или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
14 марта 2015
4
33 646

Будни гайдзина в Японии. Часть четвертая. Районы, метро, техника, анимэ

Иллюстрация: Алексей Кравчук
«Рустория» публикует серию путевых заметок Марии Веселовой о долгом путешествии по Японии. В четвертой части рассказ о специальных людях, которые утрамбовывают пассажиров в вагоны, о разделении на районы в Токио, о новейших достижениях техники.



Странно, говорят, что Токио – один из самых дорогих городов мира… Кто так решил? Да, наверное, в фешенебельном районе Гинза цены кусаются, но ведь престиж он на то и есть престиж. 
Там, где обитаю я, цены вполне себе среднеевропейские и даже гораздо ниже скандинавских, например. Большая бутылка воды в магазине стоит 90 иен – это 30 рублей. В автомате банка или бутылка напитка обойдется в 40 рублей. Порция еды в пластиковой коробке – 80-200 рублей. Правда, фрукты дороже, чем у нас: три яблока стоят около двухсот рублей, гроздь винограда – под 300, дорог и привычный нам хлеб. 
Но одежда, даже в туристических районах, стоит в районе тысячи-двух, обувь – три тысячи. Ужин в обещепите – 500-1500 иен, то есть от 150 до 500 рублей в среднем. 
Транспорт – зависит от расстояния и количества линий, но в среднем получается иен 300-500 за поездку, то есть 100 – 160 рублей. Короче, ничего криминального. 
Жить на месте недорого, зато дорого передвигаться по стране хоть куда бы то ни было, но об этом речь впереди.
Несмотря на огромную плотность населения, город вовсе не выглядит перенаселенным. Рядом с многоэтажными многоквартирными домами приютились небольшие, узкие, в шесть-семь, а то и в три-четыре этажа. 
Улицы порой тоже довольно узкие и никогда не заставлены машинами. Нет разнобоя и в уличной рекламе: вертикальные вывески почти всегда одинаковы по ширине, видимо, это как-то регламентируется.
Что особенно радует — по всему городу полно бесплатных туалетов; разумеется, в каждом парке, на каждой станции метро и железнодорожной станции, а также периодически просто на улице. Любой из них содержится в чистоте, в нем есть мыло, бумага, зеркала.
Япония производит какое-то фантастическое количество мусора. Как и принято в цивилизованной Азии, даже упаковку жвачки вам завернут в пакетик, а солёное ни за что не положат рядом со сладким. 
Намедни я имела удовольствие наблюдать банан, расфасованный в супермаркете в красивый узорчатый полиэтиленовый пакетик и перевязанный ленточкой.При этом урн в стране не то что недостаточно — их в принципе нет! 
Легкий завтрак в парке заставил нас проявить чудеса изобретательности: бутылку из-под минералки можно запихнуть в отверстие для пустых банок, предусмотренное в уличном автомате, а прочие коробочки и пакетики были поштучно и варварски засунуты в микроскопические урны для салфеток в общественной уборной (!) 
Как поступают в этом случае местные — загадка, которую нам пока не удалось решить. 
Ведь они все время что-то едят палочками на свежем воздухе! При этом, хочу заметить, улицы Токио практически стерильны, тут вообще нет такой опции в голове у людей — выкидывать фантики и пластик на газон или обочину.
 А тем паче окурки, ведь курить на улице вообще запрещено. Говорят, что весь мусор потом перерабатывают на специальном заводе по довольно дорогостоящей технологии и полученную массу используют в качестве основы для намывных территорий. Страна Восходящего Солнца, как же иначе. А на Мальдивах, наверное, вообще не парились бы. Дел-то: засыпать атолл мусором, сверху покрыть белым песочком, и вот вам еще один кусочек туристического рая.
Население довольно часто выбирает для передвижения велосипед; правда, в метро с ним нельзя, но зато повсюду есть охраняемые платные велопарковки. Ездят и с детьми: бывает так, что один ребенок на специальном сидении спереди, другой сзади. 
Метро, кстати, кажется взрывающим мозг только на первый взгляд. Уже на второй день понимаешь, что оно устроено довольно логично.
В Токио есть сам метрополитен, а есть сеть электричек. Вместе они хорошо охватывают все районы города, пешком от станции до станции получается минут 15 максимум. 
Стоимость поездки зависит от дальности, а также от того, сколько линий вы поменяете: в городе есть как минимум 5 разных компаний, которые обслуживают линии, и это можно понять уже по тому, что поезда и инфраструктура станций несколько отличаются.
Во всех вагонах есть багажные полки, а сиденья – мягкие, что очень приятно. Чисто, много белого цвета и обилие очень яркой рекламы. На входе и выходе из метро, а также на переходах установлены турникеты. 
И, кстати, да, здесь действительно есть специально обученные люди в форме и белых перчатках, которые помогают «утрамбовывать» пассажиров в вагоны в час пик.
Для того, чтобы совершить поездку, необходимо предварительно купить специальную карточку, которая называется PASMO. Она стоит 500 иен (чуть больше 150 рублей), это как бы залоговая сумма. На эту карточку можно класть в специальных терминалах различные суммы денег.
Вы заходите в метро, прикладываете ее, и система запоминает вас. Когда вы завершили поездку, прикладываете еще раз, и необходимая сумма автоматически списывается со счета. Какая именно – вы видите на специальном экране. PASMO – многофункциональная вещь, с этой карточкой можно не только ездить в метро и на электричках, но и пользоваться любым наземным общественным транспортом, покупать напитки в автоматах и даже расплачиваться в супермаркетах. Вот такая система.

Если хотите посмотреть на современный – современный Токио, отправляйтесь на намывные острова, в район Одайбы. Туда ведет специальная линия монорельса под названием Юрикамоме. Поезд без машиниста приходит на станцию раз в пять минут, а потом быстро-быстро тащит несколько вагонов в этот новый район. 
Вы на большой скорости проноситесь над заливом, над портом, минуете новые высоченные здания и даже в одном месте делаете разворот на 360 градусов, чтобы набрать высоту. Поездка стоит чуть больше ста рублей, если считать в привычной нам валюте. 
Хотя для многих местных это самый привычный вид транспорта и ежедневный способ добраться до метро, подобно новехонькому венесуэльскому фуникулеру, протянутому в отдаленные районы Каракаса, но, однако же, для туристов эта поездка сама по себе является отличным развлечением. 
Самые умные заранее собираются на платформе там, где будет дверь первого вагона, чтобы ехать в голове состава и снимать на камеру все вокруг.
В токийском заливе несколько таких островов, но Одайба, наверное, один из самых интересных для посещения. Тут есть несколько смотровых площадок, открытый для посещения токийский телецентр, зачем-то – статуя свободы, а на площадке около торгового центра выставили огромного робота, этажа в три или четыре высотой. 
Он умеет вертеть головой и пускать пар из груди, а глаза у него зажигаются огнями. Робот что-то говорит на неведомом языке. Возможно, он может что-нибудь еще: вращать корпусом, там, или шевелить руками, но толпе людей этого не показывают.
Мы идем дальше, в выставочный зал «Тойоты», который расположен тут же, на острове Одайба. Здесь можно посмотреть практически на все новые модели этой марки, посидеть внутри, потрогать приборную панель. В некоторые ограниченные часы разрешается даже покататься на специальном крытом автодроме на выбранной машине, правда, при нас этот великолепный аттракцион был закрыт, да и, судя по сайту, требований к водителям предъявляется слишком много. 
Но зато можно совершенно бесплатно зайти в так называемый HistoryGarage и полюбоваться там на старые модели не только Тойоты, но и других марок. Тут и первый «мини», и ситроены, и шевроле, и форды. И имитация старой американской заправки, и соответствующие плакаты, и в колонках играет что-то безумно ностальгическое.
Есть несколько машин, в которых можно посидеть, остальные приходится с интересом рассматривать через стекла. Периодически по рядам старых автомобилей прохаживается человек с тряпочкой и стирает с них пыль. Его работе, по крайней мере на какое-то время, пожалуй, можно и позавидовать.

Токио – город небоскребов. По вечерам я выхожу на свой балкон на десятом этаже и смотрю, как на вершинах соседних зданий загораются и гаснут красные огоньки. Говорят, это сделано для авиационной безопасности, но врать не буду, так как точно не знаю. Разумеется, в этом городе есть несколько смотровых площадок. Например, Токио SkyTree или Роппонги. 
Стоит удовольствие около 500 рублей. Мы, впрочем, обнаружили и совершенно бесплатную, но не менее крутую площадку прямо около станции метро Точомае. 
С 45-го этажа огромного бизнес-центра открывается просто упоительный вид на этот гигантский, бесконечных размеров город. В ясную погоду видно и священную гору Фудзияма.
У Токио, как и у многих мегаполисов, нет какого-то единого образа. Есть Асакуса и Уэно, которые представляют город в самом традиционном, старинном виде, когда не было еще ярких огней и небоскребов. Здесь вы увидите храмы, узкие улочки малоэтажной застройки, торговые кварталы, небольшие парки с ручьями и разноцветными карпами в них – такой игрушечный, лубочный Токио. 
Конечно, количество туристов здесь довольно велико, и вот тут как раз обычное дело встретить европейское лицо. Полно забегаловок с традиционной кухней, посещение которых не ударит по карману, много лавочек с аутентичной одежной. 
У дороги толпятся местные рикши: не мото, не вело. Молодой человек в «двухпалых» сапогах и коротких шортах держит, играя мускулами, двухколесную двухместную коляску. Туристов он возит, можно сказать, на своей собственной натренированной спине.

Полная противоположность – район Гинза. Это даже не просто престижная часть города, правильнее сказать – фешенебельная. Для любой компании является признаком хорошей репутации иметь там офис или представительство. Гинза застроена многоэтажными зданиями с логотипами мировых корпораций на верхушках. Тут все довольно дорого, и местные торговые центры предлагают одежду от ведущих мировых дизайнеров, ювелирные изделия стоимостью в годовую зарплату и прочие штучки, которые средний класс обычно не покупает. Зато в Гинзе есть бесплатная и открытая для всех экспозиция последних достижений электроники от «Сони». 
Можно часами бродить по ее этажам, тестировать фотоаппараты, видеокамеры, домашние кинотеатры и смартфоны последнего поколения.

Кварталы района Акихабара являют собой самое стереотипное представление о Японии: нереальное количество аниме-аксессуаров, видеоигр, электроники и прочего барахла. Даже промоутеры здесь изображают японских школьниц: мини-юбочки, гольфики до колена и заячьи ушки на голове. А уж по вечерам тут просто яблоку негде упасть.
Район, где живу я – неподалеку от станции метро Монзен – Накачо – довольно «пенсионерский». Тут нет ни ряженых аниме-персонажей, ни велорикш, а видны, напротив, самые обыкновенные лица: офисные работники, мамочки с детьми в слингах, старушки, неторопливо прогуливающиеся по парку и так далее.
В парке Уэно, который находится возле одноименной железнодорожной станции, есть огромный пруд, затянутый лотосами. Вода почти во всех токийских водоемах какого-то мутновато-зеленого и очень холодного цвета. В прудах часто плавают рыбы, как и здесь. 
Рыбы огромные и жирные, мне кажется, что обитающие по соседству бомжи должны были уже всех их поймать и зажарить. Но нет, никто их не ловит. Такие рыбины гипнотизируют меня, и я всегда усаживаюсь на корточки, чтобы получше рассмотреть их.
Мимо проходит строгая японская дама с собачкой, в руках у нее булка. Кормить она собирается вовсе не рыб, а птиц, что сидят на краю пруда, однако хищные карпы, почуяв запах еды, прямо-таки выбрасываются из воды и жадно хватают воздух своими огромными ртами. 
В итоге большая часть булки достается именно им. Интересно, чем они в природе питаются, корнями лотоса? Лотос, кстати, увидела в первый раз в жизни. Огромный розовый цветок, полый темно-зеленый стебель и просто гигантских размеров листья, каждый – как самостоятельный предмет одежды. 
Когда лотос отцветает, остается такая корзиночка с семечками. Семечки высушивают и продают, как у нас подсолнечные или арахис. А из самой дырчатой корзиночки, нарезав ее тонкими ломтиками, делают чипсы.
Друзья показывают мне фотографии из офиса, где они трудятся. В тот день Токио конкретно встряхнуло – землетрясение было почти 7 баллов. Всем сотрудникам по этому случаю велено было попрятаться под столы. 
В этот момент останавливаются все электрички. 
По словам ребят, толчок был ощутимый, но не сильный. И без последствий. Ну ничего себе, 7 баллов. Москва бы развалилась небось.
Но тут это вполне обычное дело, да и строят все с учетом сейсмической активности, хотя десятилетия назад Токио вообще был разрушен после одного из землетрясений, да и Фукусима была всего два года назад и все еще прекрасно это помнят.
Но вообще тут одна из самых современных в мире систем оповещения населения. Вся нация с пеленок знает, как действовать при землетрясении. Это досконально объясняют в школах. Более того, микроземлетрясения происходят каждый день, и это привычное явление, наоборот, местные даже начинают волноваться, если их долго нет: как бы не грянуло что-нибудь основательное и серьезное.
Землетрясения в 7 баллов я не застала, зато застала тайфун Мань-Йи. В российских новостях сообщали, что в Японии творится ужас, что из Токио и Киото эвакуируют десятки тысяч семей и так далее. Не знаю как в Киото, а Токио в тот день была совершенно обычная питерская осенняя погода. 
Ну разве порывистый ветер иногда приносил на балкон гостиничного номера стремительный и внеплановый поток капель, которые окатывали стоящих, словно из душа.
Читайте также
Субботний Рамблер
Рекомендации
интересно, а вы там нашли друзей? они как вообще?
Переводить цены на некоторые товары в рубли - это совершенно бессмысленное занятие, если при этом вы не упоминаете о доходе, регулярных тратах на жилье, коммунальные услуги, питание и пр., чтобы у читателя сложилось представление о том, сколько у японца остается на руках свободных денег для этих покупок.
Мусор перед выбрасыванием необходимо рассортировать по категориям, которые незначительно отличаются в различных районах. Пластиковые бутылки нельзя выбрасывать в урну с металлическими или стеклянными банками, а пластмассовые коробочки и пакетики в урны для салфеток и другого сжигаемого мусора, о чем вы написали как о верхе своей изобретательности.
Про повсеместные «охраняемые платные велопарковки» тоже неправда.
Здравствуйте!
Вас беспокоят из издательства АСТ, хотели бы сделать вам предложение!
Пожалуйста. свяжитесь со мной по почте k.sekacheva@ast.ru (Ксеня)
Ksenia Sekacheva,
Простите, вы к кому обращаетесь? К автору статьи?
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука