или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
12 марта 2014
0
1 009

Платить за время. Единый билет введут в Новосибирске

Муниципалитет Новосибирска ​анонсировал переход на новую систему оплаты за проезд, предусматривающую введение единого билета. Такой проездной документ позволит совершать бесплатные пересадки – но в рамках ограниченного времени. В достоинствах и недостатках будущей системы попробовал разобраться корреспондент Рустории.
На сегодня городской пассажирский транспорт в Новосибирске ежесуточно обеспечивает перевозку более 1 миллиона человек. В метро, частном и муниципальном пассажирском транспорте действуют разные системы оплаты. По оценке экспертов, пока 80 процентов пассажиров предпочитают расплачиваться наличными с кондукторами. Однако эта ситуация может в скором времени измениться. Единый билет, по замыслу городских властей, позволит задействовать транспортные хабы, разработка которых ведется уже несколько лет. 
В частности, на сегодня самыми готовыми хабами в городе являются площадь Маркса, Речной вокзал и площадь Гарина-Михайловского. Так, в минувшем году на площади Маркса была открыта бесплатная дневная стоянка автомобилей. Расчет властей прост – горожане, которые едут на работу в центр из спальных районов, могут оставлять здесь свой автомобиль и пересаживаться на метро. Благодаря этому снижается нагрузка на стоящие в вечных пробках Октябрьский и Дмитровский мосты. 
Проект единого билета позволит задействовать хабы еще интенсивней – благодаря такому проездному билету горожанин сможет делать неограниченное количество пересадок за те же деньги. Правда, ему придется уложиться в определенное время, иначе билет «сгорит» и придется доплачивать наличными.
Исполняющий обязанности мэра Новосибирска Владимир Знатков, комментируя запуск единого билета, отметил, что пилотные маршруты перейдут на него до конца 2014 года. «Мы не можем сейчас маршруты разбить, а надо бы, чтобы через мосты не ездил общественный транспорт, в частности, через Октябрьский. Доехал до метро, пересел, проехал на другой берег, но все это в одном билете за определенное время», — подчеркнул Знатков.
Разработкой новой системы для оплаты проезда в общественном транспорте на данный момент занимаются специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения. Планируется, что сначала единый билет будет работать в пилотном режиме на нескольких маршрутах. Если эксперимент завершится удачно, систему в течение 3-4 лет перенесут на весь новосибирский общественный транспорт. Сам же единый билет, скорее всего, будет представлять собой электронную карту, платежи по которой будут возможны только по безналичному варианту.
Новая система единого билета позволит муниципальным властям разбить длинные маршруты на несколько коротких – с тем расчетом, чтобы между ними пролегало метро, которое для Новосибирска является единственным транспортом, не страдающим от пробок. Такая муниципальная транспортная сеть должна стать более эффективной, уверены специалисты.
В мэрии рассчитывают, что все платежи за проезд будут перечисляться в единый расчетно-кассовый центр, который позволит упростить получение денег перевозчиками. Правда, некоторых частных перевозчиков эта перспектива не обрадовала. Антон Мельников, владелец нескольких автобусов на маршруте 1030, отметил, что наличный расчет пассажиров для него предпочтительней. «Сейчас платежи по льготникам мэрией задерживаются минимум на месяц. Если все деньги будут идти через муниципалитет, боюсь, что перевозчиков просто вынудят работать в кредит», — сообщил Мельников.
Эксперты отмечают, что одним из самых сложных моментов, с которым придется столкнуться властям при внедрении новой системы оплаты, станет большое количество частных перевозчиков, которых необходимо обеспечить единым комплексом проверки и оплаты билетов. Специалисты также подчеркивают, что введение единого билета потребует оснащение транспорта специальными терминалами. В идеале подобные терминалы – для покупки билета и пополнения «электронного кошелька» — должны появиться и на большинстве остановок общественного транспорта. Эти затраты пока еще никто не считал, однако уже сейчас ясно, что они немалые.
Еще одним отрицательным моментом может стать удорожание проезда – в Москве введение единого билета привело к повышению стоимости поездки почти на четверть. Однако есть и положительные стороны. Специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения уверены, что единый билет снизит интенсивность пробок на самых загруженных магистралях Новосибирска. 
«В первую очередь выиграет Октябрьский мост, ведь у него есть дублер в виде метромоста», — сообщил Рустории один из разработчиков будущей системы Сергей Козлов. Эксперт считает, что положительным для перевозчиков станет и возможность избавиться от кондукторов, однако до полного введения автоматизированной системы расчета на транспорте, по предварительным оценкам, пройдет не менее трех-четырех лет.
Отметим, что новосибирцев к данному сценарию хотят приучить загодя – уже в конце 2014 года на линии выйдут около 50 трамваев и троллейбусов, в которых не будет кондукторов. Рассчитываться в них можно будет через терминалы, установленные в салонах. Скорее всего, успех или неудача данного пилотного проекта серьезно повлияет на внедрение единого билета.
На сегодня система единого билета действует только в Москве. С апреля 2013 года пассажиры в столице могут завести «электронный кошелек», а также купить билет «90 минут», который предусматривает одну поездку на метро и неограниченное количество пересадок на наземном общественном транспорте в течение 1,5 часов. Стоимость такого единого билета – 50 рублей.
Отметим, что единый билет, предусматривающий повременную плату за проезд, на сегодня существует практически во всех крупных городах Европы. Например, в Вене такая карточка стоит чуть больше 5 евро. При этом она действует весь день – с 8:00 до 20:00, кроме воскресенья и праздничных дней. Для ее использования карточку необходимо прокомпостировать в специальном приемнике.
Опыт Москвы говорит о том, что единый билет положительно влияет на уменьшение пробок, а также способен серьезно сократить очереди в кассы метро. Так, в текущем году пассажиры московского метро стали тратить на 27 процентов меньше времени, покупая билеты. Об этом на днях на своей странице в социальной сети сообщил руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов. Чиновник отметил, что добиться этого помогло введение в минувшем году единых билетов.
В новосибирском метрополитене проект единого билета восприняли положительно. Начальник метро Новосибирска Владимир Кошкин сообщил, что нововведение сделает подземку основой для современной, более рациональной транспортной системы. Главное в этой ситуации – быть готовым к увеличению пассажиропотока, подчеркнул Кошкин.
Что касается стоимости будущего единого билета, то здесь мнения экспертов разошлись. Если частные перевозчики уверены, что продавать его будет нужно минимум за 30 рублей, то в городском департаменте транспорта точную цифру Рустории сообщить отказались, сославшись на то, что расчеты только ведутся. Известно, что границы рентабельности для такого билета в условиях Новосибирска находятся в пределах от 28 до 35 рублей.
В финале своего исследования корреспондент Рустории решил узнать мнение горожан по поводу единого билета. Для этого пришлось спуститься в метро. Подавляющее большинство опрошенных пассажиров оценили проект негативно или нейтрально. Горожане боялись, что при пересадках придется стоять на остановках по 20-30 минут, что в итоге приведет к аннулированию билета.
«Нужно делать билет на весь день», — заявил один из опрошенных, студент Петр. «Или добиваться, чтобы интервалы движения на маршрутах были в пределах 7-8 минут», — добавила его подруга Анна. Также значительное количество участников мини-опроса говорили о неудобстве большого количества пересадок зимой, когда выход из теплого автобуса на продуваемую всеми ветрами остановку попросту некомфортен. «Лучше еще 15 минут посидеть в транспорте», — заключила молодая мама Дарья.
Уже сейчас можно говорить, что нововведение столкнется с инерцией и определенным противодействием новосибирцев. Однако, похоже, другого выхода у муниципальных властей нет. Для решения проблемы новосибирских автомобильных пробок, которые в минувший год по версии специалистов Яндекса впервые догнали московские, все средства хороши.
Фото: canon-fan.com
Субботний Рамблер
Рекомендации
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука