или зарегистрируй аккаунт Рустории Укажи свой e-mail
Готово! Принимай от нас письмо
с паролем для входа на сайт.
22 декабря 2013
6
3 172

ПОД ГРИФОМ «П»: СЕНСАЦИОННОЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕ

В Перми сняли комедийный мокументальный сериал. Искусствоведы могли бы назвать его визуальным осмыслением пермской культурной революции. Бихевиориcты – в самом его появлении и реакции на него публики — найти типичные стигмы современного российского общества. Но пока заметили его только интернет-зрители – и в основной массе они негодуют и жаждут развенчания мифов.
Новое творение совсем не похоже на предмет гордости пермяков – тоже псевдодокументальных «Реальных пацанов». На этот раз в центре пермского мокументари – бескомпромиссное журналистское расследование. Всё начинается за кадром. Праймовая редакция одного из федеральных телеканалов, проследив траекторию падения челябинского метеорита, направляет своего корреспондента… в Пермь. У проницательных и бесстрашных телевизионщиков нет сомнений, что именно в этом, некогда режимном, городе скрывают всю ужасающую правду о попавшем на Землю небесном теле.
На месте спецкор Эрик Кадыров сталкивается с беспрецедентной изощренностью пермских служб: никто даже не пытается скрывать информацию. Все эксперты легко идут на интервью, а секретные объекты открыто лежат на улицах города без охраны – лишь периодически рядом появляются крошечные отряды МЧС для проведения плановых работ. Как известно, самый лучший способ спрятать предмет – положить его на видное место.
Меж тем, по мере того, как Эрик приближается к разгадке космической тайны, он увязает в пермском информационном пространстве, как в болоте; бездна непонимания, что же на самом деле происходит, растет. И репортер не может вырваться из Перми уже физически…
«Все совпадения с вашей реальностью случайны», — постскриптум в каждой серии предупреждают авторы, втайне надеясь, что образованная публика по достоинству оценит предложенную ей игру для ума. Но при этом они так точно имитируют пародируемый жанр – скандальное расследование – что выведенные из равновесия зрители яростно пускаются в обвинения и разоблачения.
Из комментариев в ютьюбе (здесь и далее орфографию и пунктуацию не сохраняю, выбираю только реплики с нормативной лексикой):
  • - Это что за бред?!!! Какие два миллиона пермяков были затоплены в метро (которого не было), если столько человек никогда не жило в Перми???
  • - Почему два очкарика, одному из которых пора к логопеду, это знают?
  • - Автор – придурок, раз выпускает такую чухню. Мозг у него, похоже, кто-то заховал. Да и с фактами проблема.
  • - Про Атлантиду, конечно, перегнули, но я знаю точно, что подземелья Перми засекречены сильно, — это я знал еще в семидесятые годы двадцатого века от отца.
  • - Люди, которые снимали это видео, вы там перекурили?????
И лишь немногие понимают, что перед ними – сатира.
  • - Отсутствие чувства юмора (и непонимание юмора) является косвенным свидетельством низкого интеллекта. Но, если многие поверят, и потом начнётся бугурт, люди зададутся вопросом: “Ежели здесь так, то на Рен ТВ, стало быть, что???” :-)))
«Под грифом «П» — действительно, пародия на документальные циклы РЕН ТВ, претендующие на глобальный пересмотр общепринятой картины мира. Значимость раскрываемых в сериале тайн авторы подчеркивают названием, ассоциативно отправляя зрителей в закрытые архивы, где под различными грифами секретности хранятся сведения государственной важности, — «Под грифом «П».
— Однажды вечером мы с мужем включили РЕН ТВ, посмотрели несколько минут и давай хохотать: «Кто эти псевдоученые с какими-то невероятными должностями в институтах не существующих наук?! О чем они вещают?!». И мы вывели формулу телевизионного бреда: говорить много, не без ноты тревожности в голосе, быстро менять кадры и логику – и зрители сбиты с толку напрочь, — рассказывает Лена Антонова, автор закадрового текста в сериале и исполнительница роли Антуаны Эленской, адепта школы эзотерической сущности. – Мы стали придуриваться: «А давай сделаем такую же штуку!» — «Давай-давай! Про Пермь можно придумать много всяких приколов». Я рассказала эту идею Женьке [Евгении Боринских, продюсеру проекта, благодаря энергии которой сериал смог состояться, – прим. ред.]. Всё завертелось. И тут упал метеорит! Мы решили, что этим надо воспользоваться. Всё! Мы придумали историю и начали снимать.
Работа над сценарием шла кропотливо и весело. Как только креативные продюсеры определялись с темой очередной серии и основными сюжетными поворотами, они устраивали виртуальный мозговой штурм в закрытой группе творческой лаборатории «Птах» в VK.
Елена Антонова:
— У нас есть Витя Пермяков, у которого самый сумасшедший мозг, на все наши заготовки он выдавал парадоксальные рефлексии: «Да вы ничего не знаете! Правда такая! Ученые провели эксперимент. Если пшенице говорить: «Твердый знак!» — то она не плодоносит. Поэтому москвичи, решившие прекратить род Перми, произноcят [Пер’м’] твердо». И подобных теорий он придумывал множество.
Женя Боринских, лидер ТЛ «Птах»:
— У нас почти все версии приходили внезапно. Про тех же землероек на дорогах. Мы шли с Сашей Аюповым, я ему пересказывала сюжеты, которые мы собирались взять в третью серию. Дескать, ямы делают во время своих лабораторных работ студенты автодорожного факультета политеха, и на пятом курсе сами же их закапывают, и то, и другое – в сугубо научных целях. Или – местные чикули [от англ. chicken – курица – прим. ред.] металлическими набойками на каблуках пробивают тротуары. Или – всему виной чернобыльское облако, которое сделало токсичными снег и дождь, и они разъедают пермский асфальт. И вдруг Cаша резко останавливается: «Нет, Женя!» – «Что – нет?». Саша: «Это землеройки!». И я понимаю: это настолько абсурдно, что не взять эту версию невозможно.
Елена Антонова:
— Все верно! Люди издревле c благоговением относились к землеройкам. Посмотрите на изображение святого Галла! Вы все еще думаете, что рядом – медведь?
Евгения Боринских:
— А моя любимая шутка, что пустырь на месте снесенного фонтана около драмтеатра – на самом деле никакой не пустырь, а памятник пермскому асфальту, родилась вообще во время съемок. Ее придумали Саша Никитин и Антон Глухов, пока ждали съемочную группу и медитировали на асфальтовую заплату там, где еще недавно били струи.
Было:
Стало:
Евгения Боринских:
— Когда упал метеорит, меня осенило: «Всё понятно! Мы скажем, что Зеленое яблоко около Горьковки – это не арт-объект Жанны Кадыровой, а свалившееся на Пермь небесное тело. И пермская культурная революция была затеяна для того, чтобы скрыть от народа правду.
Евгения Боринских:
— С самого начала мы понимали, что надо делать многосерийную историю. Мы хотели рассказать, например, будто те же «культурные революционеры» под видом художественного объекта установили в городе деревянную П, чтобы использовать ее, как телепорт для передачи денег в Москву. На самом деле разве это было не так? Мы придумали, что наша экстрасенс Алена зайдет под бревенчатый свод П, но не упадет по традиции в обморок, а исчезнет: «Я стою на Красной площади!!! Что мне делать?!!». Конечно же, в наших планах было снять фильм и про Башню Смерти.
C Башней Смерти (зданием Пермского краевого УВД) связано, пожалуй, самое большое количество городских выдумок. Кто-то говорит, что в 1937-м там расстреливали людей, и неприкаянные тени погибших будут пугать преемников своих палачей до тех пор, пока те не вынесут из подвалов орудия пыток. Любители крепкой руки называют Башню Смерти образцовым заведением правосудия с законченным циклом: суд, тюрьма, казнь. Просвещенные горожане, понимая, что в здании, построенном в 1952 году, никаких ежовских застенков быть не может, настаивают, что шедевр сталинского ампира был возведен на месте бывшего НКВД, что там сохранились тайные подземные магистрали, ведущие в пермские тюрьмы, и многие заключенные томятся в Башне Смерти до сих пор. Реалисты утверждают, что Башня получила свое название после того, как в один из жарких дней из открытого окна на втором этаже во время допроса выпрыгнул преступник, решивший сбежать, но следователь успел в него выстрелить, и на землю беглец упал уже мертвый. А романтически настроенные дамы, смахивая слезу, рассказывают о паре влюбленных: «Девушку заточили в Башню в то время, как ее возлюбленный умирал, и она сбросилась вниз».
— Мы хотели показать, что с Башней на самом деле все просто, и люди зря выдумывают кровавые байки, – веселится Женя Боринских. – Нашей основной версией было, что здание УВД спроектировала архитектор по фамилии Смерть, поэтому оно так и называется: Башня Смерти. [Настоящее имя архитектора — М. А. Перелешин – прим.ред.] Но потом мы поняли, что никто нас с нашим проектом в краевое УВД не пустит, и мы решили отказаться от этой темы. Как и от многих других. Мыслей было много, но формат скандального расследования нас, как людей со здоровой психикой, мало-помалу начал утомлять. И мы ограничились четырьмя сериями.
— Как можно поверить в такое? – удивляется Лена Антонова, просматривая «Под грифом «П». — Я вообще не могу понять людей, которые ведутся на наши провокации. В искаженных фактах они не замечают наших маркеров: «Эй, парни, мы шутим, повеселитесь вместе с нами!» — а всерьез думают, что мы обкурившиеся отморозки с тремя классами образования. Нас это бесконечно смешит.
Евгения Боринских:
— Люди выискивают наши будто бы косяки и не замечают главного. Их точно так же обманывают по телевизору. В первых сериях мы прямо транслировали эту мысль: с информацией надо уметь работать, давали подсказки людям, но они ничего этого не прочитали!
Елена Антонова:
— У нас очень много тонких вещей для интеллектуалов. Для тех, кто способен разглядеть наши шутки и получить от этого удовольствие. Например, наш алмазовед в третьей серии, прислушайтесь к английской речи, говорит о том, как делать греческий салат. А мы переводим про углерод в асфальте.
Евгения Боринских:
— Чтобы передать привет знатокам востока, мы посадили Антуану Эленскую на фоне перевернутого ома. Мы специально его развернули, чтобы намекнуть, что у нас всё вверх тормашками. И, думаете, мы по незнанию называем Гоголя Василием Николаевичем, а Заратустру – Заратучтрой?
Из комментариев в ютьюбе:
  • - Это дипломный проект чела из театрального универа.
  • - В титрах благодарность Театру «Сцена-Молот» – понятно, откуда актеры.
— То, что нас принимают за профессионалов, нам, конечно, льстит! – смеется Лена Антонова.
— Единственный человек в нашей съемочной группе, который играет на «Сцене-Молот», — Дима Тронин, — говорит Женя Боринских.
Дмитрий Тронин — физик с университетским дипломом, Евгения Боринских и позвала его на кастинг в один из спектаклей, когда работала в театре зав. труппой. Он там остался. Но он не в штате.
Людей, сделавших «Под грифом «П», объединяет студклуб классического пермского университета (ПГНИУ), или еще точнее – творческая лаборатория «Птах». У всех у них – больше, чем три класса образования. Женя Боринских, например, закончила мехмат, а Лена Антонова – филфак. Есть в команде – дипломированные историки, географы, экономисты… Так часто бывает: в студенческие годы люди вместе играют в театр, а потом дружат всю жизнь.
Пермяки, которые мало-мальски следят за культурным процессом в городе, как минимум, в двух участницах «Под грифом «П» могут узнать музыкантов группы «Чехов-друг». «Антуана Эленская» там поет, а «экстрасенс» Алена Иванова играет на виолончели.
— Лица многих наших «экспертов» — на виду, может, поэтому их принимают за профессиональных актеров, — делает предположение Евгения Боринских. – Мы просто выбирали тех из друзей, кто подходит по типажу. Аркадий Нежных – филолог Рома Шляпин, а Анатолий Курцвайль – Антон Глухов с мехмата. Пострадавшая Алевтина — Юля Сырова. Эрика Кадырова на самом деле зовут Николай Иващенко.
— Имя корреспондента родилось спонтанно – когда мы снимали у Горьковской библиотеки, — подхватывает Лена Антонова. – Там на табличке около Яблока написана фамилия скульптора: «Кадырова». Жанна Кадырова. А на кирпичной сердцевине самого Яблока кто-то уже нацарапал: «Эрик». И мы это соединили! Эрик Кадыров. Решили, что это очень смешно. Как-то очень актуально – все эти межкультурные связи.
Евгения Боринских:
— Закадровый голос делает нам процентов восемьдесят. Это известный блоггер-тысячник Максим SNAILKICK Киселёв, он тоже пермский, но живет в Питере. Сначала он озвучивал наши тексты скрепя сердце: «Зачем вы увеличиваете энтропию? Разве и так мало информационного мусора?». А потом вроде бы смирился.
— В комментариях к нашему сериалу его обвиняли, будто он продался желтой прессе: «Снэйл, много тебе заплатили?» — рассказывает Лена Антонова. – На самом деле Макс не может даже сказать, что работал за еду. Он не получил от нас ни копейки. Мы всё делали на энтузиазме. А Макс просто оказывал дружескую услугу нашему гениальному монтажеру Антону Глухову.
— На монтаже родилось много шуток – на уровне видеоряда – именно стараниями Антона, — добавляет Женя Боринских. – А Лена у нас написала практически все текcты.
— Закадровый, в основном, — скромно уточняет Лена. – Эксперты импровизировали прямо перед камерой – по заданному пунктиру. Я лишь набрасывала для них некоторые тезисы.
— Лена – у нас многостаночница, — улыбается Женя, — она не только актриса и сценарист. В квартире потерпевшей Алевтины, у которой дом ходит ходуном из-за подземных поездов, Лена трясет стол.
— Кстати, мы эту девочку, Алевтину, взяли потому, что на нее упал шлагбаум, у нее есть реальная справка о сотрясении мозга, но мы забыли эту справку снять, — говорит Лена Антонова.
Евгения Боринских:
— У нас съемки проходили на одном дыхании. Мы обычно долго запрягали, готовились, а снимали, как правило, за один день всю серию. Что-то получалось не так, как мы задумывали, а что-то — даже лучше, о чем мы и не мечтали. Например, когда у нас Эрик Кадыров обследовал Яблоко, подъехали МЧС-ники и стали зачем-то ковырять гидрант. Конечно, мы их взяли в кадр! Лучше и не сыграешь, всё документально! Или когда мы прибыли снимать Алевтину, около ее дома уже стояли милиционеры, мы не стали рассусоливать и быстро сняли Эрика на их фоне. И точно так же с трещинами на дорогах: мы просто искали раскуроченный асфальт. Нашли, подходим и видим, что его начинают загребать: «Снимай Снимай!».
Елена Антонова:
- А когда экстрасенс Алена прыгала вокруг ямы, лечила от порчи дорогу, появилась какая-то бабушка и стала нас крестить: «Изыди, нечисть!». Самое-то замечательное — эту яму через два дня засыпали, закатали. Помогли, значит, наши заклинания!
Евгения Боринских:
— Для той же «дорожной» серии мы хотели подойти к натуральной азербайджанской бригаде рабочих и задать им вопрос: «Зачем вы, ребята, воруете пермский асфальт?» — чтобы они непонимающе на нас посмотрели. Но когда мы пришли снимать, работала только русская бригада. И мы просто отказались от этого эпизода.
Елена Антонова:
— И если с самого начала мы оттолкнулись от падения метеорита, реального информационного повода, чтобы начать съемки, то потом мы как будто предугадывали события.
Евгения Боринских:
— Например, когда мы сделали историю о том, что арабские шейхи маскируются под азербайджанских и таджикских рабочих, чтобы вывозить асфальт из России, в Москве начались миграционные чистки.
Елена Антонова:
— И даже больше! В новостях сказали, что в некоторых городах России и, в частности, в Перми арабские шейхи собираются финансировать строительство дорог! Что это?!
Евгения Боринских:
— Мистика!
…И, наконец, сенсация. Окончательное и бесповоротное разоблачение мокументари «Под грифом «П». Подавляющее большинство фактов, которые упоминаются в сериале, — чистая правда. И в этом его необычность.
Как правило, авторы мокументальных историй, создавая свой мир, используют алгоритмы и условия реальной жизни, и лишь несколько сюжетообразующих линий у них вымышлены, при этом фиктивное не нарушают общую логику. Точно так же ребенок, когда учится говорить, произносит придуманные слова, условно: “Глокая куздра”, – и остается при этом в системе языка. Например, у Федорченко в “Первых на Луне”: СССР, стремление быть впереди планеты всей, секретные исследования – было? Было! А главное событие фильма – полет советского человека на Луну – вымысел. Но по своей сути оно идеально вписывается в общий контекст эпохи.
В сериале же «Под грифом «П» логика умышленно разрушается, история строится на абсурдном сочетании реальных событий и достигает взрыва, когда добавляется немного измышлений.
Елена Антонова:
— Если вспоминать сюжет про Зеленое яблоко, правда — что Нью-Йорк называют большим яблоком, что в мире проходят сельско-хозяйственные яблочные фестивали, что яблоко занимает важное место в мифологии многих народов и с ним связано множество обрядов. И то, что станция «Мир» была затоплена, — правда! Но мы добавляем, что конец «Мира» был связан c яблоком, — и одним штрихом перечеркиваем всё!
Евгения Боринских:
— Или, например, в «Дорогах» справка о Модерахе абсолютно точная. При нем действительно в Перми были построены магистрали европейского уровня. Это подтверждали иностранцы – англичане, французы. И при этом генерал-губернатор не брал денег из казны. И мы допускаем тонкую иронию, говорим, будто бы наши чиновники продолжают славные традиции Модераха. Они всеми силами борются за пермские дороги: попробуйте каждый год засыпать, строить, засыпать, строить. Власти знают и о порче, и о землеройках, но стоически об этом молчат, чтобы не травмировать народ.
Елена Антонова:
— И даже Антуана Эленская в своих безумных эзотерических теориях перечисляет правдивые факты! В Перми действительно хоронили дороги и в трещинах высаживали цветы. И древние обряды для снятия дорожной порчи у пермских колдунов реально существовали! И так у нас у всех экспертов во всех сериях!
Евгения Боринских:
— Моя мечта, чтобы наши ролики показывали на уроках истории. Чтобы учитель говорил: «Если вы вычлените отсюда правду, то я вам поставлю за четверть пять с плюсом». И еще раз хочу повторить. Люди!!! Ваc пичкают информацией всякого рода, вы, пожалуйста, просто остановитесь и проанализируйте всё, что вам навязывают. Именно для этого мы и сделали «Под грифом «П».
Премьера заключительной серии “Под грифом “П” будет театральной. Прежде чем она появится в интернете, ее покажут на большом экране в Черном зале в студклубе ПГНИУ 27 декабря 2013 года в 20:00. Вход свободный.
P.S. Довольно-таки обширную коллекцию европейских мокументальных фильмов русскоязычные фанаты жанра собрали здесь.
P.P. S. Девушки ТЛ «Птах» — королевы самоиронии
Субботний Рамблер
Рекомендации
"Ленин-гриб" Курехина им все равно не переплюнуть))))
Курёхина никому не переплюнуть.) Но у "Грифа "П" и задачи другие.)
Здесь был огромный интересный текст. Куда он делся?
...Я отказываюсь в это верить. Статья исчезла!(((
А повторить статью попробуйте, в разделе "редактировать".
это событие, определенно)
JPG, PNG, GIF (не более 2 Мб)
1000
Ctrl+Enter для публикации комментария
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
Подпишись на Русторию,
не будь злюкой.
Нажмите «Подписаться на новости», чтобы читать
новости Рустории в Вконтакте.
Вконтакте
Facebook
Twitter
Спасибо, я уже подписался на Русторию
18+
|
ИнтернетТранспортРекламаТранспортСпортПутешествияЕдаПриродаПолитикаОружиеЭкономикаИсторияЗдоровьеМузыкаНаука