или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
24 февраля 2014
0
748

Первым делом самолёты

Так повелось: любой новый фильм седовласого мудреца Миядзаки ожидается с нетерпением.
Ожидается и детьми, и взрослыми. Ожидается с непременной надеждой на частицу волшебства и чуда: как во всяком представленном на суд зрителя кадре, так и в произведении целиком.
Так повелось: в конце восьмидесятых Миядзаки уже бронзовым божком подзастыл в статусе незыблемого классика, коему практически не к чему да и незачем было стремиться, но который тем не менее не переставал удивлять.
Интерес к новой работе мастера достиг своего апогея, когда Хаяо-сан напоследок принял решение поставить кино “реалистичное”, пронизанное автобиографическими мотивами; кино о себе, кино о Японии.
Шедевра не получилось — тем более интересно порассуждать почему.
“Ветер крепчает” повествует историю о близоруком мальчугане Дзиро Хорикоси, что мечтал стать пилотом, а вырос в крупного авиаконструктора. О том самом Дзиро, что начинал работать на имперский военпром, а затем полюбил девушку со смертельным диагнозом “туберкулёз”.
Хорикоси, кстати,вполне реальная историческая фигура, в чей характер режиссер вложил и свои личностные черты: родившийся в семье владельцев авиазавода, и чья мать угасала от схожей болезни, что и девушка инженера, Миядзаки, разумеется, в той же степени “маг на бумаге”, с разницей лишь, что вместо преобразованных в крылатые двигатели формул, не без успеха создавал на белоснежных листах фантастические миры и милых сердцу антропоморфных существ.
Парадокс же заключается в том, что в “сказочные” фильмы Миядзаки верится с большей охотой: так и чувствуется, что маэстро не хватает волшебных “подпорок”, навроде “чернушек” из “Тоторо” или причудливых божеств из “Унесенных призраками”, чтобы продвигать сюжет дальше.
Лишенный магии, сухой и дотошный “Ветер” выглядит, будто бы тот самый перегруженный деталями фюзеляж, который все так мечтал усовершенствовать Дзиро; кино, что так и не определилось, о чем ему быть: фильмом о детской мечте, о потерянной любви или о становлении японской авиации (на экране период с 1923-го по самые предвоенные годы)
Фильм оказывается сложным и в плане считывания аллюзий и ассоциаций: вряд ли все дети (да и далеко не все взрослые) догадаются, что будто бы срисованный с волшебницы Юбабы немецкий персонаж Касторп напрямую отсылает к знаменитому произведению Томаса Манна, а инженер Хуго Юнкерс, у которого Дзиро проходил стажировку, был в действительности существовавшей и трагической фигурой в немецком авиастроениии.
Но пробираясь сквозь толстые слои ремарковщины, Миядзаки не может отказаться и от себя самого: никто, разумеется, не умеет так рисовать небо; изображать и создавать его на экране настолько объемным, что не под силу многим авторам и во “взрослом” кино.
Миядзаки вскользь высказывается и о чертах японского менталитета: заставляет задуматься о том, как нация, родившаяся на песке и камне, и у которой собранные самолеты доставлялись до аэропортов на быках, впоследствии стала одной из самых технически оснащенных в мире; именно потому ведь, что это “нация мечтателей” – чем крепче ветер, тем сильнее мы скрепляем наши руки.
Лучшие же сцены “Ветра” все-таки неизменно проникнуты сказочностью: сцены, где в своих снах Дзиро Хорикоси беседует с другим существовавшим в мировой истории знаменитым авиатором – франтоватым и пышноусым Джованни Капрони.
Главный же минус картины, собственно, и состоит в том, что в ней не ощущается трагизм ситуации: Хорикоси всю жизнь мечтал делать “просто красивые самолеты”, а придумал в итоге истребители с летчиками-камикадзе для погрязшей в кровавой бойне агрессивной милитаристской империи.
Во сне Капрони утешает: “Твои самолеты столь прекрасны и не возвращаются потому, что их забирает себе небо. Твоя мечта сбылась, Дзиро”.
Но внутренний голос шепчет: “Нет, Дзиро, ты создал монстра. Лучше бы твоя мечта не сбывалась”.
Возможно, интеллигент и гуманист Миядзаки все это прекрасно понимает, однако оставляет нам лишь грустную улыбку на прощанье.
Улыбку человека, что все равно снимет кино о хорошем парне и о том, что его мечта непременно сбудется, если этого очень сильно захотеть.
Подписывайтесь на ​«Завтрак и нож» ВКонтакте
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука