Это театральные актёры. В определённом кругу они известны, но в широком — увы. И в первую очередь фильм посмотрели те, кто посещает театр и знает этих актёров.
- В чём причина, что девушка, которая играет девушку главного героя — боснийку — венгерская актриса?
— На самом деле, мы провели пробы с боснийскими актрисами, но мы поняли, что под них пришлось бы переделывать весь сценарий и больше времени ушло бы на подготовку. Незнание языка очень осложнило бы коммуникацию.
- Что за бизнесом занимаются герои?
— Возможно, что в фильме не удалось чётко обрисовать то, чем они занимаются. Если кто-то умирает — в похоронное бюро поступает информация, что есть труп, и агент похоронного бюро имеет выгоду с предоставляемых услуг.
- На цифру или на плёнку снимался фильм? И сколько человек было в съёмочной группе?
— На цифру. А съёмочная группа составила примерно тридцать человек
- Скажите, вот вы молодой режиссёр, я смотрю на вас — вы вполне жизнерадостный человек. У меня обывательский вопрос — что вас привело к этой теме?
— Это получилось как своего рода посвящение. Есть молодой человек, который убегает с войны, и в мире, где мирная жизнь, он теряет свою невинность, чистоту. И я тоже вырос в таком мирном, дружелюбном обществе. И когда я узнал про эту новость из Польши, я, в каком-то смысле, тоже столкнулся с трагедией. И тот факт, что в реальной жизни, в мирной жизни происходят такие вещи, как нелегальная эвтаназия, вызвали у меня желание быть сопричастным, смотреть правде в глаза, иметь свое отношение к этому. Для меня также важно было сохранить юмор в этой истории.
- Если вы будете снимать дальше — чему будете посвящать ваши фильмы?
— Следующий фильм будет про женщин. Он будет менее кровавый. В нём точно не будет мужчин, ночи и крови.
- Подождите, как это — без мужчин?
— Будет один мужчина и много женщин.
- Одиннадцать лет назад вышел фильм «Контроль» режиссёра Антала Нимрода, и сейчас, когда я смотрел ваш фильм, возникла перекличка. Там тоже своего рода производственный фильм — про контролёров в метро, персонажи обладают чертами мачо, как и в вашем фильме. Это определённая сфера интересов у режиссёров в Венгрии, или вы намеренно добивались такой переклички, или просто совпало?
— Это очень точное замечание. «Контроль» — один из прообразов для моего фильма. Но «Контроль», как вы заметили, появился одиннадцать лет назад, и сложно сказать, что это — традиция. Следующий после «Контроля» подобный фильм — «Божественная смена», поэтому тут сложно говорить о традиции. На самом деле — чувствуется нехватка подобного рода фильмов. Я люблю «Контроль», и мне захотелось что-то подобное создать.
- У режиссёра «Контроля» последние два фильма — «Хищники» с Эдрианом Броуди и «Металлика в 3D». И сейчас, в принципе, есть целый ряд режиссёров, которые, в принципе, могут снимать что угодно, технически. Вам важно то, что вы снимаете или просто важно — снимать?
— Да, он уехал в Америку. Наверное, я бы тоже не смог отказаться от предложения поработать в Голливуде. Но у меня уже есть планы на два последующих фильма. Я бы хотел их сделать в Венгрии с такого рода актёрами. С этой точки зрения, для меня важнее — работа с актёрами, а не технический аспект.
- Скажите, как поддерживают режиссёров-дебютантов в Венгрии?
— Система изменилась в 2011 году и стала лучше. В 2011 создали Национальный кинофонд с Агнеш Хаваш во главе, и, благодаря этому фонду, была финансово поддержана «Божественная смена». Если раньше деньги получало больше режиссёров, но меньше, то сейчас режиссёров, получающих финансирование меньше, но они получают в два-три раза больше. Отдельного конкурса для молодых режиссёров и дебютантов нет, есть общий конкурс для всех, кто хочет снимать полнометражное игровое кино.
- События фильма происходят в начале девяностых. Возникло ощущение, что события происходят в наши дни. Насколько стояла задача дать ощущение, что это происходит сегодня?
— Когда мы погрузились в систему здравоохранения Венгрии, мы пришли к выводу, что, в принципе, ничего не изменилось — девяностые, сегодня, семидесятые — за эти годы ничего не изменилось.
- Почему тогда понадобилось унести действие в девяносто второй год и затронуть Сараево?
— Сараево была одна из решающих точек, т. к. это близко к Венгрии, и в начале девяностых многие из Сараево бежали в Венгрию. И нелегальная эвтаназия — это тоже девяностые. Сейчас уже сложно представить такой бизнес — машины скорой помощи снабжены навигаторами и прочими устройствами, с помощью которых можно отслеживать их местоположение.
- Продюсером фильма был ваш отец. Как вам работалось вместе, сильно ли он повлиял на идеологию фильма, на работу над фильмом?
— Я был с этим сценарием в трёх компаниях, где его могли взять. Все три компании были готовы взяться за него. Но я почувствовал, что они не очень корректны в финансовых вопросах и хотят вмешаться в сценарий, в работу. Поэтому принял решение работать с отцом — идеальное решение в плане свободы. С отцом мы тоже много ссорились, но я знал, что он меня не подведёт.
- Музыка играет большую роль в создании атмосферы. Она была специально написана или использована уже готовая?
— Это всё написано к фильму. Это тоже дебют — композитора. Его первая работа для кино. Композитор, кстати, младший брат Киштомаша. Он, в первую очередь, пишет музыку для театра.
- Как фильм приняли в Венгрии?
— Критики приняли очень хорошо. Примерно в двенадцати городах я был с показами. Надо заметить, что на встречах, которые проходили в крупных кинотеатрах, расположенных в супермаркетах, было мало людей. Если там идёт показ десяти голливудских фильмов и моего — люди идут на американское кино. Но есть арт-кинотеатры, где можно показывать венгерские фильмы — там фильм шёл при полном зале.
- Вашему отцу фильм понравился. А как к нему отнеслась ваша мать?
— Она была очень горда, что её сын сделал такой фильм. И не только потому что её сын сделал фильм, а ещё и потому что в фильме задействованы её любимые театральные актёры. Она была рада, что её любимые актёры получили такие роли в кино.
- Кто повлиял больше на ваш выбор профессии — отец или мать?
— Возможно, что отец. Он работал и на телевидении, и в киноиндустрии. Я с трёх лет смотрел и любил фильмы, так что папа, наверное, невольно стал причиной
Также, специально для Rustoria.ru Марк Боджар назвал десять своих любимых венгерских фильмов. Мы попросили его сконцентрироваться на современниках:
1.Таксидермия, 2006 (Дьордь Палфи)
2.Следователь, 2008 (Аттила Галамбос)
3.Тамара, 2004 (Саболч Хайду)
4.Библиотека Паскаля, 2010 (Саболч Хайду)
5.Гармонии Веркмейстера, 2000 (Бела Тарр)
6.Потерянное время, 2009 (Арон Матьяши)
7.Мой двадцатый век, 1989 (Ильдико Энеди)
8.Дилер, 2004 (Бенедек Флигауф)
9.Пятая печать, 1976 (Золтан Фабри)
10.Холодные дни, 1968 (Андраш Ковач)
Мы благодарим за помощь в подготовке материала Венгерский культурный центр в Москве и лично Ольгу Урасинову
Подписывайтесь на нас вконтакте: http://vk.com/zavtrakinozh
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука