или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
28 февраля 2014
0
1 744

Петь, пить, плакать… и снова петь

10 лет второго пришествия Бориса Мильграма в Перми
Именно второе. Потому как было и первое. Не все уже помнят и знают, что сначала одесский мальчик окончил пермский политех, а потом замутил в Перми Новый молодежный театр. В конце 80-х на спектакли НМТ зрители ломились, столичные критики с ним носились — и вполне по делу носились, а на спектакль «Случай в зоопарке» с Владимиром Штефаном (Сорокиным) и Евгением Глядинским пришли мхатовцы во главе с Олегом Ефремовым – летом 1989 года мэтры были в Перми на гастролях. Да, в общем, и все. Закончилась эта история довольно грустно. Мильграм осел в Москве, Штефан — в Германии, а Глядинский, актер невероятно ранимый и талантливый, погиб в одном из московских переулков Бог знает от чьих рук. Спектакль «Случай в зоопарке», правда, был записан. И пылится он где-то в недрах пермского ГТРК. И у меня на полке стоит старая запись на VHS-ке. Иногда пересматриваю и думаю, что надо перегнать на DVD, но руки не доходят. Можно было бы пить и плакать. Но пришло время петь.
Крутятся диски
Говорят, что в российском театре готовят к выпуску мюзикл «Винил». И даже новую сцену от немца Вальтера Коттке под это зрелище замостят. И даже никого не удивляет, что это происходит в провинциальном городе, в драмтеатре. Тысяча извинений. Конечно, Пермь в сфере культуры де факто из провинциального ряда выломилась, да и театр уже, конечно, давно уже не драм, а Театр. Десять лет жители города привыкали, что прозу Достоевского и Пастернака, и даже пьесу Андреева, можно пропеть — и вполне достойно. И привыкли. И еще никого не удивляет, что свою первую «Золотую маску» театр Театр получил именно за мюзикл «Алые паруса» — была отмечена режиссура Бориса Мильграма. При этом нужно не забыть, что вторая «Маска» в этот же год, — а если быть корректным до конца, то первая, — была отдана многолетнему руководителю пермского академического драмтеатра Ивану Бобылеву. Совпадение, может, и случайное, но знак преемственности просматривается.
Мильграм пришел в театр, где актеры всегда хорошо пели, так что в этих стенах культурную революцию совершать не пришлось. Все шло эволюционным путем и своими силами. Например, еще при худруке Иване Бобылеве появился музыкальный спектакль по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» с актрисой Ольгой Пудовой в заглавной поющей роли Элизы Дулиттл. Не удивительно, что Ольга Пудова, лауреат конкурса актерской песни им. Андрея Миронова, легко перешагнула в новые поющие постановки. Чего там — перешагнула дружным строем вся труппа. В мюзикле Александра Журбина «Владимирская площадь» поют в сольных партиях и в хоре все – от студентов до народных артистов. И в «Докторе Живаго», и в «Жизни человека», и в золотомасочных «Алых парусах». Не все народные и заслуженные были и есть в восторге от того, что ушли с «сольных партий в хор», но никто дверью не хлопал, писем подметных не писал, а все пошли к концертмейстеру распеваться. И это еще один плюс Ивану Тимофеевичу – и приглашенные режиссеры, и композиторы, да и актеры, которые приехали в театр в последнее время дружно говорят, что труппа пермской драмы отличается дисциплиной и интеллигентностью. Уж, во всяком случае, водевильной расхлябанностью театр никогда не страдал – опять же традиция.
Вообще-то главным именинником на этом поющем празднике жизни стал отнюдь не Борис Мильграм, а музруководитель театра Татьяна Виноградова. Вот она-то и потащила театр на новый поющий и музицирующий уровень. Репетировала целые куски спектаклей с артистами, собрала вполне приличный оркестр, сама встала к дирижерскому пульту. И, наверное, это и есть, как минимум, два кита, на которых можно запустить в плаванье музыкальный театр хоть в провинции, хоть в столице – поющие актеры и одержимый музыкой помощник худрука.
Это, так сказать, руководство к действию для любого губернатора или регионального министра культуры, которые захотят завести у себя такую нетихую радость, как театр мюзикла. Что еще? Конечно, деньги. Как же без них ставить мюзиклы — удовольствие дорогое, с какой стороны ни возьмись. Счета приходится подписывать с первых шагов – гонорары автору либретто, композитору, режиссеру… А так же сценография, свет, звук, костюмы и так далее, так далее. Шукать денежки придется, в основном, в местном бюджете. Театру-Театру до сих пор это удавалось. Правда, с переменным успехом. Недавние стычки театра с местной властью по поводу финансирования и скандалы с невыплатой зарплаты актерам тому пример. Но что поделать, если проект запускается при губернаторе, который любит и ходит в театр, причем не VIP-ложу, а сидит в джинсах и свитерке среди зрителей, а затем приходит другой губернатор, который предпочитает, допустим, футбол.
Тема финансирования — очень интересная, но отдельная, тем более, что в спорных ситуациях ей любят жонглировать, как мячом. Меня же, как зрителя, волнует только театр. Хоть убейте и киньте в меня мячом, считать деньги театра не хочу. Хочу смотреть качественные спектакли. Мне нравится, что театр планку опускать не хочет. И, наверное, правильно, потому как хорошо сделанный мюзикл – это не только зрелищное представление на самую широкую аудиторию, но и курица, которая несет золотые. Во всяком случае, в минувшем году мюзикл «Алые паруса» шел по бродвейском принципу потоком, залы собирал, потому как люди ходили не по одному разу, и, думаю, сборы делал. Стоит ли от этого отказываться?
В чем же заслуга Мильграма? Да просто гнет человек свою линию. Упрямо и не бездоказательно. Он снова и снова убеждает, что в провинции можно сделать мюзиклы высокого уровня. И пермская «Владимирская площадь» превосходила питерский аналог, и «Алые паруса» московским не уступают, а недавняя премьера спектакля-кабаре «Восемь любящих женщин» и вовсе, как модно сейчас говорить, – эксклюзив. И эта премьера могла бы украсить репертуар любого музыкального столичного театра.
8 поющих женщин
Многолетняя вокализация всего театра привела к тому, что появились не только драматические, но поющие звезды, в первую очередь среди женской актерской труппы. Для них Мильграм и поставил широко известный опус, в основном, по фильму Франсуа Озона. Честно говоря, хорошо поющих актрис в театре намного больше, но не все вписались в жанр ироничного французского детектива. Выделить этот спектакль хочется потому, что он отличается чистотой стиля. Если в «больших» мюзиклах театра возникали местами провисы и провалы – то декорации не работали в полной мере, то герой «не тянул» вокальную партию, то костюмы коробили псевдоконцептуальностью, а попросту вульгарностью, тогда как спектакль по пьесе Робера Тома сбалансирован, как французский соус: музыка, костюмы, актерская игра и импровизация вкусно смешаны режиссером. А еще добавлена ирония и издевка, присущие спектаклям отнюдь не развлекательным, а интеллектуальным. Да и музыка совсем не французская, а своя, питерского композитора Виталия Истомина, и она подогнана под каждую актрису, с расчетом на ее вокальную и актерскую индивидуальность. Художник Ирэна Белоусова одела восемь женщин в стильные костюмы в стиле pin-up красно-белой расцветки. И ирония здесь просматривается многослойная – игра в жизнь, игра в Театр.
Спектакль играется в компактном пространстве – на сцене, где умещаются и зрители, и актеры, и даже оркестр. Все взаимодействуют со всеми – оркестранты подыгрывают актрисам, а актрисы легко подтрунивают над зрителями, интригуя незапланированными паузами, дразня веселыми надписями на стене, которые они по-хулигански рисуют мелом, и с удовольствием собирают аплодисменты за вокальные партии.
Заводилой этого спектакля стала дочь режиссера Эва Мильграм, которая очевидно обладает артистическим даром и не смотря на свои 16 лет не стесняется брать игру на себя в роли энфант-террибль Катрин. Во всяком случае, она не уступает своей матери, актрисе Ирине Максимкиной в роли стервочки Луизы. Вообще, актрисы с удовольствием устраивают клоунаду – и Ирина Козлова, в роли Маман, уморительно фарсовая Мария Полыгалова — Огюстина, и Ольга Пудова — Шанель, которую совсем уж по цирковому намазали темным гримом, и она с удовольствием мажет окружающих «гуталином», мол, раз уж играем, так вот вам. А Елена Старостина, которой выпала статичная роль Мадам, похоже, даже завидует коллегам и, если уж ей выпадает шанс пошалить, разбить о голову маман бутылку, делает это уморительно элегантно.
Такой клубок импровизаций и вокальных номеров был возможен только в хорошо сыгранной команде. В команде, которая складывалась те самые 10 лет Мильграма и «строительства» театра Театр. В этом «юбилейном торте» можно легко различить три актерских слоя: актрисы эпохи Ивана Бобылева – Елена Старостина и Ольга Пудова, актрисы, пришедшие уже в обновленный театр, и те, кто и делал его поющим, такие, как Ирина Козлова или Анна Сырчикова. И юные дарования, такие, как Эва Мильграм, которой удалось легко впрыгнуть в сложно организованный спектакль.
От Чижа до Иванова
Мильграма часто упрекают, что он серьезный драматический театр превратил в оперетку. Однако в этом году на «Золотую маску» претендует стопроцентная «драма» «Географ глобус пропил». Режиссер Елена Невежина. Да, постановщик не наш, не пермский. «Ужас-ужас!» — наверняка вскрикивают любители местечкового патриотизма. Хотя традиция приглашать режиссеров уходит корнями в «дремучие» советские времена и считается нормой в современном мировом театре.
И не только в театре. Почему никто не рвет волосы на голове от того, что пермским футбольным клубом «Амкар» руководит Станислав Черчесов, а не, скажем, воспитанник пермского футбола Константин Парамонов? Нет, «Амкар» выигрывает и, кажется, все довольны. Однако, худруки творческих команд и площадок, прибывшие из других мест, пермских патриотов лишают сна и покоя.
Это было лирическое отступление. А спектакль «Географ глобус пропил» взбудоражил знатоков и критиков, и они потянулись в Пермь смотреть постановку. Появилась, знаете ли, в Москве, в экспертной среде такая неплохая традиция – ездить в Пермь на премьеры, и оперные, и драматические. И размягчил пермский «Географ», который иные спецы ставят даже выше фильма Велединского, жестокие критические сердца. Ибо многие критики средних лет, как и герои романа Иванова, «родом» из 90-х, из эпохи «после Цоя». А размягчителем стал вокал актера Олега Шапкова, который весь спектакль поет песни ЧИЖа и Летова под пассажи маленького оркестрика. Живая музыка, живой голос. И живой отклик в зале – до слез, до глубокой печали. И все это возникло явно без натуги, просто как естественный продукт тетра, где живет не только драма, но и музыка.
Получит ли пермский «Географ глобус пропил» премию «Золотая маска»? Может, да, а, может, и нет. Российский театр сейчас переживает очередной ренессанс, и соперники у пермяков более чем серьезные. Но совершенно очевидно, что пермякам никто уже не делает скидочку на провинциальность. Все всерьез, все по Гамбургскому счету.
Апропо: о несгораемых красных человечках
Борис Мильграм, конечно, создал в Перми не только синтетичный современный театр – он пытался изменить все пространство вокруг театра. Да, культурная революция захлебнулась, «баррикады» разобраны, и об этом сказано много-много слов. Но кое-что осталось. И не только красные человечки, которые иные варвары пытаются сжечь. Да, арт-объекты можно сжечь, стащить на свалку и притащить оттуда что-то иное, например, памятник Дзержинскому, как это пытаются сделать в Москве. Но культурная революция прошла волной не только по улицам города и края. Она прошла по сознанию людей, изменила их. В Перми появилась широкая публика, которая готова принимать спокойно то новое и необычное, что ей предлагают артисты, музыканты, художники. Все то, что появилось за последние 10 лет второго пришествия Мильграма. 
Фотографии Евгения Фофанова и с сайта Театра-Театра
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука