или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
18 марта 2014
8
2 824

Паша 183. Его оборона

Мне хочется начать с того, что при жизни я никогда до конца не понимала ​Пашу. Он всегда был из какой-то другой реальности. Мало был похож на тех, кто когда-либо окружал меня. Я думала, что его реальность – это среда из которой он произошел. Он работал в том же районе, где жил много лет, с ним всегда были его близкие друзья, некоторых он знал со времен юности. Мое восприятие Паши изменилось, когда я оказалась на его похоронах. Я увидела, что у него была собственная реальность, которая не пересекалась больше ни с чьей. На похоронах собрались все близкие и друзья. У Паши было не так уж много общего с ними. У него есть рисунок под названием «Пластмассовый мир победил». Это слова из песни «Моя оборона» Егора Летова. Там есть такие строчки: «Пластмассовый мир победил. Макет оказался сильней. Последний кораблик остыл. Последний фонарик устал». Борьба Паши продолжалась много лет, и он не проиграл.
«Я не обязан всем и каждому объяснять, что я делаю. Люди думают, граффити – это для детей. Ну и пусть». Это сказал не Паша. Так несколько лет назад сказал мне московский художник Женя 0331с. Суть, думаю, ясна. Как правило, художники, которые работают на улице, бывают замечены лишь в своей среде и, по сути, получается, что они в основном для нее и работают. В последние годы эта тенденция меняется. ​Выставка Паши в ММСИ – это первый случай в России, когда уличное искусство оказалось в ​музее. Чуть ранее стрит-арт потихоньку стал появляться в галереях, которые до этого прочно ассоциировались с современным искусством. В прошлом году в XL галерее на Винзаводе с успехом прошла выставка Жени 0331с «Забор», только недавно в той же галерее завершилась выставка Кирилла Кто. Художники улиц учатся работать в галерейном пространстве, но по-прежнему уличное искусство и современное живут в параллельных мирах. И не только у нас. «Если честно, я ничего не знаю о современном искусстве. Никогда не интересовался им», — сказал мне как-то известный бельгийский художник ROA, чьи огромные анималистичные работы украшают стены многих европейских городов. Паша же, напротив, был очень любопытен, интересовался современным искусством, в частности, любил творчество Олега Кулика. Он участвовал в проектах, которые непосредственно связаны с уличным искусством («Трафарет нужен всем», 2010 год и др.), и тех, которые далеки от него. Например, выставка «Тишина – это смерть», проходившая в 2012 году в центре дизайна «Artplay». Паша хотел вести диалог со всеми. Умение Паши впитывать в себя все новое, желание выйти за рамки во многом и позволили ему подняться на тот уровень, на котором он в итоге оказался.
В отличие от других художников, которые галереям предпочитают улицы, Паша не был скрытен. Наоборот, он активно работал с медиа: помимо собственного ​сайта, у него были аккаунты в разных соцсетях, а также блог. Он тщательно документировал все свои акции на фото и видео и сразу же публиковал материал. Документация была поставлена на поток. Более того, Паша регулярно приглашал журналистов, которым охотно раздавал интервью.
Мы познакомились с Пашей в начале 2012 года, буквально за неделю до того, как он стал «русским Бэнкси». Он практически сразу позвал меня снимать одну из его акций. Она называлась «Суббота» по названию одноименной песни Шевчука и примерно с тем же смыслом («Траурный митинг сегодня назначили мы по усопшей стране, господа. Все песни — распроданы, смыслы — утрачены»). В тот день к нам присоединилась съемочная группа одного из московских телеканалов, которая приехала по приглашению Паши. И это при том, что он тщательно скрывал свою личность. Подобная работа с медиа позволила сделать его искусство более доступным для окружающих, но даже, несмотря на это и на годы кропотливого труда, о нем все равно знали единицы. Отклик, который он получал от зрителя, то есть людей, которые могли видеть его творчество, был весьма своеобразен. Вот один из примеров. У него была инсталляция под названием «Space invader», то есть «Космический захватчик». Паша сделал аналог робота из старой компьютерной игры, который будучи подвешенным на мосту, стрелял лазером (не настоящим, конечно же) по проезжающим машинам. Объект провисел всего сутки. Кто-то из местных, увидев незнакомый объект, вызвал полицию. Приехали саперы и, оцепив место, сняли робота. Все это достаточно широко освещалось в СМИ, и Паша, и те, кто участвовал в подготовке инсталляции, были немного напуганы случившимся. Случай курьезный, но в каком-то смысле непонимание/недоумение – это и частая реакция простого зрителя на творчество художника, который работает на улице.
Паша всегда просил меня снимать реакцию людей на его работы. Знаете, я бы не сказала, что прохожие часто останавливались, чтобы посмотреть на его работы. Но это было неважно. Работы Паши – это послания, если можно так выразиться, напутствия поколениям. Один из излюбленных образов Паши – это маленькая девочка, которая олицетворяет добро и чистоту. На многих его работах образ этой девочки как бы противопоставлен миру, полному цинизма, испорченности. «Каждый человек с детства вынужден учиться себя продавать, так построена жизнь в современном мире, — говорит Паша в концепции к работе «Аленка», огромной плите, раскрашенной под шоколадку «Аленка». — Каждый из нас, как «Аленка», продается вопреки своей воле. Но все же, Аленка в моем понимании – самый светлый человечек на земле, вечно наивный и вечно бескорыстный». Эти «человечки» — часть посланий Паши, часть той борьбы, которую он вел.
Или же вот одна из последних записей в его фейсбуке. Паша комментирует выступление маленькой девочки на сцене. «Совсем маленькая еще девочка сегодня на сцене совершила подвиг! При выступлении у нее сорвался голос, перед нею была как минимум тысячная аудитория, которая в этот момент просто застыла. Но у девочки хватило мужества и стойкости при полной невозможности дыхания все же петь шепотом. Никогда шепот еще не был для меня таким громом. Я испытал такой стыд за свою немощность и дурноту, что не могу передать вам. Агния нашла в себе мужество без воздуха петь почти 3 минуты… (Просто попробуйте не дыша так спеть и поймете..) А я моральный урод, даже курить не могу бросить. Теперь никаких компромиссов со своим сознанием… Плохое не может быть хорошим — а хорошее не может быть плохим. Агния, я преклоняюсь пред тобой! И прости меня…».
Ирония в том, что Паша и сам во многом был той самой «Аленкой». Сентиментальным, наивным, верившим в какое-то высшее добро и справедливость. Паша – борец, но одновременно он же идеалист-романтик. Летом как раз разворачивались события вокруг Pussy Riot, я ходила на суд и снимала все происходящее, делала репортажи для газеты, в которой работала, и для своего блога. Паша как-то позвонил мне после приговора. Мы долго разговаривали, минут сорок. Он сказал, что мир сходит с ума. Сказал, что не надо так шуметь. Надо подождать немного, потом сделать акцию силами уличных художников, сделать инсталляцию на улице, надпись: «Пожалуйста, отпустите Pussy Riot». «Только не надо шума, — эти его слова мне очень запомнились. — Надо просто по-доброму попросить. Не надо всех этих митингов, не надо безумия. Просто сказать: «Пожалуйста, отпустите Pussy Riot».
Человек своей внутренней среды. Мог ли он сделать карьеру в арт-среде? Нет. Собственно это во многом и объясняет ту нелепость, которая произошла с ним. Я имею в виду «русского Бэнкси». Успех под чужим именем. Я никогда не спрашивала его напрямую, что он думает по этому поводу. Но я помню, что это удивило его. Сначала он воспринял это, как успех, потом этот ярлык «русского Бэнкси» стал тяготить его. Это был успех, который не изменил его жизнь и, в общем-то, не дал ему ничего. Конечно, это субъективные ощущения. Кто-то, кто знал Пашу ближе, может сказать иначе, но в целом это была довольно странная и несправедливая история с учетом того, как он вкладывался в свое творчество. Но Паша не был карьеристом, он целиком был поглощен своим творчеством и был не в состоянии контролировать внешние процессы.
Полина Борисова, его друг и ​сокуратор ​выставки, говорит, что свои идеи он «накапливал», то есть ждал удобного момента и продумывал разные варианты их реализации. И еще он всегда верил в свою миссию и в высшие силы, которые его поддерживали. Возможно, именно эта вера и была тем механизмом, который двигал его вперед.
…Впоследствии я узнала, что в ​последнюю ночь он созванивался со своим другом Лешей. Они долго обсуждали денежные проблемы. Леша пообещал договориться по поводу одного рекламного проекта, с которым он мог подсобить Паше. Потом Леша долго не мог прийти в себя. «Я же нашел ему деньги, это нормальный приработок. Нашли же выход из ситуации…». В ту ночь Леша ждал его у себя дома, но не дождавшись, задремал. Уже днем, проснувшись, стал звонить ему. Звонил до тех пор, пока на другом конце провода трубку не взял человек, представившийся отцом Паши. Леша попросил подозвать Пашу.
Фотографии Евгении Зубченко
Субботний Рамблер
Рекомендации
Грустная история. А сколько лет было Паше?
29
А почему умер? Видно, что талантище у парня незаурядный
Так а что с ним в итоге случилось - был неизлечимо болен, удили, внезапная смерть, или просто сторчался, как и большинство его единомышленников?
http://www.mk.ru/culture/article/2013/04/02/835233-otchego-umer-russkiy-benksi-pasha-183.html
земля пухом
Какая-то странная смерть. О причинах никто не говорит. Отравление от сердечной недостаточности отличить нельзя что ли?
Pawa 183 RIP(((
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука