или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
11 августа 2016
1
815

Новые хиппи

Философия эскапизма: почему современные люди массово бегут от реальности?

Пока политики и сотрудники силовых структур ищут следы заговора спецслужб в новой популярной игре «Pockemon GO», психологи отмечают, что в такие игры играют люди, «утратившие смысл жизни». Но увлечение играми — это лишь симптом. Признак некой большей закономерности. Уход от реальности сегодня носит поистине массовый характер и проявляется не только в ловле воображаемых друзей на смартфон. Не секрет, что современные люди стали гораздо более замкнутыми. Они акцентируются на иных ценностях, нежели 100 или даже 10 лет назад. Общение между индивидами также происходит по-другому и строится на иных принципах. Но в чем причина такого поведения? Только ли дело в личном несчастье или речь идет о следствии крайней информатизации современного общества? А что, если это новая философия жизни?

Ухожу я от вас — злые вы

Феномен ухода от реальности — явление отнюдь не новое. Сегодня оно связывается в первую очередь с онлайн-играми, хотя о любой «классической» молодежной субкультуре можно сказать, что она — разновидность этого самого бегства. Люди, разочаровавшиеся в привычной (традиционной, если хотите) системе ценностей, или не имеющие возможности реализоваться в ней, создают альтернативную. Так поступали, например, хиппи в 60-е.

У явления есть научное название — эскапизм. Четкого определения этого понятия, впрочем, на данный момент нет. Обычно его рассматривают в негативном ключе — как  нечто среднее между психическим расстройством и социальной девиацией. Словарь говорит, что эскапизм — это «стремление личности уйти в мир грез, отгородиться от жизненных проблем». В первую очередь склонность к эскапизму проявляют подростки — в силу кризиса взросления. Этому способствуют характерные для возраста неуверенность в себе, страхи и комплексы. Можно сказать, что в современном мире бешеных скоростей и культа успешности эскапизм является своеобразным проявлением подросткового бунта. Однако в последнее время явлене принимает столь многообразные формы, что такого определения явно недостаточно.

Что же определяет эскаписта сегодня?

В постинформационную эпоху (ее еще называют «гламурной» ) эскапизм обрел совершенно новые черты, став явлением в большей степени социо-культурным, нежели психологическим.С одной стороны повышенный уровень стресса и существенно ускорившийся ритм жизни толкает многих людей на отказ от активной общественной жизни в пользу покоя и созерцательности. Многократно увеличившийся поток информации вынуждает отсекать лишнее для сохранения рассудка. Выбор при этом делается в пользу вызывающих положительные эмоции. (Откуда иначе взялись проекты в стиле «хорошие новости». С другой стороны развитие информационных технологий дает возможность посмотреть новинки кино или пообщаться с друзьями, не выходя из дома. Словом, можно сказать, мы отчаянно ищем «зону психологического комфорта», свой уютный мирок, живущий по нашим законам.

С другой стороны в последние 100 лет у людей появилась такая важная вещь как досуг, и среди прочего они стали тратить свободное время на вопросы, связанные с осмыслением собственной жизни. Одинокая старость, жизнь потраченная впустую — эти темы стали ключевыми в культуре еще в 19 веке. В современном информационном поле они стали своеобразными мемами. Не удивительно, что многие из нас больше думают о самореализации, стремятся уделять внимание себе, своим увлечениям. Все чаще люди осознанно отвергают навязанные социумом роли, стараясь жить во исполнение детской мечты.

Можно сказать, что эскапизмом пропитан сам дух времени, что он в некотором роде сам стал частью life style, образа жизни. Поэтому, если вы предпочитаете чтение книг просмотру новостей, если вы любите компьютерные игры или сериалы и не считаете фентези и фантастику чем-то искусственным, надуманным и мешающим «нормальной» жизни, можете смело считать себя эскапистом.

Любителей убегать в мир грез навряд ли можно отнести к какой-либо конкретной субкультуре, однако его отдельные стороны в той или иной мере исповедуют различные молодежные движения. Не только «депрессивные», как готы, эмо, суицидники (они сегодня тоже являются своего рода субкультурой), но и «радостные», как, например, растафари.

Прямых данных о распространенности эскапизма нет, как нет статистики людей, витающих в облаках. Судить можно лишь по косвенным признакам, например способу проведения досуга. По данным ВЦИОМ за 2013 и  2014 год почти половина (45%) россиян проводят свободное время дома. С другой стороны по информации «Левада-центра» политическую активность проявляет всего 1% граждан России (70% — не интересуются вообще). Если сложить эти два фрагмента, то намечается определенная закономерность.

В обществе потребления принято считать, что эскапизм — удел неудачников. Что люди ставят во главу угла нематериальные ценности из-за нехватки, например, успеха, денег, секса (как показателя успешности). Но так ли это на самом деле? Давайте рассмотрим разные стороны явления.

Социофобия как стиль жизни

Эскапизм часто путают с социофобией, а в разговоре иногда подменяют понятия. В чем-то эти явления даже родственны, хотя социофобия все же считается разновидностью расстройства личности. Ее, наравне с аллергией и гастритом, можно назвать «болезнью века». По разным данным ей страдает около 10% людей, по прогнозам эта цифра в ближайшее десятилетие вырастет до 20%. Спусковым механизмом для ее развития, как правило, становится сильный стресс, нетипичная кризисная ситуация, на решение которой человек тратит слишком много моральных сил.

В современном мире, однако, слово «социофоб» принимает новые и порой совершенно неожиданные оттенки значения. Как ни парадоксально, в определенном смысле называться таковым даже модно. Речь идет в первую очередь о неформальной среде, где некоторые люди считают за особый шик назвать себя социофбом или хикки. Делается это примерно с той же целью, с какой ранее люди носили маску изгоев, лишних людей, не понятых и потому гонимых обществом (байронический тип, декаденты) — чтобы вызвать сочувствие, в особенности противоположного пола.

В пользу появления моды на социофобию говорит тот факт, что в сообществе «Социофоб» в социальной сети «Вконтакте» состоит более 300 000 человек.

Можно проследить истоки этого явления. Примерно в 70-х в Японии появились хиккикомори (они же хикки), затворники, ведущие паразитический образ жизни. Разумеется, тема нашла отражение в культуре, в том числе набиравшем популярность жанре аниме. Некоторые произведения, такие, как «Serial Experiments Lain» и «Chaos; Head», стали культовыми, породив желающих подражать главным героям. Можно сказать, что в данном случае имеет место эффект Уробороса (змея кусающего собственный хвост): явление породило искусство, породившее новый виток явления.

Мария, студент-психолог, 21 год

Моя социофобия начала развиваться, наверное, классе в 5-ом. До этого была просто неуверенность и непонимание, что происходит в моей жизни. Я не уверена в том, что я хикки. Да, образ жизни у меня почти такой же, но, скорее, вынужденно. Например, я могу захотеть пойти в лес, но не пойду, так как для этого нужно выйти на улицу и проделать определенный путь, что вызовет паническую атаку. В результате сама мысль о походе в лес кажется ужасной. Меня не пугает сам лес, а отрезок пути через населенный пункт, в котором я живу. Территория, где меня все знают и относятся ко мне в лучшем случае с пренебрежением.

Про моду на социофобию слышала, но не особо интересовалась. Хотя, когда только узнала об этом, помню, что было негодование и даже какая-то обида, что люди так запросто причисляют себя к социофобам, не зная насколько на самом деле тяжело нести такой груз и насколько это вообще затрудняет жизнь.

Я социофоб, но, как ни странно, я не унываю. Ищу выход из сложной ситуации, во многом по этой причине я поступила на психфак. Однажды я пришла к логичному выводу, что в первую очередь нужно принять себя и начала искать общества себе подобных. У меня есть 2 подруги с похожими проблемами: одну знаю лично, с другой общаюсь в сети. При этом могу сказать, что я не люблю нытиков: был опыт общения с таким парнем, и поняла что тряпки на меня плохо влияют, ибо вызывают лишь раздражение и непринятие.

Это интересно:

«Социо» — интересное словечко из молодежного сленга появившееся, очевидно, в последние годы. На первый взгляд кажется, что оно означает оно все общественное, социальное. Выборы, например, учебу или или работу. Но все оказывается проще. «Социо» — это, грубо говоря, когда больше двух человек.

«Голосуй — не голосуй»

Аполитичность сегодня также можно рассматривать как частное проявление эскапизма. «Играйте в свои игры сами», — так условно можно назвать отношение многих, особенно молодых, людей к любой форме «исполнения долга перед родиной»: служба в армии, выборы, патриотические митинги. Можно сказать, что этот лозунг является современной версией «Make love — not war», с той лишь разницей, что современные аналоги хиппи предпочитают не противопоставлять себя системе, а просто выпадать из нее. Такие люди считают политическую борьбу бессмысленной тратой времени и сил, и не любят, когда государство вмешивается в их жизнь. Девизом многих представителей молодежи сегодня могли бы стать строчки песни «Умываю руки» популярного регги-коллектива «Адис Абеба»:

«Имеет ли смысл бороться с машиной,

Ведь в меру деталей оставлено нам.

Стоит просто свалить из механизма,

И он поломается сам…»

LENS KIT (ник в сети), 18 лет, программист

Я вообще дико стебусь с патриотов. Потому что у нас, отдавая жизнь за родину, ты фактически ты отдаешь ее за амбиции «царя-батюшки» и абстрактные идеалы, привитые в школе. Возьмем к примеру США: они любят свое отечество не за право безнаказанно бить геев и атеистов, а за уровень своей жизни — за красный мустанг в гараже огромного трехэтажного дома. Такой патриотизм я понять могу.

Можете подумать, что я какой-то малолетка, который не разбирается в жизни, но мне 18, а я уже обеспечиваю сам себя. У меня есть четка цель, к которой я иду, и мне меньше всего хотелось бы, чтобы внезапно меня подняли с кровати и отправили умирать, потому что какой-то пузатый дядя решил, что я должен Родине, а его дети — нет.

Остаться верным себе

Многими людьми на их жизненном пути движет страх бедности. Он кажется надуманным только тем, кому не приходилось отказывать себе даже в самом необходимом. Этот страх свойственен в первую очередь им, так как традиционно именно мужчина обеспечивает основной доход семьи. Малообеспеченный партнер не является привлекательным кандидатом на создание семьи. По крайней мере, так думает большинство мужчин. В современном мире этот страх обрел новую форму — боязнь стать неудачником. Ее подогревает в том числе массовая культура, сделавшая успешную карьеру синонимом счастья. Достаточно посмотреть, насколько востребованными в последние годы стали книги и фильмы в жанре «история успеха». Экранизации удостоились в частности биографии Стива Джобса и Марка Цукерберга. Мотивация стала целой индустрией. Тренинги личностного роста плодятся, как грибы после дождя. (Наверняка, вы сейчас вспомнили многочисленные приглашения от центров развития). Ник Вуйчич, мотивационный спикер, рожденный без конечностей, собирает полные залы по всему миру.

Погоня за славой деньгами, статусом, жестокая конкуренция приводит многих к мысли, что им противны эти «крысиные бега». Люди сознательно отказываются от карьеры, меняют профессию, уезжают в другую страну, больше времени уделяют хобби — словом, живут ради себя. В развитых странах, таких, как США или Австралия дауншифтинг носит характер массового бегства — 25-30% населения сделало шаг в этом направлении. В России он не так популярен — 4-5%, большая часть которых живет в мегаполисах.

Роман, 28 лет, писатель, эзотерик

За мое увлечение литературой (особенно эзотерической) меня считают странным. Это мягко говоря. Сказать по правде я пробовал жить «нормальной жизнью»: дом, семья, работа. Я, безусловно, оправдывал ожидания окружающих. Мне даже нравилось положение счастливого семьянина. Но только первый год брака. Я хотел обеспечить свою семью всем необходимым и подолгу пропадал на работе. Начались конфликты, измены. Мы развелись, и, знаете, я почувствовал себя лучше. Спустя какое-то время ушел с работы. Появившееся свободное время я тратил на упорядочивание и здание стихов и рассказов, накопившихся еще со студенческих лет. Сейчас я думаю сделать литературу своей профессией. Мои познания в парапсихологии пользуются спросом — так что, возможно, начну вести какие-нибудь семинары.

К карьере у меня отношение особое. Так сразу и не объяснишь, но могу попробовать в двух словах

Карьеру я воспринимаю как реализацию «человека социального». Весь тот сумбурный, взаимопереплетённый набор паттернов, гештальтов, стереотипов и архетипов, которые, действуя совместно, соединяют силы бессознательные, соединяющие мир, с силами общественными, насильно приказывающими через обучение чувствовать тот или иной «вкус и цвет» мира — вот, что формирует жизненный путь большинства людей. Я бы так сказал, что карьера — это почти неизбежная судьба среднестатистического нормального человека. Ведь что такое судьба? Это реализация эффектов, получаемых от приложения личного намерения тоналя к нагуалю. Фактически. А что определяет вектор приложения намерения? Его определяет конструкция тоналя, которая, уже в свою очередь, определяется положением точки сборки, реализующей тот или иной «узор» резонанса малых эманаций с эманациями большими, с, так сказать, изначальными эманациями мифического Орла, хотя ими можно назвать вообще всё, что угодно. Таким образом, путь карьеры — это путь внешний, путь вовлечённости, когда человека определяет не он сам, но его окружение. При этом зона недосягаемости практически «испраяется», человек думает, что сердцевина его личности, его эго — это он сам, но, на деле, от именно него там мало что остаётся. Большинство наблюдаемых им эффектов ума оказываются кросс-резонансами полевых фрагментов его окружения. Человек исчезает. Но и другие люди — тоже стыки подобных же кросс-резонансов их окружения. Поэтому социум — это паутина, из которой невозможно выпутаться, если, доверяя абсолютности общественно значимых целей, открываться, пуская собственную энергию в расход и перекрывая канал синхронизации с намерением Вселенной, что и регулирует уровень Силы. Ведь мы по уши в нагуале! Но и слепы к его эффектам, открыты только интерпретациям. Причина тому — жёсткость и неподатливость конструктов личности. Именно способность морфиться изнутри и даёт умение сёрфить бесконечность.

Большие дети

Говоря о философии эскапизма, нельзя не вспомнить о кидалтах — взрослых, сохранивших много детских черт. Не стоит путать это понятие с так называемым «синдромом Питера Пена», который последний все же относится к категории психических отклонений. Юнг даже вывел специальный архетип «puer aeternus», ребенок, который не желает взрослеть. «Вечные дети» были всегда, известные примеры таких людей — Вольфганг Амадей Моцарт и Майкл Джексон. Однако, в последнее время о них говорят особенно часто. Чаще всего этим феноменом объясняют рост популярности мультфильмов для взрослых и так называемых «взрослых игрушек». Речь не о товарах интимного назначения, а, например, о радиоуправляемых моделях, стоимость которых достигает нескольких средних зарплат. Но действительно ли все дело в том, что кто-то просто не наигрался в детстве? Если учесть упомянутый выше растущий уровень стресса, то картина выстраивается несколько иная. Мир детства — светлый и чистый, там нет места ненависти, боли и страху. Поэтому, не удивительно, что многие ищут духовного комфорта именно там.

Марьяна, 24 года, музейный работник

Вы когда-нибудь просыпались и понимали, что стали взрослым? Когда именно приходит осознание того, что ты повзрослел? Что это вообще значит быть взрослым? Перестать мечтать? Перестать видеть небо? Перестать видеть красоту мира? Погрязнуть во лжи, которую ты сам сочиняешь перед своими друзьями, дабы выглядеть лучше в их глазах? Когда твои мысли заполняют лишь деньги, которые ты не успеваешь тратить, потому что у тебя есть только бесконечный список дел.

С одной стороны, я обычный, взрослый человек. У меня есть работа, любимый муж. Но если посмотреть на нашу семейную жизнь, становится понятно, что мы с мужем — два взрослых ребенка. Мы любим дурачиться, если ругаемся — все сводится к шутке, заканчивается смехом или обнимашками. Оба любим компьютерные игры, иногда вместе играем.

Думаю, что это все пошло из детства. Я была болезненным ребенком, много времени проводила дома. Из-за этого я была под гиперопекой со стороны матери. К слову, семья у нас была бедная, по этой причине одноклассники со мной не слишком дружили. Так что традиционные атрибуты взросления, которые мы все знаем из подростковых сериалов (борьба за популярность, беготня за мальчиками) прошли мимо меня. Поэтому я росла замкнутым ребенком, больше общаясь с книгами и компьютером.

Люди, которые играют в игры.

В конце хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начинали: ARG — игры в дополненной реальности. Психологи считают увлечение такими играми проблемой и ищут корни увлечения этой игрой в неудовлетворенности реальной жизнью. Но в наш век компьютерных технологий границы реальности стерты. Компьютеры проникли во все сферы жизни. У многих людей они являются рабочим инструментом, некоторые вообще зарабатывают деньги на своем увлечении компьютерными играми. С этой точки зрения игры в дополненной реальности имеют положительную сторону — вытаскивают людей из дома на свежий воздух.

Сомнительным кажется и тезис про неудовлетворенность. Отрицательные эмоции есть в жизни каждого. Грубо говоря: каждый несчастлив по-своему. Только если «неудачник» страдает от отсутствия денег, то «успешный» человек, например, может страдать от монотонности и предсказуемости жизни. Но мало кто способен бросить успешный бизнес или карьеру в крупной компании и уехать в поисках приключений, скажем, в Африку. Поэтому успешные люди необходимый адреналин получают, искусственно создавая условия, в которых нужно проявить качества, ненужные им в повседневной жизни: смекалку, ловкость, силу. Эта идея нашла отражение в фильме «Игра» 1997 года с Майклом Дугласом в главной роли. Картина не просто стала культовой, можно сказать, что она во многом породила движение поклонников жанров ARG и квестов в реальности. В этом нет ничего удивительного, поскольку главный герой до самого конца не знает, что все, что с ним происходит — всего лишь игра.

Увлечение такими играми сегодня приобрело характер настоящего движения. Что и неудивительно — приятно на выходные снять галстук и окунуться в мир приключений. Сегодня существует великое множество различных их разновидностей. Компьютерные — только одна категория. «DOZOR», «Схватка», «квесты в реальности» — знакомые названия? Есть проекты более бюджетные, есть менее бюджетные, но принято считать, что это развлечение для среднего класса. Иными словами для людей, которых никак нельзя назвать «неудачниками».

Сергей, 30 лет, предприниматель, участник и организатор ролевых игр.

«Pockemon GO» — это не единственная игра в дополненной реальности. Просто «Покемоны» в принципе популярный сеттинг, вот о них все и говорят. В детстве я помню, смотрел сериал про них. Тогда тоже их ругали — за то, что вызывают у детей эпилепсию.

Для меня ролевые игры — это хобби и немного бизнес. Правда, все, что я зарабатываю, едва окупает организационные расходы. Но меня это не смущает. Я делаю это не для денег, а для души. Эскапист ли я? В каком-то смысле да. «Дозорные» — это отельный мир. Мы создали его и поддерживаем, потому что нам в нем комфортно. Но это не значит, что мы поголовно боимся жить.

Использование дополненной реальности в квестах — моя давняя мечта. Впервые я увидел эту примочку в аниме «Заметки о робототехнике». Я не поклонник аниме, смотрел как раз в контексте использования дополненной реальности. К сожалению, пока это это технически недостижимо. Покемонов я себе тоже установил. Интересно, как это реализовано. Играю без фанатизма — в бассейны не прыгаю.

Думаю, что «покемоны» — это первый звоночек. Человечество стремительно кибернетизируется. Скоро наш мир будет похож на фантастические антиутопии. Не думаю, что это плохо. Это естественное развитие человечества.

Тарелка манной каши. Вместо заключения

Пожалуй, самая неприятная сторона эскапизма — отношение к нему общества. Общество всегда осуждает тех, кто не вписывающимся в его рамки. В России все вообще выглядит очень печальным. Ведь, как известно из истории, в российском праве, несмотря на презумпцию невиновности, принято сперва расстреливать, а потом разбираться. Хотя, почему только в России? Вспомните времена «Вудстока»: хиппи тоже не особо любили в США. В обществе, где все чаще играют военные марши, рок-н-ролл не в чести. С другой стороны, чем сильнее людей, которые отвергают традиционные ценности, становится все больше. Среди них есть и весьма влиятельные. Так что не удивительно, если в скором времени именно они начнут диктовать обществу, как ему жить.

Скажете, что такое невозможно? Что нам не дадут это сделать? Что пропаганда промоет нам мозги, или депутаты примут более жесткие законы? В психологии существует понятие пресыщения. Проще всего объяснить это на примере тарелки каши. Если ребенка изо дня в день кормить манной кашей, у него сформируется к ней отвращение. Дело тут не в плохом вкусе блюда, а в том, что человека принуждают делать что-то из раза в раз. Ситуация с кашей легко проецируется на нашу общественную жизнь. Если в обществе длительное время нагнетается истерия вокруг чего-то (враги за океаном, терроризм), то со временем психика людей отвергает эту информацию. В современном обществе эффект тем сильнее, чем более развиты средства связи. Очень легко проверить информацию, озвученную в СМИ, связавшись с людьми, проживающими непосредственно в указанной местности через социальные сети. Кроме того, не стоит забывать, что Россия и многие страны Европы пережили опыт тоталитаризма, поэтому любая пропаганда воспринимается критически. Не будем забывать и про жанр антиутопии, крайне популярный в современной массовой культуре. «Гаттака», «Эквилибриум», «V — значит вендетта», «Голодные игры», «Бойцовский клуб» — поистине культовые произведения.

Таким образом можно сделать парадоксальный вывод: традиционные методы мотивации сегодня порождают обратный эффект. Власти, пытаясь бороться с «бездуховностью» и аполитичностью методом насаждения «духовных скреп», лишь усиливают равнодушие к политике в обществе. Корпорации (условное обозначение), пропагандируя карьерный рост, насаждая культ успешности, лишь усиливают тенденцию к дауншифтингу.

Мир меняется слишком стремительно, быстрее, чем власть предержащие успевают сменить свое отношение к действительности. В будущем это может привести к конфликту, который радикально изменит расклад сил.

Субботний Рамблер
Рекомендации
Не могу сказать, что во всем согласен с автором, но в чем-то он прав...
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука